Наталья Зверева
Использование нетрадиционных приемов и материалов для развития мелкой моторики как стимул развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
“ “Рука – это вышедший наружу мозг человека” Н. Кант
Источники способностей и дарований - детей на кончиках их пальцев. В. А. Сухомлинский
Эффективность коррекционно-развивающего процесса в ДОУ зависит от совместной деятельности воспитателя, логопеда и родителей, способствующей скорейшему преодолению речевых нарушений у дошкольников. Одним из немаловажных аспектов развития речи у дошкольников с ОНР является развитие мелкой моторики рук.
Публикация «Использование нетрадиционных приемов и материалов для развития мелкой моторики как стимул развития речи» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Цель семинара-практикума:
Знакомство родителей с приёмами и материалами, направленными на развитие мелкой моторики, для использования в домашних условиях.
Задачи:
• сформировать эмоциональный контакт с родителями;
• познакомить с нетрадиционным материалом;
• повысить уровень психологической и педагогической компетентности в вопросах речевого развития детей.
• показать и проиграть различные виды игры и упражнения для развития мелкой моторики;
Оборудование: бассейны с горохом, гречкой, фасолью макаронами, манкой, камнями, орехами, крышками, киндер сюрпризами; контейнеры с бусинами, пуговицами, ракушками, камнями, геометрическими фигурами, животными; бутылки разных размеров, палочки.
Форма проведения: игровой тренинг
План проведения:
1. Сообщение воспитателя "Влияние мелкой моторики на развитие речи"
2. Демонстрация нетрадиционных приемов и материалов.
3. Проведение игр и упражнений в "Сухих пальчиковых бассейнах"
4. Рефлексия мероприятия
Ход семинара:
1этап. Вводный.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И. П, Павлов, Л. А. Леонтьев, А. Р. Лурия.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией". Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?
На заре развития человечества в процессе общения людей очень широко использовались ручные различные жесты - указывающие, призывающие, отталкивающие, угрожающие, оборонительные и другие. Эти жесты невольно сочетались с какими-то эмоциональными возгласами и другими голосовыми реакциями. Проявившаяся в дальнейшем словесная речь также долгое время сопровождалась почти постоянной жестикуляцией, что в остаточном виде сохраняется и до сих пор. А поскольку как жестикуляция и ручная деятельность вообще, так и начавшая развиваться речь имели для первобытного человека важное значение, то обе эти функции получили свое развитие и в коре головного мозга. При этом области коры, управляющие движениями пальцев рук и области, "отвечающие" за движения органов речи, по понятным причинам оказались расположенными в ближайшем соседстве. А это значит, что идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся рук (в особенности от пальцев рук)"тревожат" и расположенные по соседству речевые зоны коры, как бы стимулируя их к активной деятельности.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
Мелкая моторика – это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кистей рук.
Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажется трудными, не забывать хвалить ребенка, но для этого следует знать основные пути ее развития и совершенствования.
2 этап работы – знакомство с нетрадиционными приемами и материалами.
ПРИЕМАМИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
Рисование на манной крупе
Взаимодействие с манной крупой стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное - ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других. А
рисование на манной крупе — радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не надо принуждать. А знаете ли вы, что рисовать можно даже без кисточки, а именно пальчиками. Такое оригинальное рисование расковывает творческие возможности ребёнка, позволяет почувствовать материал, его характер и настроение.
Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до 7 лет еще наблюдается дыхательная аритмия, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.
Выкладывание рисунка из различных материалов– серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по заданному образцу. Занятие можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге образец и знакомит с ним ребенка. Затем малыш копирует образец из предложенного материала. Следующий этап, когда дошкольник с помощью взрослого выкладывает сам свое изображение. Я использую для занятия мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки. Предлагаю ребенку самому находить материал для выполнения этих заданий. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых.
Игры с крупой, бусами, орехами. Предлагаю ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха (камешка, шарика, – совсем не трудно, для начала предложите покатать между ладошек шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Этот простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках последовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг.
Самомассаж кистей и пальцев рук.
Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует:
• Нормализации мышечного тонуса;
• Стимуляции тактильных ощущений;
• Увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
• Формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.
Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.
“Пальчиковый бассейн" легко сделать в домашних условиях: в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль высотой в 6 – 8 см. Проведение пальчиковых игр и упражнений в таком "бассейне" способствует активизации двигательной кинестезии, праксиса позы, улучшает динамический праксис. Диагностические пробы (поиск предметов различной фактуры, величины, фор мы) с использованием этого тренажера позволяют максимально активизировать пальцевой гнозис, проприоцептивные ощущения.
3 этап - Проведение игр и упражнений
Проведение игр и упражнений в "Сухих пальчиковых бассейнах"
• "Горох"
Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.
В миску сыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
• «Кто больше?» Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
• "Напрягаем пальцы "
Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.
Только уставать начнем,Сразу пальцы разожмем,Мы по шире их раздвинем,Посильнее напряжем.
• "Пальцы играют"
Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать Дружно пальчики сгибаем Крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять –Начинаем разгибать.
• Рисование несложных геометрических фигур, букв ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
• Разбор круп (игра «Золушка»).
• «Отгадай». Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое.
• Из фасоли или макарон выкладывать фигуры и узоры (графические диктанты)
• Игры с пуговицами
Предложите ребенку отыскать одинаковые пуговицы, найти самую маленькую и самую большую пуговицы.
Разложите пуговицы по кучкам: одна – пуговицы с двумя дырочками, вторая – пуговицы – с четырьмя дырочками, третья – пуговицы с хвостиком.
Играйте, сравнивая гладкие и шершавые пуговицы, металлические и пластмассовые.
• «Найди спрятанный предмет» На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.
В миске не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне — игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.
С игрушками проводят следующие упражнения:
• «Скажи, какой?» Ребенок должен назвать прилагательные (цвет, вкус, форма)
• «Что делает?» Ребенок должен назвать глаголы.
• «Про что я говорю?» Педагог показывает предметы детям, погружает их в бассейн. Затем рассказывает об одном задуманном предмете, называя признаки, что с ним можно делать или что он делает. Дети отгадывают предмет и находят его в бассейне. Например: «Она металлическая, ею едят суп» (ложка).
• «Найди фигуру по образцу» Искать геометрические фигуры.
• «Куда мы попали?» Дети находят картинки: гриб, белка, ель, малина. Значит, мы попали в лес.
• «Придумай предложение» (с одним найденным словом, с двумя, тремя и т. д.)
• «Вспомни сказку» Дети должны назвать сказку, в которой встречаются найденные герой.
• «Магазин» Взять картинки с определенным звуком.
• Игры с разноцветными яйцами от киндер-сюрпризов (называние цвета, размера, счет, произнесение звуков или слов на определенные звуки: красное яйцо - гласный звук, синее - согласный твердый, зеленое - согласный мягкий).
4 этап: Рефлексия
Уважаемые родители! Просим Вас высказать свое мнение по проведению семинара-практикума. Оправдались ли ваши ожидания, получили ли практический опыт совместной деятельности с детьми?