Седых Инна
Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Актуальность.
Мир полон запахов, красок, звуков. Ребенок познает его руками, глазами,слухом, пробует на вкус. И если ребенок чувствует – значит знает. Творчество –это канал, по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Дети экспериментируют, исследуют, играя с самым разнообразным материалом: краской, глиной, семенами, нитками, берестой…
Можно сказать, что маленький ребенок говорит руками, не обладая возможностью выразить в полной мере свои чувства и ощущения словесно. Ребенок стремится к активной деятельности. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешней идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Публикация «Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Аппликации по лексическим темам
- Аппликации. Методические материалы
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Аппликация. Консультации для педагогов
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Формирование творческой личности –одна из самых важных задачпедагогической теории. Эффективным средством для этого является художественно – творческая деятельность детей.
В процессе такой деятельности, при создании поделки или изображения ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому, которое н создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он начинает осмысливать качество предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать практическими навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Еще Аристотель отмечал: занятия художественной деятельностью способствуют разностороннему развитию ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого – Я. А. Каменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель – и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия аппликацией и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного, содержательного общения детей между собой и взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Вспомним, как ведут себя дети, смастерив поделку. Ребята не спешат расставаться с делом своих рук. Видно, что еще долгое время после занятий дети находятся под впечатлением созданного ими. Детям всегда веселее и интереснее в группе, где есть поделки, сделанные их руками. Работа над созданием аппликации очень увлекательна, она требует наблюдательности, умения подмечать характерные черты образа. Поделка, сделанная ребенком, пусть и с помощью взрослого является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности его создателя. Она особенно дорога ему. В. А. Сухомлинский писал, что ребенок по своей природе – пытливый исследователь! Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, собственном творчестве, красоте, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка.
Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительным материалом. Чтобы ребенок лучше представлял, что он делает, и знал, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия. Разнообразие природного и бросового материала при создании поделок и аппликации таит в себе необыкновенные возможности, можно выбрать любой материал по душе, поэтому это творчество привлекло меня. Мне нравится мастерить, это подтолкнуло меня приучить к творчеству и детей.
Я увидела, как загораются глаза детей и мне захотелось передать свой опыт, научить их работать с нетрадиционными материалами.
Одной из образовательных областей основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО является «художественно-эстетическое развитие», которое предполагает не только развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, но и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Одним из целевых ориентиров в этой области является овладение ребенком основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, в том числе художественно-творческой, у ребенка развито воображение, которое реализуется в разных видах деятельности.
Поэтому тема моего опыта является актуальной. Данный опыт не содержит принципиально новых открытий и изобретений, он представляет собой целостную систему по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе выполнения аппликационных работ из нестандартных материалов, вариативное использование известных в педагогике теорий, идей, методов, традиционных принципов и форм обучения с учетом особенностей определ нного возрастного периода. Мое педагогическое творчество заключается в усовершенствовании, т. е. в модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известной технологии.
Цель
Развитие художественно-творческих способностей детей посредством выполнения аппликаций и поделок с использованием нетрадиционных техник.
Задачи.
1. Формировать практические умения и навыки в работе с нестандартными материалами, формировать способности, аналитическое мышление.
2. Воспитывать у детей интерес к художественной деятельности, развивая их творчески.
3. Учить способам создания самостоятельных работ, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
4. Развивать у детей чувства пропорции, гармонии цвета, композиции.
5. Устанавливать взаимоотношения совместного творчества взрослого и реб нка.
6. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.
Принципы.
Планируя работу с детьми, опираюсь на следующие принципы:
1. Принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности
единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения. Воспитание в процессе обучения связано с интеллектуальным развитием и, прежде всего, с развитием креативности индивидуальных познавательных способностей с учетом интересов воспитанников.
2. Принцип развивающего обучения.
В основе идеи Выготского речь идет о том, что обучение не должно опираться на достигнутый уровень, а всегда должно опережать его, идти вперед, чтобы ребенку нужно было приложить усилия для овладения новыми знаниями. Овладев простейшими техниками выполнения аппликации из нестандартного материала, ребенок может сам выбрать ту или иную технику выполнения, проявить творческую фантазию.
3. Принцип наглядности.
Я. А. Коменский называл его «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что «если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности».
4. Принцип доступности – учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников ри отборе материала с тем, чтобы предложенный для изучения материал по содержанию и объему был посилен воспитанникам. Доступность материала определяется эмпирическим путем с учетом опыта и знаний детей.
5. Принцип научности предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Принцип научности требует, чтобы содержание образования, реализуемое как в учебное, так и во внеучебное время, было направлено на ознакомление детей с объективными научными фактами, явлениями. Сущность его состоит в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность. Таким образом, педагог должен подготовить учебный материал таким образом, чтобы, с одной стороны, он правильно отражал окружающую действительность, а с другой — был бы понятен и доступен детям.
6. Принцип систематичности и последовательности – состав обучения и
конкретные задачи к его усвоению отвечают всем дидактическим правилам: идти в обучении от легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.
Последовательность предполагает изучение учебного материала таким образом, чтобы усвоение нового опиралось бы на имеющиеся у детей знания и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности детей. Воспитатель на основе программы определяет и подготавливает для усвоения очередную «дозу» учебного материала. Каждая такая «доза», часть учебного материала подается во взаимосвязи с предшествующими, в усложнении.
Собственные принципы:
– подходить к ребенку только с позиции поддержки, а не ошибки («У тебявсе получится»)
– позиция по отношению к ребенку (быть вместе, всегда прийти на помощь)
– взгляд «глазами ребенка» — ставить себя на место ребенка
Технология
Технология работы с детьми по развитию творческих способностей посредством выполнения аппликационных работ из нестандартного материала (ручному труду) строилась на основе программы
«Приглашение к творчеству». Вся работа условно разделена на 3 блока: работа бумагой, с природным и бросовым материалом, с текстильным материалом.
Такая форма детской деятельности как аппликация из нестандартного материала очень интересна для ребенка-дошкольника, потому что удовлетворяет его желания действовать вообще и продуктивно – в частности, а также потребность отражать полученные впечатления от окружающей жизни, выражать свои отношения к увиденному, пережитому. Эта деятельность отвечает особенностями мышления детей дошкольного возраста. Ребенок даже самый маленький, любит узнавать что-то новое. Занимаясь работой с бумагой и картоном, с тканью, с природным материалом, бросовым материалом, он активно действует. Малыша радует, что он может создать поделку своими руками. Другая потребность – познавательная. Занимаясь ручным трудом, ребенок познает жизнь в разных ее проявлениях.
В основу программы творческих занятий по аппликации из нестандартных материалов легли перечисленные выше потребности ребенка. Данная программа помогает развивать положительные эмоциональные отношения к занятиям по ручному труду, т. к. кроме всех известных видов ручного труда в ней предусмотрены нетрадиционные виды, а также при проведении занятий шире используются игровые методы и приемы. Занятия, включенные в программу «Приглашение к творчеству», помогают научить детей творчески мыслить и трудиться с удовольствием. Процесс превращения различных материалов и ненужных вещей в интересные и полезные поделки доставит массу удовольствия и радости малышу.
Творческая работа доставляет малышу удовольствие, если у него получается задуманная воспитателем поделка, если он успешно овладевает способами и средствами достижения цели, то такая деятельность вызовет у него только положительные эмоции, если полученный результат нравится ребенку, радует его, он удовлетворяет потребность растущей личности в самоутверждении.
Благодаря успехам в творческой деятельности ребенок начинает чувствовать себя комфортно в детском коллективе.
Программа рассчитана на 4 года
Возрастные группы: 2 младшая (3-4 года, средняя (4-5 лет, старшая (5-6 лет, подготовительная (6-7 лет).
Количество часов: в неделю – 1ч. ; в год – 26 часов.
Режим занятий–1 образовательная ситуация в неделю продолжительность от 15 минут в младшем возрасте до 30 минут в старшем.
Средства реализации:
1. Совместная деятельность воспитателя с детьми: наблюдения, рассматривание иллюстративного материала, сбор материалов для ручного труда, игры, детское творчество, образовательная ситуация.
2. Использование наглядно-дидактических пособий, направленных на развитие творческой деятельности.
3. Организация выставок работ, участие в конкурсах различного уровня.
4. Работа с родителями. Это направление предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель-реб нок-воспитатель для развития творческих способностей
Формы работы:
Образовательные ситуации, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания.
Игры.
Упражнения по изготовлению поделок из нестандартного материала.
Самостоятельная деятельность детей.
Рассматривание. Наблюдение. Сбор материалов для творчества
Для достижения ожидаемого результата разработана модель структуры
образовательной ситуации:
Индуктор (введение в ситуацию). В виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.
Основное содержание образовательной ситуации – изучение нового материала. Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и использования нетрадиционного материала, направленных на решение поставленных задач данного занятия.
Динамическая пауза. Динамическая пауза позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики. Используется по мере необходимости.
Рефлексия. Дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.
Развивающая игра. Развивающая игра, т. е. обыгрывание поделки в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.
Используемые материалы:
– Пластилин
– Крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов
– Яйца «Киндер-сюрприза»
– Сухие листья
– Семена растений
– Цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон
– Вата, синтепон
– Скорлупа яиц
– Перья
– Галька, ракушки
– Фольга
– Шерстяные нитки, нитки для шитья, разноцветное мулине для вышивания.
– Кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока.
– Бисер, бусины, пайетки, пуговицы
– Прищепки, трубочки для коктейля, зубочистки, салфетки и губки для
мытья посуды
– Ватные палочки
Инструменты и приспособления:
– Ножницы, шило (только для взрослого)
– Иголка и нитковдеватель
– Карандаш
– Линейка
– Кле нка для аппликации
– Клейкая лента
– Кисточки для клея и красок.
– Стаканчики непроливайки
Виды деятельности:
Работа с бумагой и картоном.
1. Работа в технике «Оригами». Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния «оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремл нности.
2. Работа с мятой бумагой. Технология изготовления игрушек из бумаги, помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности. Кроме того, изготовление игрушек из мятой бумаги – прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев.
3. Изготовление объ мных картинок. Изготовление аппликации – достаточно л гкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объ мной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объ мность предмета на аппликации из геометрических фигур за сч т приклеивания деталей к основному листу.
4. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме.
Работа с природным и бросовым материалом.
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, сколько выражают сво отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов. Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщ нными способами построения образа с опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.
Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с при мами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог бер т на себя.
Поделки, включ нные в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение: для игр детей; для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома; их можно использовать в качестве подарков.
Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляется определ нные требования: должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);тщательно промытым и высушенным; доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.) При работе с бросовым материалом учитывается возрастные особенности детей: Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.