Получи документы

«Использование ИКТ для повышения мотивации обучения детей как условие повышения качества образования»

Елена Окольникова
«Использование ИКТ для повышения мотивации обучения детей как условие повышения качества образования»

Тема выступления «Использование информационно – коммуникативных технологий для повышения мотивации обучения детей как условие повышения качества образования»

Выполнил: воспитатель Окольникова Елена Михайловна

«Если вы входите к детям, от которых входите к детям, от которых трудно добиться слов, начните показывать картинки, и они заговорят, а главное, заговорят свободно…»

(К. Д. Ушинский)

Внедрение инновационных технологий призвано улучшить качество образования, повысить мотивацию детей к получению новых знаний. Одним из инновационных направлений являются информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).

Публикация «„Использование ИКТ для повышения мотивации обучения детей как условие повышения качества образования“» размещена в разделах

Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем, необходимо изучать и грамотно использовать возможности ИКТ в своей практической деятельности для расширения возможностей традиционных методов в воспитательно-образовательном процессе, для создания единого информационного образовательного пространства, создания разработок интегрированных занятий, проектной деятельности, активного использования сети Интернет.

Необходимо соблюдать требования к ИК технологиям для дошкольников:соответствие возрасту;исследовательский характер;занимательность;высокий технический уровень;легкость для самостоятельных занятий ребенка, широкий спектр навыков и представлений.

Я обозначила проблему: как использовать информационно-коммуникативные технологии для повышения мотивации обучения дошкольников.

Как известно, мотивация – это побуждение к действию, это динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность через труд удовлетворять свои потребности.

Мотивация дошкольников – это побуждение, от которого зависит достижение позитивного результата к будущей учебной деятельности.

Зачастую у нынешних дошкольников существует целый ряд проблем, связанных с мотивацией:

- различный интеллектуальный уровень развития детей в группе;

- обеднение, ограниченность сюжетно-ролевых игр;

- неудовлетворенные потребности в самоуважении, любви и ощущении безопасности;

- неполноценная вовлеченность дошкольников в отношения с детьми и взрослыми.

Вследствие этого, организация процесса воспитания и образования детей требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку воспитанников.

Цель моей работы:повышение мотивации обучения дошкольников в процессе непосредственно-образовательной деятельности посредством использования ИКТ.

Задачи:

- создать положительную эмоциональную обстановку для повышения мотивации к обучению;

- создать условия для развития интеллекта, памяти, внимания, логического мышления, расширения кругозора,

- сделать процесс НОД познавательным, интересным, насыщенным, занимательным.

Использование ИКТ при проведении непосредственно – образовательной деятельности позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и позволяет достичь более высоких результатов в обучении и воспитании детей.

Формы ИКТ, которые я использую в работе со своими воспитанниками:

• глобальная сеть Интернет (иллюстративный материал, текст, анимации, аудио и видеоматериалы);

• информационные носители (CD, DVD, флэш–накопители и т. д.);

• аудиовизуальное оборудование (компьютер, ноутбук, ЖК-телевизор);

• мультимедиа (обучающие, развивающие компьютерные программы и игры, презентации).

Применение компьютера в образовательной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации процесса образования, развития творческих способностей и созданию благополучного эмоционального фона.

В своей работе использую следующие компьютерные игры, программы:

- развивающие игры - игры, направленные на формирование и развитие у детей общих умственных способностей, целеполагания, способности мысленно соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями в компьютерной игре, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития;

- обучающие игры - это игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько задач ;

- игры-экспериментирования - цель и правила игры скрыты в сюжете или способе ее управления. Для достижения успеха в решении игровой задачи, ребенок должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия, что и является ключом достижению общего решения игровой задачи;

- компьютерные диагностические игры - игры, развивающие, обучающие, экспериментирования, можно считать диагностическими, поскольку опытный педагог и, тем более, психолог по способу решения компьютерных задач, стилю игрой действий смогут многое сказать о ребенке.

- игры-забавы - в таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи или задачи развития. Они просто предоставляют возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микро мультика».

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать НОД эмоционально окрашенной, привлекательной, вызвать у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности деятельности, позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Достоинства применения компьютерных слайдовых презентаций в процессе образования детей:

•полисенсорное восприятия материала;

•возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

•объединение аудио-, видео - и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

•возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

•активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

•компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Хотелось бы отдельно выделить мультимедийные мини-игры, направленные на развитие мыслительных операций. Данные игры состоят из 2-5 слайдов с 4-6 картинками на каждом, необходимо выбрать, либо исключить определенную картинку, которая является ответом на вопрос. Для развития и поддержания интереса, при правильном ответе ребенка, появляется слайд с улыбающимся, например, насекомым или животным и одобрительными аплодисментами, при неправильном ответе – печальный и советом не расстраиваться и подумать еще раз.

Требования, необходимые для создания мультимедиа игр:

•Ясность изображения замысла и композиции;

•Красочность;

•Гуманно-эстетическое содержание;

•Простота и доступность речи героев;

•Соблюдение гигиенических требований.

Использование информационно-компьютерных технологий эффективно на всех этапах непосредственной образовательной деятельности. Например, с интересом и радостью дети повторяют движения за мультипликационным человечком на экране под музыку в момент проведения мультимедийной физкультминутки, что положительно сказывается на эмоциональной обстановке в детском коллективе.

Во время НОД с использованием информационно-компьютерных технологий у ребёнка формируется:

•мелкая моторика;

•оптико-пространственная ориентация;

•зрительно-моторная координация;

•воображение;

•творческое мышление;

•абстрактное мышление;

•кратковременная и долгосрочная память;

•внутренний план действий.

Но не стоит забывать о вопросе возможного негативного воздействия компьютерной техники на организм ребенка. Признавая, что компьютер — мощный ресурс, направленный на развитие интеллекта детей, необходимо тщательно организовывать непосредственно-образовательную деятельность, соблюдая правила использования современных ИКТ:

- Обеспечение гигиенически-рациональной организации рабочего места (использование новых компьютеров, достаточный уровень освещенности; соответствие мебели росту ребенка; нахождение экрана монитора на уровне глаз ребенка или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.);

- Использование одного компьютера для одновременного занятия двух и более детей;

- Использование компьютера на подгрупповых и фронтальных занятиях возможно только при наличии специального оборудования: мультимедийной установки или большого телевизора;

- Занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно и с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т. е. с соблюдением СанПиН.

Вместе с тем, педагог должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику (специфику технических правил действия с каждой из них).

Использование информационных технологий помогает педагогу повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:

-обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

-психологически облегчает процесс усвоения материала;

-возбуждает живой интерес к предмету познания;

-расширяет общий кругозор детей;

-возрастает уровень использования наглядности на занятиях;

-повышается производительность труда педагога и воспитанника.

Заключение

Применение ИКТ в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования и воспитания подрастающего поколения.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого воспитанника некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.

Публикации по теме:

Педагогическая диагностика физического развития дошкольников как условие повышения качества образования Актуальность: В общей системе образовательной работы физическое развитие детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном.

Выступление на августовской встрече: «Введение ФГОС как условие повышения качества образования»Выступление на августовской встрече: «Введение ФГОС как условие повышения качества образования» Скоро пройдут августовские встречи по нашей стране. В этом году они в основном будут посвящены теме связанной с введением ФГОС, результатам,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Использование ИКТ для повышения мотивации обучения детей как условие повышения качества образования»
Опубликовано: 28 апреля 2015 в 22:52
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД