Кира Второва
Использование ИКТ в работе по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современный этап развития общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. Использование ИКТ способствует повышению качества обучения, приучает детей самостоятельно получать необходимые знания в течение всей жизни и позволяет им легче адаптироваться в условиях быстро изменяющейся действительности.
Публикация «Использование ИКТ в работе по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2020
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении и развитии детей дошкольного возраста является на сегодняшний день одним из приоритетных и изучаемых направлений. Вопросы использования ИКТ в обучении детей дошкольного возраста рассматривают многие педагоги. Все они в своих работах отмечают, что использование средств ИКТ и компьютерных игровых средств в дошкольном образовании является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения и развития детей дошкольного возраста.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Наглядность в полной мере реализуется в условиях мультимедийных технологий как инструмента познания детей дошкольного возраста в условиях непосредственной образовательной деятельности.
ИКТ могут использоваться в разных областях познания детей дошкольного возраста. Одной из них является формирование математических представлений.
Обучение детей дошкольного возраста математике является обязательным компонентом программы дошкольного обучения и воспитания.
Математические представления детей – это начальные знания детей в области математики как науки.
Работа по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста, осуществляемая в детском саду, является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании у них элементарных математических знаний. Это, по сути, предматематическая подготовка, представляющая собой планомерный и целенаправленный процесс. Этот процесс связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы детского дошкольного учреждения и направлен на решение задач умственного воспитания и математического развития детей дошкольного возраста. Его отличительными чертами являются общая развивающая направленность, связь с умственным, речевым развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью.
ИКТ обладает огромными возможностями, позволяя эффективно организовать работу по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста.
В предусмотренной программой начальной математической подготовки детей дошкольного возраста предусматривается обучение их счету, развитие количественных представлений в пределах 1-го десятка, обучение решению и составлению элементарных арифметических задач. Кроме того, формирование математических представлений детей дошкольного возраста предполагает выполнение операций с множествами (наглядно представленными, проведение измерений при помощи условных мерок, а также развитие глазомера детей, формирование представлений о времени, о геометрических фигурах, формирование понимания пространственных отношений.
ФГОС дошкольного образования в качестве основного принципа определяет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в разных видах деятельности. Формирование элементарных математических представлений отнесено ФГОС к образовательной области «Познавательное развитие». Данная область предполагает развитие интересов детей, их любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий детей, становление их сознания; развитие воображения и творческой активности, а также формирование первичных представлений о себе, о других людях, об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
В соответствии с ФГОС дошкольного образования внимание педагогов должно быть направлено на развитие познавательных возможностей детей и на их реализацию, что касается и формирования элементарных математических представлений у детей. Соответственно, взаимодействие с детьми дошкольного возраста должно быть организовано так, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса у детей, развитие у них познавательной самостоятельности и инициативности.
Целью формирования математических представлений у детей дошкольного возраста являются : всестороннее развитие личности детей, осуществление их подготовки к школьному обучению, осуществление познавательного развития детей.
Задачи формирования математических представлений у детей дошкольного возраста :
1) формирование у детей системы элементарных математических представлений;
2) развитие элементарных основ математического мышления;
3) развитие у детей сенсорных процессов и способностей;
4) расширение, обогащение словаря и совершенствование связной речи.
Работа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста осуществляется с соблюдением следующих принципов: сознательности и активности, деятельностного подхода, научности и доступности, прочности, последовательности и систематичности, связи с жизнью, также соблюдаются принципы индивидуального и дифференцированного подходов и др.
В программе «Радуга» предпринята попытка построить систему систематического дошкольного образования как фундамент последующего математического образования в школе. В соответствии с этим изменяются методические подходы. В первой младшей группе перед педагогами стоит задача создания условий для разворачивания и развития мышления ребенка в присущей ему наглядно-действенной форме через предметно-манипулятивную игру; во второй младшей группе – для формирования операции выделения различных признаков и свойств предметов и овладения прилагательными; в средней акцент был сделан на формировании представления о числе как о существенном явлении на материале чисел первого десятка; в старшей группе – на идее преобразований и математических действий как способе их моделирования. Наконец, и подготовительной группе содержательное ядро программы – формирование представления о числе как о точке числовой прямой. В соответствии с этим, до пяти лет дети имеют дело с отдельными понятиями, фиксирующими состояние объектов (признак, число, пространственное расположение). После пяти лет ребенок встречается с математическими высказываниями, учится их строить, понимать, оценивать их истинность.
Таким образом, формирование элементарных математических представлений представляет собой целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности детей дошкольного возраста в сфере математики. Результатом процесса формирования элементарных математических представлений является математическое развитие детей дошкольного возраста. Внедрение ФГОС дошкольного образования потребовало изменения организации непосредственной образовательной деятельности в ДОУ.
Информационно-коммуникационные технологии отличаются значительными возможностями в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста. ИКТ сегодня все активнее используются в практике работы образовательных учреждений.
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными. Информационная технология – это комплекс методов, способов и средств, которые обеспечивают хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии). Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой. В этих коммуникациях компьютер обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.
Информационно-коммуникационная технология, по определению И. Д. Фрумина, – это технология подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера. На занятии и в организации НОД в дошкольном учреждении с использованием ИКТ компьютер – это средство обучения, он не заменяет педагога, а дополняет его. Компьютер может использоваться на разных этапах занятия.
Принципы занятий с применением ИКТ:
1) адаптивность, приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
2) управляемость, в любой момент педагог может внести изменения в процесс обучения;
3) интерактивность, диалоговый характер обучения;
4) оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
5) поддержание у детей состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
6) неограниченное обучение, содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.
Использование ИКТ в образовательной деятельности имеет преимущества и недостатки. К преимуществам использования ИКТ относятся :
- индивидуализация обучения;
- интенсификация самостоятельной работы детей;
- рост объема выполненных заданий;
- расширение информационных потоков при использовании Интернет;
- повышение интенсивности процесса обучения, освоение современных информационных технологий на интегрированных занятиях.
К недостаткам использования ИКТ относятся следующие:
- недостаточно времени для подготовки к занятию, к НОД;
- недостаточная компьютерная грамотность педагога;
- сложности в интегрировании компьютера в структуру занятия;
- в расписании не предусмотрено использование Интернет;
- при работе на компьютере дети отвлекаются на игры, музыку и т. д.
Несмотря на существующие недостатки, ИКТ обладают значительными преимуществами, и сегодня использование компьютерных технологий становится все более востребованным и дошкольном учреждении.
Итак, информационно-коммуникационные технологии – это широкий спектр цифровых технологий, которые используются для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг. Одной из этих технологий является мультимедийная технология.
Сегодня ИКТ активно внедряются в практику работы дошкольных учреждений. Использование этих технологий повышает интерес детей к занятиям, растет уровень познавательных возможностей дошкольников. Кроме того, использование новых приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает внимание детей. ИКТ в дошкольном образовании обеспечивают личностно-ориентированный подход, увеличивают объём материала, который может многократно, повторяться и с каждым разом подаваться в новой форме. Компьютерные обучающие игры помогают закрепить знания детей, они могут использоваться в индивидуальном обучении, в целях развития и коррекции психических качеств и свойств детей. Компьютерные программы, используемые в ДОУ, приучают детей к самостоятельности, развивают навыки самоконтроля.
Все эти возможности ИКТ реализуются и в процессе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
В этом плане ИКТ имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами обучения детей дошкольного возраста, а именно:
- информация предъявляется детям на экране компьютера в игровой форме, и это вызывает у детей интерес;
- информация предъявляется образно, понятном и доступном для детей виде;
- использование движения, звука, элементов анимации привлекает внимание детей;
- постановка проблемных задач, поощрение детей при правильном ответе непосредственно компьютером являются хорошим стимулом познавательной активности детей;
- наличие возможности индивидуализации обучения;
- возможность самостоятельного регулирования ребенком темпа и количества решаемых игровых обучающих задач;
- в процессе деятельности за компьютером дети дошкольного возраста приобретают уверенность в себе, в том, что они многое могут;
- возможность моделировать жизненные ситуации, которые сложно увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
- «терпеливость» компьютера, предоставление возможности ребенку исправить свои ошибки.
Использование ИКТ в формировании математических представлений детей дошкольного возраста можно условно разделить на непосредственное и опосредованное.
1. Опосредованное обучение и развитие детей предполагает использование сети Интернет, как источника дополнительной информации, разнообразного иллюстративного материала, способа распространения методических находок и идей.
2. Непосредственное обучение:
а) использование развивающих компьютерных программ, что увеличивает объем материала, привлекает внимание детей и др. ;
б) использование мультимедийных средств: термин «мультимедиа» в буквальном переводе означает «много средств для представления информации пользователю», мультимедиа – это интерактивные (диалоговые) системы, обеспечивающие одновременную работу со звуком, анимированной компьютерной графикой, видеокадрами, статистическими изображениями и текстами; мультимедийные технологии – это способ представления информации в компьютере с возможностью одновременного использования текста, графики, звука, видео и анимационных эффектов; многие программные продукты являются мультимедийными по предназначению : компьютерные энциклопедии, учебники, игры.
Особая категория мультимедийных документов это – презентации;
в) применение компьютерных презентаций – электронный документ в виде упорядоченного и связанного набора отдельных кадров (слайдов, выполненных в технологии мультимедиа.
Компьютерные презентации обладают рядом преимуществ:
- презентации привлекательны для занятий с непосредственным участием преподавателя, и для дистанционного режима обучения;
- интерактивность компьютерных презентаций позволяет им эффективно адаптироваться под особенности обучающихся: временная интерактивность предоставляет возможность обучаемому самостоятельно определять начало, продолжительность процесса обучения, скорость продвижения по учебному материалу; интерактивность по очередности обеспечивает свободное определение очередности использования фрагментов информации; содержательная интерактивность позволяет изменять, дополнять, уменьшать объем содержательной информации.
- возможность тиражирования и распространения: созданные на магнитных носителях модели, схемы, диаграммы, слайды, видеоклипы, звуковые фрагменты могут компактно храниться в цифровом виде, они не портятся, не занимают много места, свободно управляются в процессе демонстрации и, при необходимости, легко могут быть модифицированы.
Кроме того, в настоящее время ИКТ технологии позволяют создавать электронные дидактические средства для формирования математических представлений детей дошкольного возраста. Все они основаны на мультимедийном представлении материала. Использование мультимедиа в формировании математических представлений детей дошкольного возраста основано на подходах, в основе которых лежат естественное для детского возраста любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства. Внедрение в образовательный процесс дошкольных учреждений ИКТ оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает легкость и удобство.
Таким образом, информационно-коммуникационная технология представляет собой технологию подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера. ИКТ отличаются значительными возможностями в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста, поэтому активно используются я в практике работы образовательных учреждений.