Фатима Дадаханова
Использование ИКТ во время НОД с детьми старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Наука и техника не стоят на месте, и его развитие влияет на все сферы нашей жизни. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно вошли в нашу жизнь. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны не приводить к замене традиционных методов, а способствовать расширению их возможностей. Это нашло отражение во многих документах, которые приняты Правительством Российской Федерации.
Публикация «Использование ИКТ во время НОД с детьми старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
В современной жизни компьютеры уже давно стали привычной и даже неотъемлемой частью. Использование ИКТ в дошкольном учреждении позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.
А воспитатель может и должен использовать новые технологии в работе во всех сферах своей деятельности, быть всегда в курсе педагогических новинок. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности
В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство из этих игр недостаточно адаптированы для реализации программных задач дошкольного образования, поэтому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления.
Целью работы при использовании ИКТ в дошкольных учреждениях,
является, повышение интереса, качества образования.
Задачами воспитателя при разработке современного занятия с использованием компьютерных технологий являются :
систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
разработка и представление материалов технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
расширение использования информационно-компьютерных технологий воспитательно-образовательном процессах;
подготовка банка дидактических и методических материалов поиск пользованию информационных технологий в работе;
создание комплексной модели информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ, которая гармонично сочетает традиционные и современные занятия с детьми.
Использование ИКТ на занятиях выводит усвоение полученных знаний дошкольниками на более высокий уровень.
Проведение нетрадиционных занятий с использованием ИКТ имеет множество преимуществ: дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
позволяет увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.)
занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
компактно хранить большие объемы информации;
легко проводить интегрированные занятия и занятия в игровой форме;
представлять детям информацию сразу в нескольких видах (звуковую, визуализированную).
Наиболее эффективной формой организации работы с компьютером на занятиях с дошкольниками является проведение занятий с использованием мультимедийных презентаций. При проведении НОД с детьми я стремлюсь максимально использовать возможности презентаций, поскольку они позволяют оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.
Использование ИКТ на занятиях позволяет:
Активизировать познавательную деятельность детей
Индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разно уровневые задания
Повышать интерес к обучению (мотивация)
Осуществлять дифференцированный подход
Эффективно отрабатывать навыки, развития творческих способностей
Формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль)
Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе:
При объяснении (введении) нового материала
При закреплении
При повторении
При обобщении
При обследовании
При подготовке и проведении занятий я использую электронные ресурсы учебного назначения:
Презентации
Ребусы, изографы, кроссворды
Дидактические игры
Ресурсы Интернет
Средствами ИКТ в нашей группе являются:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Принтер
Музыкальный центр
Сканер
Фотоаппарат
В своей практике я применяю как готовые мультимедийные презентации, так и разработанные лично мной для различных образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, сюрпризные моменты, анимации т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
В моей мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций на такие темы:
«Фея цветов»
«Путешествие в страну сказок»
«Эти удивительные цветы»
«Я поведу тебя в музей»
«Пришла весна - красна «
«Колокольчик – кукла хороших вестей»
«Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников» - мнемотаблицы для заучивания стихотворений и пересказов.
Дидактические игры:
«На какие геометрические фигуры похожи жилища разных народов?»
«Собери семью животных»
Также я использую ИКТ для коррекционной работы с детьми :
DVD, CD диски с аудиозаписями («Уроки тетушки Совы», «Звуки, голоса и шумы окружающего мира» и др.);
- компьютерные игры и программы развивающего и образовательного характера («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Учимся читать», «Прочитай по слогам», «Времена года», «Баба-Яга учится читать» и др.);
-мультимедийные презентации, по следующим направлениям работы :
-Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, здоровьесберегающие технологии.
На подготовительном этапе при проведении артикуляционной гимнастики, когда ребёнок уже устаёт от многократного повторения перед зеркалом одних и тех же движений в течение достаточно длительного времени. Использование электронных физкультминуток для глаз снимает зрительное утомление.
С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме. При помощи презентаций «Сказка о веселом язычке» закрепляем правильное выполнение артикуляционных упражнений.
Вывод.
Использование информационных технологий помогает воспитателю повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:
-Обогащает дошкольников знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности, психологически облегчает процесс усвоения материала, расширяет общий кругозор детей, повышается познавательная активность
-Позволяет сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным
-В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве умение самостоятельно приобретать новые знания.
-Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов.
-Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Проведение занятий с использованием ИКТ позволило мне сделать вывод, что на занятиях современного типа у детей существенно повышается интерес к представленной информации. В процессе работы, проведение нетрадиционных занятий с использованием ИКТ ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень, несет в себе образный тип информации, обладает стимулом познавательной активности, облегчает работу воспитателя. Однако, следует помнить, что какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.
Литературы
1 .Давыдова О. В. Инновационная деятельность ДОУ.
2. КажаловаТ. А. Использование ИКТ в условия дошкольного образовательного учреждения
3. И. Г. Захарова Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. –М. ,2003.
4. Мириманова М. С., «Психологическая безопасность дошкольной образовательной среды», 2010.
5. Журавлёв А. А., «Что такое педагогические технологии и как ими пользоваться?.», 2007.
6. Колодинская В. И., «Информатика и информационные технологии дошколятам»,