МААМ-картинки

Использование прищепок при коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста

Мария Кочеткова
Использование прищепок при коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Использование прищепок при коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста

Я работаю педагогом-психологом в структурном подразделении, реализующем общеобразовательные программы дошкольного образования (детский сад компенсирующего вида)ГБОУ СОШ № 21 г. Сызрани

Наш детский сад посещают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями речи. В связи с этим одной из приоритетных задач моей работы и работы всех специалистов учреждения является развитие мелкой моторики воспитанников.

Публикация «Использование прищепок при коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Развитие тонкой моторики, помогает подготовить ребенка к школе. Но развитие ребенка должно быть всесторонним, кроме моторики и общих движений необходимо развивать и мыслительную деятельность, сенсорику, воображение, внимание и память. В связи с этим происходит отбор используемых в образовательном процессе материалов, программ, пособий. Предпочтение отдается многофункциональным, доступным, ярким, качественным материалам.

По своему опыту знаю, что современные дети избалованы обилием дорогих игрушек, которые порой лежат мертвым грузом в коробках и ящиках, потому что малыши быстро теряют к ним интерес. А предметы домашнего обихода наоборот притягивают их как магнит, с каким наслаждением, дети вместо игрушечной посуды и инструментов, часами занимаются с мамиными кастрюльками и папиными отвертками и молотками. Это дает возможность малышу почувствовать себя взрослым и проявить свою самостоятельность. А такие незамысловатые предметы как губки для мытья посуды, кусочки ткани разнообразной расцветки и формы, пластиковые пузырьки и пуговицы предоставляют ребенку возможность проявлять свою фантазию. Главная задача взрослых при этом предоставить малышу материал и показать возможные варианты использования данных предметов, не только по прямому назначению, но и в качестве предметов-заместителей.

В своей работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений я часто использую такие предметы-заместители, как пластмассовые бельевые прищепки разных цветов и размеров. В совместной деятельности с детьми прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая развивать мелкую моторику рук, развивая сенсорные и пространственные представления, коммуникацию, речь, воображение. Игра с яркими, разноцветными прищепками доставляет удовольствие и малышам двух-трех лет и дошкольникам постарше, поэтому использую их в работе с детишками всех групп. Играем и индивидуально и небольшими подгруппами. Обычно на коррекционно-развивающих занятиях использую 1-2 игры с прищепками.

По моему мнению применение обычных бытовых прищепок многофункционально и позволяет решать несколько коррекционно-развивающих задач в разных образовательных областях: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», то есть соблюдается принцип интеграции образовательных областей. Игры с прищепками способствуют не только развитию тонкой моторики, но и сенсорному развитию, пространственному ориентированию, развитию речи, воображения, анализа и синтеза. Их можно использовать и при сравнении и классификации по цвету, размеру, материалу. Я применяю их и также в конструктивной и изобразительной деятельности с детьми. Основными принципами при использовании предметов-заместителей являются:

• постепенное усложнение предлагаемых заданий – от простого к сложному;

• учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• принцип интеграции образовательных областей

Учитывая специфику развития детей, посещающих наше образовательное учреждение, в своей работе вообще и при включении игр с прищепками в частности большое значение придаю совместной деятельности взрослого с ребенком. Я считаю, что чем разнообразнее совместная деятельность малыша и взрослого (родителей, педагогов, тем шире зона ближайшего развития ребенка. Поэтому знакомлю с новыми играми не только детей, но и их родителей. Многие родители с удовольствием начинают использовать прищепки в домашних условиях для развития и коррекции своего малыша.

Разнообразие используемых в играх образов, позволяет придерживаться тематического планирования непосредственной образовательной деятельности. Так, например тема недели - «Насекомые», соответственно мы конструируем с детьми стрекозу, жучка, божью коровку, гусеничку и используем их для выполнения различных упражнений. Обычно игры с прищепками сопровождаю стихотворными строчками, заимствованными у коллег, что позволяет развивать слуховую память у малышей, способствует развитию речи.

С самыми маленькими дошкольниками или с детьми с тяжелыми формами ДЦП, выполняем простые задания с прищепками : вынь из ведерка, сложи в ведерко, сделай дорожку, заборчик, положив несколько прищепок в ряд, Разложи прищепки в разноцветные баночки, коробочки… То есть побуждаем малышей взять предмет в руку или отпустить его.

На следующем этапе знакомлю ребенка уже непосредственно с устройством прищепки и действиям с ними. Предупреждаю малыша о необходимости соблюдении правил безопасности при работе с прищепками, чтобы не повредить пальчики.

Проанализировав и обобщив, имеющиеся материалы, я условно разделила игры с прищепками на несколько групп.

Игровые пальчиковые тренинги.

На первом этапе я знакомлю малышей с назначением прищепок в быту, показываю, как тремя пальчиками раскрываются их «ротики», сопровождая процесс веселыми стихотворными строчками, игровыми приемами. Исходное положение для каждого упражнения: согнутая в локте рука стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами. Первые упражнения – ритмично «открывать и закрывать ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворных текстов:

«Наша мамочка устала», «Волк», «Аист», «Птичка», «Черепашка»

На последующих занятиях используются дополнительные материалы, сделанные из картона, фантиков, вырезанные из журналов или нарисованные картинки. Игра приобретает сюжетный характер: «Угостим Жучку», «Глупая ворона», «Покормим рыбок»

Игры-драматизации с прищепками

Применяю прищепки в разыгрывании сценок. Взрослый и ребёнок воспроизводят действия по диалогу персонажей, замещая их «говорящими прищепками» : «Волк и лиса», «Кошка и курица», «Петушок и собака»

Сенсорные игровые упражнения с использованием прищепок.

