Получи документы

Использование ИКТ в работе по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Кира Второва
Использование ИКТ в работе по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Современный этап развития общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. Использование ИКТ способствует повышению качества обучения, приучает детей самостоятельно получать необходимые знания в течение всей жизни и позволяет им легче адаптироваться в условиях быстро изменяющейся действительности.

Публикация «Использование ИКТ в работе по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении и развитии детей дошкольного возраста является на сегодняшний день одним из приоритетных и изучаемых направлений. Вопросы использования ИКТ в обучении детей дошкольного возраста рассматривают многие педагоги. Все они в своих работах отмечают, что использование средств ИКТ и компьютерных игровых средств в дошкольном образовании является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения и развития детей дошкольного возраста.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Наглядность в полной мере реализуется в условиях мультимедийных технологий как инструмента познания детей дошкольного возраста в условиях непосредственной образовательной деятельности.

ИКТ могут использоваться в разных областях познания детей дошкольного возраста. Одной из них является формирование математических представлений.

Обучение детей дошкольного возраста математике является обязательным компонентом программы дошкольного обучения и воспитания.

Математические представления детей – это начальные знания детей в области математики как науки.

Работа по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста, осуществляемая в детском саду, является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании у них элементарных математических знаний. Это, по сути, предматематическая подготовка, представляющая собой планомерный и целенаправленный процесс. Этот процесс связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы детского дошкольного учреждения и направлен на решение задач умственного воспитания и математического развития детей дошкольного возраста. Его отличительными чертами являются общая развивающая направленность, связь с умственным, речевым развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью.

ИКТ обладает огромными возможностями, позволяя эффективно организовать работу по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста.

В предусмотренной программой начальной математической подготовки детей дошкольного возраста предусматривается обучение их счету, развитие количественных представлений в пределах 1-го десятка, обучение решению и составлению элементарных арифметических задач. Кроме того, формирование математических представлений детей дошкольного возраста предполагает выполнение операций с множествами (наглядно представленными, проведение измерений при помощи условных мерок, а также развитие глазомера детей, формирование представлений о времени, о геометрических фигурах, формирование понимания пространственных отношений.

ФГОС дошкольного образования в качестве основного принципа определяет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в разных видах деятельности. Формирование элементарных математических представлений отнесено ФГОС к образовательной области «Познавательное развитие». Данная область предполагает развитие интересов детей, их любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий детей, становление их сознания; развитие воображения и творческой активности, а также формирование первичных представлений о себе, о других людях, об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

В соответствии с ФГОС дошкольного образования внимание педагогов должно быть направлено на развитие познавательных возможностей детей и на их реализацию, что касается и формирования элементарных математических представлений у детей. Соответственно, взаимодействие с детьми дошкольного возраста должно быть организовано так, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса у детей, развитие у них познавательной самостоятельности и инициативности.

Целью формирования математических представлений у детей дошкольного возраста являются : всестороннее развитие личности детей, осуществление их подготовки к школьному обучению, осуществление познавательного развития детей.

Задачи формирования математических представлений у детей дошкольного возраста :

1) формирование у детей системы элементарных математических представлений;

2) развитие элементарных основ математического мышления;

3) развитие у детей сенсорных процессов и способностей;

4) расширение, обогащение словаря и совершенствование связной речи.

Работа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста осуществляется с соблюдением следующих принципов: сознательности и активности, деятельностного подхода, научности и доступности, прочности, последовательности и систематичности, связи с жизнью, также соблюдаются принципы индивидуального и дифференцированного подходов и др.

В программе «Радуга» предпринята попытка построить систему систематического дошкольного образования как фундамент последующего математического образования в школе. В соответствии с этим изменяются методические подходы. В первой младшей группе перед педагогами стоит задача создания условий для разворачивания и развития мышления ребенка в присущей ему наглядно-действенной форме через предметно-манипулятивную игру; во второй младшей группе – для формирования операции выделения различных признаков и свойств предметов и овладения прилагательными; в средней акцент был сделан на формировании представления о числе как о существенном явлении на материале чисел первого десятка; в старшей группе – на идее преобразований и математических действий как способе их моделирования. Наконец, и подготовительной группе содержательное ядро программы – формирование представления о числе как о точке числовой прямой. В соответствии с этим, до пяти лет дети имеют дело с отдельными понятиями, фиксирующими состояние объектов (признак, число, пространственное расположение). После пяти лет ребенок встречается с математическими высказываниями, учится их строить, понимать, оценивать их истинность.

Таким образом, формирование элементарных математических представлений представляет собой целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности детей дошкольного возраста в сфере математики. Результатом процесса формирования элементарных математических представлений является математическое развитие детей дошкольного возраста. Внедрение ФГОС дошкольного образования потребовало изменения организации непосредственной образовательной деятельности в ДОУ.

Информационно-коммуникационные технологии отличаются значительными возможностями в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста. ИКТ сегодня все активнее используются в практике работы образовательных учреждений.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными. Информационная технология – это комплекс методов, способов и средств, которые обеспечивают хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии). Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой. В этих коммуникациях компьютер обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.

Информационно-коммуникационная технология, по определению И. Д. Фрумина, – это технология подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера. На занятии и в организации НОД в дошкольном учреждении с использованием ИКТ компьютер – это средство обучения, он не заменяет педагога, а дополняет его. Компьютер может использоваться на разных этапах занятия.

Принципы занятий с применением ИКТ:

1) адаптивность, приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

2) управляемость, в любой момент педагог может внести изменения в процесс обучения;

3) интерактивность, диалоговый характер обучения;

4) оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

5) поддержание у детей состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

6) неограниченное обучение, содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

Использование ИКТ в образовательной деятельности имеет преимущества и недостатки. К преимуществам использования ИКТ относятся :

- индивидуализация обучения;

- интенсификация самостоятельной работы детей;

- рост объема выполненных заданий;

- расширение информационных потоков при использовании Интернет;

- повышение интенсивности процесса обучения, освоение современных информационных технологий на интегрированных занятиях.

К недостаткам использования ИКТ относятся следующие:

- недостаточно времени для подготовки к занятию, к НОД;

- недостаточная компьютерная грамотность педагога;

- сложности в интегрировании компьютера в структуру занятия;

- в расписании не предусмотрено использование Интернет;

- при работе на компьютере дети отвлекаются на игры, музыку и т. д.

Несмотря на существующие недостатки, ИКТ обладают значительными преимуществами, и сегодня использование компьютерных технологий становится все более востребованным и дошкольном учреждении.

Итак, информационно-коммуникационные технологии – это широкий спектр цифровых технологий, которые используются для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг. Одной из этих технологий является мультимедийная технология.

Сегодня ИКТ активно внедряются в практику работы дошкольных учреждений. Использование этих технологий повышает интерес детей к занятиям, растет уровень познавательных возможностей дошкольников. Кроме того, использование новых приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает внимание детей. ИКТ в дошкольном образовании обеспечивают личностно-ориентированный подход, увеличивают объём материала, который может многократно, повторяться и с каждым разом подаваться в новой форме. Компьютерные обучающие игры помогают закрепить знания детей, они могут использоваться в индивидуальном обучении, в целях развития и коррекции психических качеств и свойств детей. Компьютерные программы, используемые в ДОУ, приучают детей к самостоятельности, развивают навыки самоконтроля.

Все эти возможности ИКТ реализуются и в процессе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.

В этом плане ИКТ имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами обучения детей дошкольного возраста, а именно:

- информация предъявляется детям на экране компьютера в игровой форме, и это вызывает у детей интерес;

- информация предъявляется образно, понятном и доступном для детей виде;

- использование движения, звука, элементов анимации привлекает внимание детей;

- постановка проблемных задач, поощрение детей при правильном ответе непосредственно компьютером являются хорошим стимулом познавательной активности детей;

- наличие возможности индивидуализации обучения;

- возможность самостоятельного регулирования ребенком темпа и количества решаемых игровых обучающих задач;

- в процессе деятельности за компьютером дети дошкольного возраста приобретают уверенность в себе, в том, что они многое могут;

- возможность моделировать жизненные ситуации, которые сложно увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

- «терпеливость» компьютера, предоставление возможности ребенку исправить свои ошибки.

Использование ИКТ в формировании математических представлений детей дошкольного возраста можно условно разделить на непосредственное и опосредованное.

1. Опосредованное обучение и развитие детей предполагает использование сети Интернет, как источника дополнительной информации, разнообразного иллюстративного материала, способа распространения методических находок и идей.

2. Непосредственное обучение:

а) использование развивающих компьютерных программ, что увеличивает объем материала, привлекает внимание детей и др. ;

б) использование мультимедийных средств: термин «мультимедиа» в буквальном переводе означает «много средств для представления информации пользователю», мультимедиа – это интерактивные (диалоговые) системы, обеспечивающие одновременную работу со звуком, анимированной компьютерной графикой, видеокадрами, статистическими изображениями и текстами; мультимедийные технологии – это способ представления информации в компьютере с возможностью одновременного использования текста, графики, звука, видео и анимационных эффектов; многие программные продукты являются мультимедийными по предназначению : компьютерные энциклопедии, учебники, игры.

Особая категория мультимедийных документов это – презентации;

в) применение компьютерных презентаций – электронный документ в виде упорядоченного и связанного набора отдельных кадров (слайдов, выполненных в технологии мультимедиа.

Компьютерные презентации обладают рядом преимуществ:

- презентации привлекательны для занятий с непосредственным участием преподавателя, и для дистанционного режима обучения;

- интерактивность компьютерных презентаций позволяет им эффективно адаптироваться под особенности обучающихся: временная интерактивность предоставляет возможность обучаемому самостоятельно определять начало, продолжительность процесса обучения, скорость продвижения по учебному материалу; интерактивность по очередности обеспечивает свободное определение очередности использования фрагментов информации; содержательная интерактивность позволяет изменять, дополнять, уменьшать объем содержательной информации.

- возможность тиражирования и распространения: созданные на магнитных носителях модели, схемы, диаграммы, слайды, видеоклипы, звуковые фрагменты могут компактно храниться в цифровом виде, они не портятся, не занимают много места, свободно управляются в процессе демонстрации и, при необходимости, легко могут быть модифицированы.

Кроме того, в настоящее время ИКТ технологии позволяют создавать электронные дидактические средства для формирования математических представлений детей дошкольного возраста. Все они основаны на мультимедийном представлении материала. Использование мультимедиа в формировании математических представлений детей дошкольного возраста основано на подходах, в основе которых лежат естественное для детского возраста любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства. Внедрение в образовательный процесс дошкольных учреждений ИКТ оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает легкость и удобство.

Таким образом, информационно-коммуникационная технология представляет собой технологию подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера. ИКТ отличаются значительными возможностями в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста, поэтому активно используются я в практике работы образовательных учреждений.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Демонстрационный материал для занятий по формированию элементарных математических представленийДемонстрационный материал для занятий по формированию элементарных математических представлений Сегодня мне бы хотелось показать свой демонстрационный материал, который я использую на занятиях по формированию элементарных математических.

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Дидактические игры «Геометрические фигуры» по формированию элементарных математических представленийДидактические игры «Геометрические фигуры» по формированию элементарных математических представлений Дидактические игры для детей дошкольного возраста имеют огромное значение, в дошкольных образовательных учреждениях их используют практически.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Конспект интегрированного НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ИКТ с детьми 4–6 летКонспект интегрированного НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ИКТ с детьми 4–6 лет Конспект интегрированного НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ИКТ с детьми 4-6 лет «Путешествие.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной группы «38 попугаев» Цель: изучение нового материала по теме «Измерение». Образовательные задачи: 1) учить измерять с помощью условной меры длину предмета;.

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений «На помощь принцессе Звёздочке»Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений «На помощь принцессе Звёздочке» Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений тема: «На помощь принцессе Звёздочке» Воспитатель: Артемьева Людмила.

Сценарий ООД по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ФЭМП, с которым я участвовала в проекте "Педагогический навигатор".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ИКТ в работе по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 апреля 2020 в 20:47
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование ИКТ в работе по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Кира Второва (УИ 135324) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД