Папки-передвижки

Использование метода сенсорно-интегративной логотерапии в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития

Елена
Использование метода сенсорно-интегративной логотерапии в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития

Теория сенсорной интеграции была разработана психологом, эрготерапевтом, специалистом по детскому развитию Джин Айрес (1923-1988 г, США). Она основана на системном подходе к функционированию головного мозга, помогающем понять связь между процессами обработки сенсорной информации и развитием, поведением, обучением ребенка. Последнее время эта теория стала довольно популярной по всему миру и легла в основу метода сенсорно – интеграционной логотерапии, разработанного логопедом М. И. Лынской.

Публикация «Использование метода сенсорно-интегративной логотерапии в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития» размещена в разделах

Метод сенсорно – интеграционной логотерапии был разработан для коррекционно – развивающего сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи. Данный метод предполагает комплексную работу, включающую в себя как использование традиционных, классических приемов логопедической работы так и работу с базовыми уровнями сенсорной интеграции. Что позволяет влиять на глубинные механизмы развития речи.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с задержкой психического развития отличается качественным своеобразием. У детей затруднен процесс восприятия: снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия. В исследовании П. Б. Шошина и Л. И. Переслени (1986) выявлено, что дети с ЗПР в единицу времени воспринимают меньший объем информации, т. е. снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочноисследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове. Задержка психического развития ребёнка характеризуется недостаточностью и фрагментарностью представлений об окружающем мире, основными причинами которых являются нарушение таких свойств восприятия, как предметность и структурность. А также наличием неполноценности тонких форм зрительного и слухового восприятия, пространственных и временных нарушений, недостаточностью планирования и выполнения сложных двигательных программ. Как правило, задержка психического развития сопровождается тяжелыми нарушениями речи.

Многочисленные исследования последних лет указывают на то, что успешность умственного, речевого и физического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. А также от того насколько хорошо эти ощущения структурируются и упорядочиваются, способствуя нормальному функционированию нервной системы.

Проведённые нами обследования, наблюдения, анкетирование родителей позволило нам сделать вывод о том, что большой процент детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи, посещающих нашу дошкольную образовательную организацию имеет признаки дисфункции сенсорной интеграции. Это подтолкнуло нас к идее использования в коррекционной работе с данной категорией детей метода сенсорно – интеграционной логотерапии.

Коррекционная работа на основе метода сенсорно – интеграционной логотерапии строилась нами с учетом следующих принципов:

- окружающая обстановка должна быть насыщена такими предметами, которые предоставляли бы ребенку возможность видеть, слышать, осязать, ощущать вкусы и запахи, познавать устойчивость своего тела развивать двигательные умения;

- занятия должны быть динамичными: зрительные, слуховые, тактильные и прочие ощущения и представления возникают в процессе движения. С целью активации внимания педагог использует постоянную смену деятельности;

- лексический материал тщательно подбирается к каждому занятию по принципу частотности использования и доступности для произношения. Особое внимание уделяется слоговой структуре подобранных слов (учитываются степень форсированности слоговой структуры в порядке ее онтогенетического развития);

- при работе с детьми, имеющими очень низкий уровень речевого развития, используется в основном сопряженное проговаривание с постепенным переходом к отраженному, а затем и самостоятельному произнесению слов и фраз;

- произнесение слов сопровождается отхлопованием ритма, прыжками на батуте, качанием на качелях, катанию на фитболе, с целью одновременной стимуляции речи и базовых уровней сенсорной интеграции;

- на занятиях используются только реальные предметы, дети видят их цвет, размер, форму, могут их потрогать, попробовать на вкус, послушать их звучание и т. д. Если же нет возможности использовать реальные предметы используются картинки и игрушки, приближенные к реальности;

- во время занятия должны быть задействованы различные виды восприятия (тактильное, зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое). Сенсорный опыт полученный на занятии способствует спонтанному речевому развитию.

- стимуляция и коррекция психофизического развития будет наиболее результативной, если ребенок управляет своей деятельностью самостоятельно, а педагог ненавязчиво формирует среду, помогая ребенку. Интеграция сенсорных ощущений от деятельности происходит наиболее продуктивно, тогда, когда ребенок захочет действовать сам. Коррекционное занятие должно включать задания, которые ребенок выполняет сам и задания, выполняемые ребенком совместно с педагогом;

Как показал наш опыт, использование упражнений и игр по методу сенсорной интеграции в комплексе с традиционными логопедическими приемами позволило преодолеть имеющиеся сенсорные нарушения у детей и добиться значительных положительных результатов в речевом развитии детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи. Причем мы отметили, что использование данного метода позволяет преодолеть речевой негативизм у детей, добиться наиболее высоких результатов коррекционной работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперреактивностью, а также с детьми, имеющими нарушения поведения и расстройства аутистического спектра.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровленияИспользование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Фотоотчет о районном методическом объединении «Использование метода интерактивной игры в работе с педагогами»Фотоотчет о районном методическом объединении «Использование метода интерактивной игры в работе с педагогами» Фотоотчет с на районного методического объединения «Использование метода интерактивной игры в работе с педагогами» Для повышения профессионального.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Использование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детейИспользование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детей Предлагаю однодневный проект по воспитанию чувства добра у детей дошкольного возраста. Мероприятие проводилось с детьми подготовительной.

Использование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНР В настоящее время производителями выпускается большое количество всевозможных развивающих игр для дошкольников, но нам и нашим детям пришлось.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода сенсорно-интегративной логотерапии в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития
Опубликовано: 15 октября 2022 в 19:54
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД