Приложение МААМ

«Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

Наталья Ярушина
«Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Одна из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте – это развитие речи детей. Речь занимает центральное место в процессе психического развития, помогает детям познавать окружающий мир, дает возможность повышать степень своих способностей к выражению своих мыслей. Задачи по развитию связной речи решаются через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Один из актуальных методов обучения детей связно и последовательно высказываться - мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания»). Мнемотехника – это система, которая включает в себя методы и приемы, использующие визуализацию информации для запоминания в процессе обучения. При использовании мнемотехники решаются такие задачи как: - развитие связной и диалогической речи; - развитие навыков воспринимать и формировать рассказы, сказки, стихи по средствам символов и картинок, которые содержатся в мнемотаблицах; - обучение и совершенствование навыков правильного произношения звуков; - развитие у ребенка сообразительности, наблюдательности, умений выделять свойства предметов и явлений, а также сравнивать, выделяя разное и одинаковое, совершенствуя умственное развитие; - развитие у ребенка процессов мышления, внимания, воображения и памяти. Основа мнемотехники заключается в том, что весь текст, а также слова и словосочетания представляется в последовательных картинках. Для мнемотехники используются рассказы, сказки, пословицы, стихотворения, загадки. Применение методов мнемотехники рекомендуется начинать с самого раннего возраста, так как в этом возрасте развивается в первую очередь зрительно-образная память. Мнемотехнику применяют, начиная с простых словосочетаний, которые включаются в мнемоквадраты. На основе визуальных символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности и в результате могут ее повторить, опираясь на картинки. В дальнейшем задача усложняется, выстраиваются мнемодорожки и мнемотаблицы. Мнемотаблицы содержат картинки с изображением героев рассказа, их действия, свойства окружающего их мира и явлений. При этом выделяют основной смысл сюжетов рассказов. Мнемотаблицы используются как дидактический материал на занятиях связной речи. Например, детей младшего дошкольного возраста обучают с помощью мнемотаблиц одеванию, формируют культурно-гигиенические навыки, обучают потешкам и т. д.

Публикация «„Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

В среднем дошкольном возрасте в мнемотаблицах применяют яркие разноцветные картинки. Это объясняется тем, что ребенок в таком возрасте запоминает отдельно : море – синее, солнце – желтое. В работе с детьми старшей группы детского сада схемы в мнемотаблицах используются в одном цвете. Это позволяет не отвлекаться на яркие цвета и запоминать основной смысл. Большую эффективность мнемотаблицы показали, в частности, при запоминании стихотворения. Все слова и словосочетания переводят в графический вид и выстраивают последовательную схему всего произведения. На основе этого материала дети могут полностью воспроизвести стихотворение. При помощи мнемотехники дети совершенствуют структуру речи, способность выстраивать ее выразительно. Наглядность изображений позволяет сконцентрироваться на структуре построения речи, качестве ее произношения и придании правильных интонаций. Работа при обучении с помощью мнемотаблиц выстраивается следующим образом: 1. Изучение детьми мнемотаблиц, обсуждение изображений. 2. Преобразование информации из картинок в образы. По предоставленной мнемотаблице дети пересказывают сказку, рассказ или стихотворение. Детям младшей группы помогают, дети старшей группы справляются без помощи взрослого. Данный метод с успехом могут применять для развития речи детей не только педагоги, но и родители при самостоятельных занятиях в домашних условиях. Для большей эффективности и правильности использования мнемотехники родителями, педагогам необходимо провести необходимые индивидуальные консультации, дать рекомендации, помочь с дидактическим материалом. Подготовка материала по методу мнемотехники требует детального отбора. Необходимо подготовить наглядное пособие в зависимости от возраста, а также подобрать набор игр для проведения занятий. Ведь не стоит забывать, что весь процесс обучения должен проходить в игровой форме. Дети тогда охотнее и с радостью идут на контакт, преодолевая робость и, конечно же, лучше воспринимают материал. Последовательность изготовления мнемотаблицы :

1. Произведение разбивается по частям, определяются самые значимые моменты. На бумажном листе чертят квадраты.

2. Каждое существительное или прилагательное представляют в графическом виде с помощью картинки или схематичного изображения.

3. Глагол изображают таким образом, чтобы было как можно лучше понять его, непонятное слово обозначают знаком вопроса. По этому пункту детям необходимы будут дополнительные комментарии педагога.

В процессе работы с детьми не стоит применять большое количество мнемотаблиц. Это не дает необходимого эффекта, а наоборот, вредит усвоению темы. В день стоит проводить занятия не больше, чем по двум мнемотаблицам. В зависимости от заинтересованности ребят, можно повторно рассмотреть дидактический материал мнемотехники. При возникновении трудностей нужно помочь детям в восприятии и воспроизведении графических символов и с их последовательностью. Результатами первого года обучения по методу мнемотехники является способность детей вместе с педагогом составлять небольшой рассказ, сказку, применяя лексику, при этом соблюдая сюжетную линию. Высоким результатом считается самостоятельное применение мнемотаблиц детьми, когда ребенок с их помощью может сам рассказать знакомый рассказ или сказку, или даже придумать свою историю. Подводя итог выше написанному, можно сделать вывод: метод мнемотаблиц помогает сконцентрироваться детям дошкольного возраста и научиться последовательно выстраивать свой рассказ, выражать свои мысли. Ведь дети этого возраста часто сбиваются с мыслей, быстро переключают свое внимание, не успевая закончить начатую мысль. Мнемотехника помогает детям научиться логичности, последовательности в речи, развивая все больше их умственные способности, и расширяя не только их словарный запас, но и кругозор в целом, что очень важно перед тем, как начнется подготовка к школе. Литература по мнемотехнике : 1. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», Учебно-методическое пособие, Санкт-Петербург, 2009 Методическое пособие Т. А. Ткаченко 2. Л. Омельченко: Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники. ФГОС. Издательство: Учитель, 2015 г. Пособие «Учим стихи для детского сада и начальной школы» Мнемотехника, или Простой и эффективный способ запоминать стихи с помощью картинок! 3. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009 4. Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006

Публикации по теме:

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Игровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствамИгровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствам Основной задачей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является обеспечение всестороннего развития организма, увеличение.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Использование лэпбука на тему «Лето» в обучении детей дошкольного возрастаИспользование лэпбука на тему «Лето» в обучении детей дошкольного возраста Лепбук по теме : "Лето". Используя определённую лексическую тему, необходимо затронуть все образовательные области, содержание лэпбука.

Конспект ООД в подготовительной группе по заучиванию стихотворений с использованием метода мнемотехникиКонспект ООД в подготовительной группе по заучиванию стихотворений с использованием метода мнемотехники Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое, физическое.

Мастер-класс для педагогов ДОО «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Предлагаю Вашему вниманию мастер- класс для педагогов ДОО: «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Всем нам известно, что на.

Мастер-класс «Использование мнемотехники в заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»Мастер-класс «Использование мнемотехники в заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» Высказывание К. Д. Ушинского звучит так: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Занятие по развитию речи и обучению рассказыванию. Заучивание стихотворения «Снеговик» с использованием мнемотехникиЗанятие по развитию речи и обучению рассказыванию. Заучивание стихотворения «Снеговик» с использованием мнемотехники Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 19 октября 2021 в 18:17
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ярушина (УИ 2621958) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД