Лучший педагог года

Использование приемов логопедического массажа при коррекции стертой формы дизартрии у старших дошкольников с ОНР

Олеся Павлова
Использование приемов логопедического массажа при коррекции стертой формы дизартрии у старших дошкольников с ОНР

В соответствии с современными педагогическими теориями, представление о педагогических технологиях связывается с определенным набором базисных техник, использование которых позволяет прогнозировать и достигать желаемого результата учебно-воспитательного процесса. Известно, что в дошкольном возрасте нередко задерживается развитие произносительной стороны речи. Данный факт может свидетельствовать как о задержке темпа развития речи, так и о значимых признаках речевых нарушений. Формирование произносительной стороны речи предполагает использование целого ряда логопедических технологий, среди которых логопедический массаж занимает одно из значимых мест.

Публикация «Использование приемов логопедического массажа при коррекции стертой формы дизартрии у старших дошкольников с ОНР» размещена в разделах

Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно-педагогического воздействия при тяжелых речевых нарушениях применяется относительно давно. Ряд авторов (Архипова Е. Ф. 1997, Правдина О. В., 1973, Семенова К. А., 1972 и др.) указывают на необходимость использования массажа в логопедической практике. Правдина О. В. в своих работах указывала на то, что методика логопедической работы при дизартрии складывается из дифференцированного массажа, логопедической гимнастики, а также выработки и автоматизации навыков артикуляции. Однако приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую практику. Становится ясно, что логопедический массаж как одна из технологий должна занимать свое строго определенное место в ряду других логопедических техник. С одной стороны, логопедический массаж является важной составляющей в комплексной логопедической работе, с другой стороны, массаж не является панацеей при формировании звукопроизношения у ребенка. Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

Выполнение приемов логопедического массажа требует четкой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции (языка, губ, щек, но также мышц лица (скуловых, лобной) и шеи. Логопед может проводить диагностику несколькими способами.

Логопедическая диагностика, как правило, включает осмотр, наблюдение за выполнением динамических и статических движений, а также такой способ нетрадиционного педагогического обследования как пальпация, что дает представление о состоянии тонуса мышц и тургоре кожных покровов. В связи с этим развитие технологии логопедического массажа неразрывно связано с совершенствованием технологии диагностики. Необходимость проводить более точную дифференциальную диагностику сложных сочетанных случаев дизартрии, дизартрии и алалии, дизартрии и дислалии приводит к разработке новых приемов и технологии логопедического массажа, направленного на коррекцию звукопроизносительной стороны речи, а опосредованно и формирование грамматического строя речи, и обогащение словаря, повышение выразительности речи. Тем самым мы формируем коммуникативные компетенции у ребенка.

В последнее время приобрел широкую известность метод логопедического массажа не только среди специалистов России, но и за рубежом. Автором разработки системы логопедического массажа как новой коррекционной технологии, является кандидат наук, доцент кафедры логопедии МПГУ, старший научный сотрудник ММА им. И. М. Сеченова Дьякова Е. А.

Отличие методики проведения логопедического массажа, предложенного Е. А. Дьяковой, от известных ранее состоит в том, что она на основе проведенного анализа физиологических механизмов разработала и обосновала определенную последовательность проведения массажных движений и предложила ряд новых приемов. В данной методике логопедического массажа используется прямое мануальное воздействие на внешнюю и внутреннюю сторону боковых поверхностей щек, скуловых и жевательных мышц; воздействие не только на поверхность языка, но и на скелетные его мышцы, выходящие за пределы тела языка и прикрепляющиеся к костям черепа и шеи; учет симметричности строения мышц языка; а также учет главных и косвенных мышц в выполнении артикуляционных движений, что влияет на построение комплекса массажных движений при активизирующем и релаксационном воздействии. Особый акцент сделан на работу с лицами детского возраста, а также сочетание массажа с пассивной, пассивно-активной гимнастикой и релаксацией. Логопеды используют данную технологию в своей педагогической практике. Массаж интегрирует такие образовательные области, как здоровье, коммуникация и физическое развитие.

Цель. Нормализация произносительной стороны речи у старших дошкольников с ОНР.

Задачи:

1. Нормализация мышечного тонуса в органах артикуляции методом ручного логопедического массажа.

2. Увеличение амплитуды движений органов артикуляции.

3. Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

4. Формирование артикуляционных укладов нарушенных или отсутствующих звуков.

5. Автоматизация поставленных звуков в речи детей.

6. Повышение качества речи (выразительности, внятности).

7. Формированию коммуникативных компетенций у детей.

Форма работы - индивидуальная.

Содержание работы.

Мы считаем, что использование на подготовительном этапе приемов логопедического массажа сократит сроки постановки нарушенных и отсутствующих звуков речи у детей со стертой формой дизартрии, сократит сроки их автоматизации и, в целом, улучшит состояние произносительной стороны речи.

Этапы работы.

Подготовительный этап (информационно — аналитический).

1 Работа с родителями воспитанников логопедической группы. Сообщение информации о необходимости проведения логопедического массажа.

2 Получение справки от педиатра или невролога об отсутствии медицинских противопоказаний к логопедическому массажу.

Основной этап (практический)

1. Адаптационный период. Нужен для налаживания контакта. Первые 3-5 сеансов носят ознакомительный характер. Ребенка отвлекаем от неприятных ощущений сказками,историями. Постепенно увеличивается нагрузка. Массажные движения легкие, неглубокие. Пальпаторно определяется состояние мышечного тонуса в различных группах мышц. Проверяется рвотный рефлекс.

2. Основной период.

В этот период массаж занимает 2/3 части всего логопедического занятия. Движения выполняются в полном объеме.

Ритм движения рук сочетаем с ритмом речи, развивая темпо- ритмическую и интонационную стороны речи. Выполняя массаж, расширяем знания об окружающей действительности, словарь, грамматику. Т. е. во время массажа активизируем все компоненты речи ребенка.

3. Закрепляющий период.

На этом этапе массаж занимает 1/3 от всего занятия и носит поддерживающий характер. Массаж делается для закрепления результата, улучшения кровообращения в мышцах, увеличения амплитуды движений органов артикуляции. На этом этапе поставленные звуки автоматизируются в речи детей.

Заключительный этап (контрольно — диагностический).

Логопедический массаж был рекомендован 5 воспитанникам логопедической группы, что составило 30% от общего числа детей. Все они имели заключение «ОНР 3 уровня. Стертая форма дизартрии». Возраст детей: 6-7лет. На момент начала массажа было проведено обследование произносительной стороны речи. Все дети нуждались в постановке или коррекции звуков «р» и «рь».На протяжении 2х месяцев 3 раза в неделю занятия с этими ребятами начинались с сеанса массажа, затем проводилась артикуляционная гимнастика (лежа, сидя). К концу второго месяца (у 2х детей к окончанию 3го месяца работы) звук «р» был поставлен у всех. На этапе автоматизации нового звука в речи детей массаж выполнялся в начале занятия и носил поддерживающий характер. У всех детей вибранты автоматизировались в спонтанной речи достаточно легко и быстро. Результативность работы составила 100%.

Результативность.

Таким образом,применение в логопедической практике такой инновационной технологии, как логопедический массаж, существенно сокращает сроки постановки и автоматизации звуков в спонтанной речи у детей со стертой формой дизартрии. Массаж способствует улучшению качества речи детей и формированию коммуникативных компетенций.

Библиография

1. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия. - М., 2006.

2. Дьякова Е. А. Логопедический массаж при разных формах дизартрии. М., 2012

3. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста : О. Г. Приходько — Санкт-Петербург, 2010

4. Правдина О. В., Семенова К. А Логопедический массаж. _М., 2003

Публикации по теме:

Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ Подходы к определению интеграции в соответствии с ФГТ Педагогическая интеграция- это установление связей и отношений педагогическими средствами.

Презентация кружка по нетрадиционной технике рисования И в десять лет, и в семь, и в пять Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Все, что его интересует. Все вызывает интерес: Далекий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приемов логопедического массажа при коррекции стертой формы дизартрии у старших дошкольников с ОНР
Опубликовано: 8 мая 2013 в 17:48
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД