Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возрастав условиях ДОУ

Катцина Вера Александровна
Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возрастав условиях ДОУ

Внедрение в образовательный процесс ФГОС требует тщательного анализа педагогической деятельности. Одной из приоритетных задач, которые предписывает ФГОС ДО, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия [1,с. 6] Поэтому дошкольное образовательное учреждение должно стремиться создать необходимые условия для каждого ребенка, принимая во внимание его склонности и способности, состояние психического и физического здоровья.

Одним из приоритетных направлений в работе педагога по охране и укреплении здоровья детей является использование здоровьесберегающих технологий, которые заключают в себе основу педагогической технологии.

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженные этапы (пошаговость, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают:

- конкретность и четкость цели и задач;

- наличие этапов;

- первичной диагностики;

- отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;

- использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, оценки.

Любая педагогическая технология, которую использует педагог, должна быть здоровье сберегающей. Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития [2,с. 65]. Ведущим принципом таких технологий является учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, его состояния здоровья, учёт детских интересов и предпочтений.

В дошкольном образовательном учреждении в работе с детьми мы применяем такие здоровьесберегающие технологии, как: физкультурно-оздоровительные, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка – закаливание, формирование культурно-гигиенических навыков. Особое внимание в работе по физическому воспитанию уделяется технологиям развития физических качеств, закаливание детей в детском саду - воздушные и солнечные ванны, прогулки на свежем воздухе, хождение босиком, закаливание детей водой (контрастное обливание ног) и др.

В педагогическом процессе ДОУ широко используются образовательные технологии, направленные на воспитание культуры здоровья дошкольников; сохранения и стимулирования здоровья; технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная, пальчиковая гимнастика и др.). Для снятия напряжения широко используются в процессе работы с детьми динамические паузы, релаксация, ритмопластика.

Важным в своей работе мы считаем обучение детей здоровому образу жизни. Здесь используются определенные педагогические технологии в процессе физкультурных занятий, коммуникативных игр, где мы предлагаем детям систему занятий из серии «Уроки здоровья», проблемно-игровые технологии (игротренинги, игротерапия, самомассаж. Используемые в работе с детьми методы отличаются высокой профилактической эффективностью, не требуют использования дорогостоящей аппаратуры, материалов, органично вписываются в режим дня, не сложны в выполнении. Для формирования основ здорового образа жизни широко используются с детьми беседы по валеологии, где мы развиваем у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур; даем детям элементарные сведения о своем организме; помогаем формировать интерес к физической культуре и потребности в здоровом образе жизни.

Для реализации государственного стандарта в дошкольном учреждении созданы необходимые условия для здоровьесбережения детей, которые, включают в себя интеграцию образовательных областей: «Здоровье», «Безопасность», «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация».

Большое внимание уделяется приобретению необходимого оборудования, в детском саду достаточно развивающего оборудования, методического и дидактического материала для образовательной деятельности с детьми, в том числе и наличие спортивного инвентаря и оборудования. Создана современная предметно-развивающая среда, включающая в себя наличие спортивного зала для физкультурных занятий с детьми, оборудованная спортивная площадка.

Для реализации любой здоровьесберегающей технологии необходимо создание комфортных условий, атмосферы доверия, сотрудничества, сопереживания - все это способствует эмоциональному благополучию ребенка, укрепляет его психическое здоровье.

Очень важным в работе по формированию здорового образа жизни дошкольников мы считаем вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ. Это укрепляет их заинтересованность в сотрудничестве с педагогами, делает их не сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса. Широко практикуем показ образовательной деятельности (занятий) для родителей. Оформляем выставки литературы, наглядного материала, рисунков, сочинений на темы: «В здоровом теле – здоровый дух», «В стране здоровья» и др. Родители не только наблюдают, но и становятся активными участниками спортивных развлечений, игр «Знатоки здорового образа жизни», «Что? Где? Когда?», «Семейные старты». Чтобы лучше узнать взгляды каждой семьи на физическое воспитание, на отношение к здоровому образу жизни, проводим анкетирование, беседы. Воспитатели привлекают родителей к выпуску стенгазет «Мы спортивная семья» и т. д., которые пользуются большой популярностью среди семей, ведь здесь каждая семья может представить интересные фотографии, поделиться опытом активного семейного отдыха.

Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей. Воспитатели размещают информацию в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений» и т. д.). На родительские собрания приглашаются медицинские работники детского сада. Родители знакомятся с результатами диагностики состояния здоровья детей, их психомоторного развития, с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

В каждой группе есть уголок здоровья, где помещается информация для родителей о лечебно-профилактических мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении. Родители охотно помогают воспитателям оформлять стенды, стенгазеты, папки об активном семейном отдыхе.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий позволяет повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении.

Литература:

1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М: ТЦ Сфера, 2015 г.

2. Сивцова, А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях / А. М. Сивцова // Методист. - 2007. - №2. - С. 65-68

.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст, по утверждению специалистов, является важным и ответственным периодом в создании фундамента психического и физического.

Роль семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста «Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка.

Презентация «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих приёмов» Современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесохраняющее обучение и воспитание.

Использование современных образовательных технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста Уважаемые педагоги! В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека. Впервые о необходимости.

Конспект родительского собрания «Роль ДОУ в формировании здорового образа жизни» Конспект родительского собрания на тему: «Роль ДОУ в формировании здорового образа жизни». Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации.

Консультация для педагогов «Формирование здорового образа жизни дошкольника в условиях ДОУ и семьи» «Формирование здорового образа жизни дошкольника в условиях ДОУ и семьи» Народная мудрость гласит: 'Здоровье всему голова. ', 'Здоровью.

Педагогическое партнерство ДОО в формировании ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Исследуя данную тему, мною была выделена актуальность проблемы, она связана с ухудшением здоровья страны на современном этапе социогенеза.

Пропаганда здорового образа жизни среди воспитанников и их родителей в условиях ДОУ Пропаганда здорового образа жизни среди воспитанников и их родителей в условиях ДОУ автор: Кодоева Анастасия Игоревна, воспитатель первой.

Роль дошкольного образовательного учреждения в формировании здорового образа жизни у старших дошкольников Формирование основ здорового образа жизни у детей – важная педагогическая задача. Однако ее решение затрудняется недостаточной разработанностью.

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании у дошкольников основ здорового образа жизни План по самообразованию воспитателя Кузнецовой Т. Н. на 2016-2017 уч. г. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возрастав условиях ДОУ
Опубликовано: 25 августа 2018 в 16:19
+164Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 60.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 сентября. Всемирный день без автомобиля

В начале 90-х мы и представить себе не могли, что на улицах наших городов будет такое огромное количество автомобилей. Но вот пресловутая «чрезмерная автомобилизация» стала реальностью. В крупных городах...

22 сентября. Всемирный день защиты слонов

По инициативе экологов и природоохранных организаций был учрежден экологический праздник – Всемирный день защиты слонов. Ежегодно его отмечают 22 сентября во многих странах. Оказывается и слоны нуждаются...

Дидактическая игра по ФЭМП «Составь число из двух меньших чисел» для детей...
Цель: учить детей составлять числа в пределах десяти из двух меньших чисел. Задачи: - упражнять детей в составлении чисел из двух меньших с помощью...
Фоторепортаж об участии в проекте «Дорога памяти»
Уважаемые коллеги, хочу вам рассказать об уникальном проекте "Дорога памяти", призванным увековечить память об участниках Великой Отечественной войны. Все...
Мастер-класс обрывная аппликация коллективная работа «Ваза с цветами»
В последние дни лета воспитанники специальной группы на прогулке сделали коллективную работу - вазу с цветами. Для воспитанников специальной группы важно...