Светлана Кабалалиева
Использование народной педагогики в развитии культурно-гигиенических навыков дошкольников младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня многие родители и даже воспитатели уделяют больше внимания обучению детей чтению, математике и языкам, чем заботе о себе, часто не учитывая, что для многих из них гораздо важнее научиться пить, есть, одеваться самостоятельно.
Самообслуживание играет важную роль в развитии ребенка, поскольку она может значительно повысить его или ее уверенность в себе и, таким образом, представляет собой большой шаг к независимости ребенка.
Публикация «Использование народной педагогики в развитии культурно-гигиенических навыков дошкольников младшего возраста» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
С раннего возраста начинают формироваться такие черты характера, как воля, уверенность в себе, стремление к успеху и к цели, активность и настойчивость в ее достижении. И происходит это благодаря привитию навыков самообслуживания.
Младший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития культурно-гигиенических навыков и навыков к самообслуживанию, потому что именно в этом возрасте закладываются основы всех полезных и необходимых навыков в жизни человека.
Основная проблема занятий с дошкольниками – это развитие культурно-гигиенических навыков – чистоплотность, аккуратность, культура питания и другое. Чтобы упростить процесс обучения с использованием новейших навыков, он должен быть любопытным, веселым и занимательным. И делать это нужно педагогически, чутко, ненавязчиво, в то же время важно, чтобы воспитатель захотел учесть самостоятельность.
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно наладить добрые и доверительные отношения, важен эмоциональный контакт. Помогает в этом народная педагогика : песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки, куклы, лошадки, различные фигурки людей и животных издавна используются разными народами, салки, прятки, горелки, жмурки, кошки-мышки, игры на внимание, дочки-матери, казаки-разбойники и т. д.
Значительную часть активного образа жизни детей занимают режимные процессы: кормление, подготовка ко сну, подьем, подготовка к прогулке и возвращение из нее, соблюдение гигиенических процедур. В эти моменты детям постоянно нужна непосредственная помощь взрослого, и эта помощь должна сопровождаться словом, чтобы ребенок успокоился, подбодрил и сосредоточил на чем-то свое внимание. В этом помогает народная детская педагогика.
С помощью народной педагогики взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Так, Н. Иваницкий считал сказки, детские стишки, песни незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и ясной индивидуальности детей.
В младшем дошкольном возрасте одним из главных средств воспитания является устное народное творчество – это бесценный дар народной педагогики. Содержание произведений устного народного творчества многопланово и несет в себе огромный воспитательный заряд. В них отражаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через устный фольклор, овладевая родным языком, обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.
К педагогу, виртуозно владеющему образным народным устное народное творчеством, тянутся дети: их завораживает мелодичность слов, их привлекают неожиданные повороты рассказа или реальные «невероятные и невысказанные вещи».
Под потешки дети любят мыться, засыпать, обедать и заниматься разными делами. Жизнь ребенка становится понятнее, интереснее. Исчезает скука, однообразие. При этом у ребенка развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то также развиваются координация и ловкость.
Рассказывая детские стишки, сначала следует использовать ясность, объяснять значение новых слов, основываясь на опыте и знаниях детей. Нужно улучшать свою речь, помня, что подражание – движущая сила в развитии ребенка.
Фольклорное произведение, призванное обращаться к ребенку по имени, помогает ребенку «раскрыть» себя, делает его соучастником действия, продвигает его личность, уважает его, признает неповторимость.
Через детский фольклор ребенок лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи. Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников будет осуществляться более эффективно, если:
1) учитывать психолого-педагогические особенности дошкольников;
2) использовать игровую деятельность и художественное слово (фольклор);
3) вовлечь родителей в процесс формирования культурно-гигиенических навыков дошкольников через формы устного народного творчества.
Использование средств народной педагогики в период обучения культурно-гигиеническим навыкам способствует повышению эмоционального настроения ребенка, поддерживает совместные действия со взрослыми, устанавливает доверительные отношения в коллективе, способствует постепенному включению ребенка в новую социальную среду, и обеспечивает постоянный рост индивидуальных способностей.
Дети знают, что перед едой нужно мыть руки, но будет интереснее, если этот процесс будет сопровождаться словами: «мыли, мыли руки с мылом, мыли теплою водой, мыли, мыли, мыли, мыли – бело-набело отмыли».
Некоторые дети часто капризничают или нервничают во время еды. Успокоиться и спокойно поесть им помогут такие игривые потешки: «идет коза рогатая за малыми ребятами. Кто кашу не ест, кто молоко не пьет – забодает, забодает, забодает».
Также есть потешки и при умывании, когда ребенок нервничает, не дает умыть себя или не хочет сам это делать: «ай, лады-лады-лады, не боимся мы воды, чисто умываемся, маме улыбаемся».
Когда ребенок психует и плачет при одевании, может помочь потешки: «раз, два, три, четыре, пять. Собираемся гулять. Если хочешь прогуляться, нужно быстро одеваться, дверцу шкафа открывай и одежду доставай. Собери носок в гармошку и надень его на ножку. Ты другой носок возьми точно так же натяни. А теперь скорей вставай и штанишки надевай. Посмотри, на улице стало холодать. Пришло время кофточку деткам надевать. Тушки-тутушки. Где твои ушки? Ушки в шапке, не достанут лапки, чтобы ушки не болели быстро шапочку надели. А потом и куртку».
Использование средств народной педагогики в формировании культурно-гигиенических навыков у детей поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социальный и игровой опыт детей, развит их воображение. То, что задано в детстве, накормит человека на всю жизнь. Вот почему так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.
В средствах народной педагогики вместе с его эстетической, художественной стороной, т. е. вместе с искусством есть сферы, которые охватывают другие аспекты народной культуры : идеологические, социальные, морально-этические, церемониальные и другие.
Опыт предыдущих поколений имеет большое значение в развитии культурно-гигиенических навыков. Памятники древней культуры позволяют сделать так, чтобы социальное воспитание детей в древнерусском государстве всегда было в глазах общественности.
Приобщение детей к национальным традициям и их ценностям началось с раннего детства и сопровождало его на протяжении всей его жизни. Традиции религиозного образования содержали нравственные ценности, которые служат православному человеку главным критерием жизни; традиции воспитания в семье приобщили детей к активной социальной и трудовой жизни семьи. В связи с этим у ребенка развилось чувство ответственности за выполнение возложенных на него обязанностей. Важную воспитательную функцию играла фольклорная среда, окружавшая ребенка с момента рождения. Произведения народного творчества сыграли огромную роль в формировании культурно-гигиенических навыков детей. Песенное творчество, устные литературные произведения народной культуры, обрядов и обычаев содержат важные общечеловеческие, нравственные и этические ценности.
Таким образом, культурно-гигиенические навыки в семье формировались преимущественно в соответствии с национальными традициями.