Получи документы

Использование метода проектов в работе воспитателя ДОУ

Яна Есина
Использование метода проектов в работе воспитателя ДОУ

Цель, значение, актуальность проектного метода

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты.

Публикация «Использование метода проектов в работе воспитателя ДОУ» размещена в разделах

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции, использование метода в обучении дошкольников – подготовительный этап для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел).

Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются родители и другие члены семьи. Специфика использования метода проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей. Педагог моделирует цикл творческой, познавательной, практической деятельности не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста и развития воспитанников.

Основная цель проектного метода для дошкольников :

Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников процесса.

Значение проектного метода :

-дает возможность для активизации самостоятельной и познавательной деятельности дошкольника;

-помогает осваивать окружающую действительность;

-способствуют развитию творческих способностей;

-способствуют умению наблюдать, слушать;

-помогают ребенку увидеть проблему со всех сторон;

-способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;

-развивают речь, память, мышление, воображение;

-формирует коммуникативные навыки и нравственные качества;

-стимулирует к самосовершенствованию.

Актуальность проектного метода

В современном обществе метод проектов становится все более актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к форме организации обучения, включающей в своё содержание проектную работу.

Сегодня метод проектов широко используется и в сфере дошкольного образования. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным результатом, оформленным тем или иным образом.

Проект - это разовая деятельность, которая:

- направлена на достижение конкретной цели;

-производит конечные результаты;

- состоит из последовательности взаимосвязанных работ;

- имеет обозначенные временные рамки, т. е. дату начала и окончания;

-использует ограниченное количество ресурсов: финансовых, человеческих, информационных.

Педагогическое проектирование осуществляется всеми педагогами и специалистами дошкольного образования, но на различных уровнях (управленческое проектирование, проектирование занятий, маршрутов, мероприятий, игровые, творческие проекты, проекты самообразования).

Формулирование проекта :

1. Проблема.

2. Цель.

3. Задачи и конкретные результаты.

4. Мероприятия (методы работы).

5. Ресурсы.

Виды, типы проектов.

По доминирующему методу :

- исследовательские - предполагают проверку некого предположения (гипотезы) с использованием метода познания (наблюдение, эксперимент) например, «Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде», «Как растет горох?»;

- информационные – направлены на сбор и анализ информации о каком-либо явлении, объекте («Герои- земляки»);

- творческие - связаны с подготовкой праздников, театрализованных представлений, съемкой видеофильма и др. (чаще всего дошкольники выступают как исполнители заданных взрослым ролей, например, «Концерт для мам», спектакль для малышей;

- приключенческие, игровые - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта (литературные герои, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в определенных игровых или учебных ситуациях). В основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра и дети активно включаются в них. Охотно выполняют роли. Например, «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки»;

- практические - связаны с работой на достижение значимого результата. Например, благоустройство группы, оформление клумбы и уход за ней.

По характеру содержания включают:

- ребенка и его семью;

-ребенка и природу;

-ребенка и рукотворный мир;

- ребенка, общество и культуру.

По количеству участников:

- индивидуальные;

- групповые;

-коллективные.

По продолжительности выполнения:

-краткосрочные (одно или несколько занятий);

-среднесрочные;

-долгосрочные (в течение года).

Этапы работы над проектом.

1. Подготовительный.

Определение проблемы, актуальной и интересной для всех предполагаемых участников, решение которой посильно детям и соответствует материально-техническим возможностям ДОУ и специалистов.

2. Целеполагание.

Мотивирующее начало проекта, понимаемое как создание проблемной, личностно-развивающей ситуации. По внешней форме это задача, учебная проблема или коллизия, вызывающая у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешении. Осознание сути проблемы, учебной задачи позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление, предполагаемые результаты. Задача педагога на данном этапе состоит в том, чтобы помочь учащимся сделать выбор самостоятельно, осознать, сформулировать цели, желания, проблемы. В силу недостатка опыта дети чаще всего не могут предложить конкретные пути решения проблемы. Но при помощи взрослых вполне способны наметить определенные ориентиры и составить план действий.

3. Планирование.

Этап связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана деятельности по достижению цели:

- к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю);

-в каких источниках найти информацию;

-какие предметы (оборудование, пособия) использовать;

-с какими предметами научиться работать. Огромное значение приобретает организация развивающей, познавательной, предметной среды.

4. Исполнительский.

4.1 Информационный запрос. На начальной стадии проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний и умений для достижения цели. В ответ на возникающий у ребят запрос организуется работа по поиску необходимой информации, ее анализу, освоению необходимых навыков.

4.2 Практическая деятельность по реализации проекта. На этом этапе раскрываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей, проявляется индивидуальность каждого ребенка, его интересы, склонности.

Самостоятельная деятельность на данной стадии проекта закладывает основу таких качеств, как ответственность, уверенность в себе, умение самостоятельно добывать и использовать знания.

5. Презентационный (представление продуктов проектной деятельности).

Практические проекты венчают выполнение намеченного дела; творческие – показ спектаклей; исследовательские – сообщения о ходе и результатах исследования; информационные - демонстрация и использование собранного материала. Приключенческие и игровые, изначально направленные на «проживание» определенной ситуации – их важнейший состав – процесс деятельности (для этого вида деятельности данный этап не предполагается).

6. Рефлексивно-оценочный.

На данном этапе происходит осмысление результатов, хода работы, действий каждого, выявление причин успехов и неудач на каждом этапе. На этапе осмысления итогов проекта необходимо обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Анализ пути познания, успехов и неудач на каждом этапе дополняется обращением к чувствам и ощущениям, испытанными детьми при работе над проектом. Основным критерием успешности проектной деятельности, помимо задуманного результата, можно признать рост самостоятельности детей на каждом этапе данной деятельности: при осознании проблемы, при формулировке целей и составлении плана работы, в ходе поиска информации и практической реализации проекта, при организации собственных действий и деятельности группы, в оценке своих усилий и успехов.

7. Проектировочный.

Определение перспективы развития проектирования. Определяющее значение для успеха реализации проекта имеют профессионализм педагога, его понимание задач и возможностей, неформальное отношение к ней, значимость возможности пережить вместе с детьми минуты вдохновения, превратить образовательный процесс в созидательную творческую работу.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Доклад на тему «Использование детских мультфильмов в работе воспитателя» Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов, и врачей. Сегодня почти для каждого ребенка телевидение стало чем-то.

Использование игровых методов и приемов в работе воспитателя дошкольного учреждения Все мы любим играть с детьми. Игра снимает нервное напряжение и помогает раскрепоститься ребенку. Игровые методы: - воображаемые ситуации,.

Проект «Использование метода проектов в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным городом» Воспитание любви и уважения городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Цель и задачи проекта. Цель проекта.

Использование метода проектов в системе нравственно — патриотического воспитанияИспользование метода проектов в системе нравственно — патриотического воспитания Прект Комплексные задачи: — воспитание у детей любви и привязанности к родному городу Твери; --- знакомство с достопримечательностями.

Использование в работе с детьми метода цветоассоциации для определения эмоционального состояния Цель – коррекция эмоционального состояния доступными для детей дошкольного возраста средствами. Задачи: - учить детей определять и оценивать.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДОУИспользование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДОУ доровье является важнейшим интегральным показателем, отражающем биологические характеристики ребенка, социально -экономическое состояние.

Непосредственно-образовательная деятельность «День Победы» с элементами метода проектов Занятие по применению полученных знаний в условиях решения практических задач. Вид: занятие по формированию лексико-грамматических средств.

Использование поисково-исследовательского метода в работе с детьми по развитию речи Использование поисково-исследовательского метода в работе с детьми по развитию речи Использование поисково-исследовательского метода в работе.

Выступление на педсовете «Использование метода интерактивной игры в работе с дошкольниками» Цель: повышение профессионального уровня педагогов, обмен опытом, развитие профессионального творчества. Оборудование: нарисованная (вылепленная.

Внедрение метода проектов в практику педагогической работы. Проект «Здоровые зубы»Внедрение метода проектов в практику педагогической работы. Проект «Здоровые зубы» Проект «Здоровые зубы» Проект — это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, направленный на разработку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода проектов в работе воспитателя ДОУ
Опубликовано: 5 ноября 2015 в 20:29
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД