Татьяна Руденя
Использование исследовательских методов и приёмов при ознакомлении детей с экологической культурой
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование исследовательских методов и приёмов при ознакомлении детей с экологической культурой»
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
И росли как цветы, малыши
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Публикация «Использование исследовательских методов и приёмов при ознакомлении детей с экологической культурой» размещена в разделах
В настоящее время, в связи с изменениями в экологии планеты, требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами культуры личности. Воспитание подрастающего поколения с высокой экологической культурой позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми, с природой, с самим собой как частью природы.
Так что же такое экологическая культура?
Экологическая культура ребёнка — это его гуманное отношение к природе, к живым организмам, к природным материалам. Формирование экологической культуры ребёнка — непростой и длительный процесс, начинающийся практически с рождения малыша и подразумевающий под собой впитывание экологического мировоззрения, целесообразного природопользования, сознательного соответствия экологическим правилам и требованиям, личной ответственности перед человечеством за сохранение окружающей среды. Экологическое сознание, экологическая воспитанность и экологические знания – вот три кита, на которых базируется понятие «экологическая культура».
Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.
Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса.
Современная напряженная экологическая обстановка требует использовать новые подходы к проблеме экологического воспитания. Вся работа направлена на активное приобретение детьми (необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно) навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности. Дошкольный возраст важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, ранее неизведанного.
Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция позволяет познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция обеспечит проведение наблюдений за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, организацию практических работ на территории детского сада. Продуманная организация и оборудование метеоплощадки должны обеспечить возможность осуществлять экологическое воспитание детей соответствующими методами :
Одним из основных методов ознакомления с окружающим миром является наблюдение. Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, способствуют формированию доброжелательного отношения к природе, стимулируют детскую любознательность, учат делать самостоятельные выводы.
-Рассматривание картин (дидактические, предметные, а также художественные картины) -картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы
- Экскурсии; целевые прогулки;
- Обсуждение и проигрывание ситуаций;
-Учебный экран - при ознакомлении детей с природой в детском саду используются диафильмы, кинофильмы, телефильмы.
Практические методы
-Продуктивная деятельность;
- Экологические досуги;
- Экологические игры (имитационные, предметные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);
- Театрализации, инсценировки.
-Труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений.
-Элементарные опыты, экспериментирование - это наблюдение, проводимое в специальных условиях.
-- Ведение дневника наблюдений за живой и неживой природой;
-Проведение физкультурно-оздоровительной работы;
-Природоохранные акции.
Словесные методы
-Рассказ воспитателя, экологическая беседа, чтение художественной литературы о природе, разучивание с детьми стихов, песен, загадок о природе, знание народного календаря и народных примет (для лучшего запоминания дети рифмуют приметы, зарисовывают их) проверяют их в ходе наблюдений.
В достижении целей экологического воспитания огромная роль отводится методу проектирования, поскольку именно внутри него возможна максимально активная позиция ребенка в освоении окружающей действительности.
Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих исследований, поэтому организация метеоплощадки в ДОУ играет одну из главных ролей в экологическом воспитании дошкольников.