Данные упражнения направлены на сличение предметов по цвету, называние цветов, учет размера предметов. Дошкольникам предлагаю, коробочки разного цвета, картонные заготовки разной формы, цвета и размера, задача ребенка подобрать соответствующие по определенным признакам прищепки.

«Коробочки», «Зубастики», «Разноцветный заборчик», «Платочки», «Шаль с бахромой», «Ежики», «Тучка», «Солнышко», «Дерево»

С удовольствием дошкольники дополняют изображения: к приготовленным заготовкам прикрепляют прищепки и получают ежика, солнышко, цветочки, тучку с дождиком, травку… При этом предлагаю задания разного плана: подобрать прищепки определенного цвета или размера, чередовать по цвету или размеру. Для заготовок использую плотный картон или плотную ткань разного цвета, варианты изображений заимствованы мной из интернета и журналов «Дошкольное воспитание».

Игры на усвоении детьми пространственных представлений.

Для ориентировки на плоскости и в схеме собственного тела, использую прищепки в качестве «материальной опоры», обозначающие такие абстрактные понятия как «право - лево». Для этого прищепки прикрепляю на одежду ребенка (детей, а малыш снимает их с себя или товарищей. Либо дети сами украшают свою одежду: «Ориентир», «Найди прищепку», «Дизайнеры», «Рыбаки».

Игры – конструирования.

Используем прищепки в качестве конструктора. В зависимости от темы и целей задания дополняем изображения, строим по образцу или дети проявляют собственную фантазию, творчество. С помощью игр этой группы можно знакомить дошкольников также с формой предмета, собирая из прищепок разные геометрические фигуры на плоскости. С детьми старших групп мы делаем объемные модели из прищепок, с использованием также элементов конструктора, кубиков. Постройки обыгрываются: «Радуга», «Мостики», «Дерево», «Круг»

Игры на развитие внимания, памяти, мыслительных операций.

Прищепки помогают и при организации работы на развитие мышления, памяти, внимания. Их дети классифицируют по цвету, размеру и материалу из которого они изготовлены. Изображения, выложенные с помощью прищепок или постройки из них сравниваем, находим отличия и сходства. Запоминая определенный узор, дети по памяти восстанавливают его или копируют: «Что изменилось», «Почини забор», «Сделай такой же узор»..

Игры на развитие творчества, связной речи.

Используя несколько собранных изображений вместе с ребятами придумываем истории про сделанных героев, при этом учитываем последовательность происходящих событий, сочиняем сказки. Используя прищепку как основу, приклеиваем к ней дополнительные детали и получаем разнообразных героев для обыгрывания сказок, украшения для девочек, игрушки.

Это лишь небольшой обзор, используемых мной игр и упражнений с прищепками при работе с детьми. Родители и воспитатели с удовольствием используют предложенные варианты игр, придумывают свои.

В результате применения игровых упражнений с прищепками дети быстрее и успешнее овладевают сенсорными, пространственными понятиями, у них лучше развивается мелкая моторика кистей, рук. А главное достоинство предложенного материала – это доступность и многофункциональность его использования.

«Наша мамочка устала»

Наша мамочка устала. Всю одежду постирала. Милой маме помогу, Все прищепки соберу.

Дети снимают прищепки с веревки, тремя пальчиками нажимая на края и складывают в корзиночку.

«Волк»

Серый волк - зубами щёл. Не боимся тебя, волк.

Рука согнутая в локте стоит на столе, прищепка в ведущей руке (можно поочередно в правой и левой руке). Ребенок открывает и закрывает прищепку.

«Черепашка»

Ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста, на последней строке прищепка «кусает» за палец левой руки.

Ах, обжора - черепашка! Панцирь – вот её рубашка. Поплывёт – и цапнет рыбку, Съест с довольною улыбкой.

Отдохнёт она немножко, На обед поймает мошку. Если ужинать пора, Цап – и схватит комара. Но еды ей не хватило: Цап! За пальчик мой схватила.

«Жучка»

Материал: прищепки, картонные полоски (косточки) не менее 15 см длиной (по числу детей, миска.

Детям берут из миски по одной косточке левой рукой. В правой руке у каждого ребёнка прищепка – «Жучка». Правая рука подносится к левой, прищепка «захватывает косточку».

После ужина убрались. В миске косточки остались. Косточки мы соберём И собачке отнесём. Жучка косточку схватила И зубами надкусила.

Публикации по теме:

«Идея для Пасхи»«Идея для Пасхи» Пасха - праздник праздников. К нему готовимся и мы с детьми. Группу компенсирующей направленности (ЗПР) с нарушениями опорно - двигательного.

Путешествие по группе «Пчелка».Путешествие по группе «Пчелка». Предлагаю вашему вниманию оформление нашей группы. Дети этой группы c нарушением опорно-двигательного аппарата. Все дети с нарушениями опорно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование прищепок при коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 ноября 2013 в 19:56
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование прищепок при коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Мария Кочеткова (УИ 163776) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД