Елена Сидорчук
Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 194»
Методическая разработка по теме
«Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитие певческих навыков младшего возраста»
Разработала:
Музыкальный руководитель
Сидорчук Елена Григорьевна
Здоровье сберегающие технологии –
это система мер, направленных на улучшение
здоровья участников
образовательного процесса
Публикация «Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков детей младшего возраста» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Цель: Развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни
Главный принцип проведения этих занятий – это взаимосвязь речи, музыки и движения.
Данные занятия включают в себя:
* речь с движениями;
* пальчиковую гимнастику;
* психогимнастику и релаксацию
* дыхательную гимнастику;
* упражнения на развитие дикции и артикуляции;
* фонопедические упражнения;
* ритмопластика
После анализа занятий я пришла к выводу, что надо:
• систематизировать проведение физкультминуток на занятии (во время малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки,
• в начало и конец занятия внедрить элементы, позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодрить, успокоить,
• систематизировать применение элементов здоровьесбережения во время танцев и игр- драматизаций.
Для решения первой задачи - систематизировать проведение физкультминуток на занятии (во время малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки,- я использую пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику, они помогают сделать разминку перед пением. Артикуляционная и дыхательная гимнастика, пальчиковые и жестовые игры интересны, занимательны, не требуют много времени(1,5-2 мин, легко запоминаются, выполняются по показу взрослого. Они позволяют отдохнуть детям в течение малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки, и в то же время не дают детям отвлечь свое внимание от слушания, разучивания и т. д.
Для решения второй задачи, поставленной в результате анализа занятия, в начало и конец занятия внедряю элементы психогимнастики, релаксацию позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодрить, успокоить,
Для решения третьей задачи, поставленной в результате анализа занятия, во время танцев и игр- драматизаций использую элементы логоритмики, психогимнастики, ритмопластики.
А сейчас мы подробнее остановимся на каждом элементе здоровье сберегающих технологий.
Речь с движением.
Стимулирует развитие речи; развивает пространственное мышление; развивает внимание, воображение; воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
«Пляска-игра с кубиками» Ю. Селеверстова
Игра-упражнение «У мишки дом большой»
Цель: развитие подражательных движений
У мишки дом большой, – дети поднимаются на носки, руки тянут вверх.
У зайки домик маленький. – дети присаживаются на корточки, руки
опускают к полу.
Мишка наш пошёл домой, – шагают как мишки, переваливаясь.
А за ним и заинька. – прыгают на двух ногах - «зайчики».
Пальчиковая гимнастика.
Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координацию пальцев рук, способствуют развитию мозга ребенка.
«Моя семья»
Этот пальчик — дедушка, - сжав пальчики в кулачки,
Этот пальчик — бабушка, разжимаем их по-очереди
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья! - сжимаем пальчики в замок
Игровой массаж.
Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре. На музыкальных занятиях массаж происходит под музыку – слова пропеваются, или ритмодекламируются, или музыка звучит просто фоном.
1-я точка: «В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли»
2-я точка: «Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок»
3-я точка: «Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим»
4-я точка: «Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись»
5-я точка: «Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть»
6-я точка: «Руки надо растереть, чтобы больше не болеть»
Психогимнастика.
Снятие эмоционального напряжения; обучение умению изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения; коррекция настроения и отдельных черт характера.
Коммуникативная игра - танец «Здравствуйте, ладошки»
«Здравствуй, мой дружок!»
Цель: развитие координации движений, воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми
Дети стоят в кругу.
Здравствуй, здравствуй, каблучок! - стучат пяточкой о пол
Здравствуй, здравствуй, кулачок! - постукивают кулачками перед собой
А теперь пойдём в кружок. - идут в центр круга, взявшись за руки Здравствуй, здравствуй, мой дружок! - приветствуют друг друга, кивая головой
Дыхательная гимнастика.
Корректирует нарушения речевого дыхания; помогает выработать диафрагмальное дыхание; помогает выработать силу и правильное распределение выдоха.
Игра-упражнение «Машина»
Цель: обучение постепенному выдоху воздуха
Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.
Артикуляционная гимнастика
Выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению.
«Окошечко», «Чистим зубки», «Большой язык, маленький язычок», «Надуваем щёчки» и т. д.
«Гласные».
Дети протяжно произносят пары гласных: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е.
Затем упражнение повторяется беззвучно.
Фонопедические упражнения
Развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание; стимулируют гортанно-глоточный аппарат; стимулируют деятельность головного мозга.
• звук “а - а” массирует глотку, гортань, щитовидную железу;
• звук “о - о” оздоровляет среднюю часть груди;
• звук “о - и - о - и” массирует сердце;
• звук “а - у - э - и” помогает всему организму в целом.
Ритмопластика
Развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус; развивает умение правильно и красиво двигаться; укрепляет различные группы мышц и осанку; развивает умение чувствовать и передавать характер музыки.
Психогимнастическое упражнение на релаксацию.
Песня-упражнение «Ай-да»
Результаты музыкально-оздоровительной работы :
• повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
• стабильность эмоционального благополучия каждого воспитанника;
• повышение уровня речевого развития;
• снижение уровня заболеваемости;
• стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды.
Заключение
Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим его людям, природе и самому себе. Поэтому на музыкальных занятиях, комплексно решаются задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Хочу добавить, что музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. И, конечно же, успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателей, которые активно помогают, организуют самостоятельную музыкальную деятельность детей в группе.