Получи документы

Использование развивающего и дидактического пособия для успешной адаптации детей к ДОУ

Наталья Носаева
Использование развивающего и дидактического пособия для успешной адаптации детей к ДОУ

Педагог-психолог: Добрый день уважаемые коллеги!

Сегодня уважаемые коллеги, я бы хотела остановиться на теме : Адаптация детей раннего возраста к ДОУ.

Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.

Публикация «Использование развивающего и дидактического пособия для успешной адаптации детей к ДОУ» размещена в разделах

Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды

Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать

благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

Поступление ребёнка в сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.

И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению.

Объединив свои усилия мы стараемся обеспечить малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – т. е. это залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Перед тем, как начать приём детей, мы проводим родительское собрание по теме:

«Адаптация детей в группе раннего возраста».

Это небольшая консультация для родителей, где мы советуеи и рекомендуем подвести детей постепенно к режиму детского сада, хотя бы приблизительно. У ребёнка должен быть один сон, вставать он должен примерно в 7.00, необходимо учить самостоятельно одеваться, проситься на горшок, и держать ложку. У нас была большая просьба к родителям, что бы ребёнок уже не знал, что такое памперс. Затем родителям предлагаем анкеты (анкеты прилагаются) :

Первая называлась «Семья», в ней родители должны были указать сведения о семье, кто будет забирать ребёнка и какой результат родители ожидают от посещения детского сада.

А вторая называлась «Ребёнок», в ней родители должны были указать некоторые сведения о ребё нке: о его здоровье, сне, аппетите, навыках и умениях, двигательная активность, что любит, а что не очень, как ласково называют дома и ведущая рука. В процессе работы мы поняли, насколько легко нам было работать с помощью этих анкет. Можно даже сказать, что увидев того или иного ребёнка мы уже многое о нём знали. Так же мы оформляем папки передвижки, консультации для родителей на тему: «Я иду в детский сад» и «Адаптация ребёнка в детском саду».

Адаптация к детскому саду – это тяжёлое время для каждого ребёнка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по разному: одни безутешно плачут, другие отказываются от еды, третьи отказываются общаться с детьми и воспитателями, есть такие, которые не слезают с рук, а многие реагируют достаточно спокойно. В наше время выделяют три фазы адаптации детей :

1. Острая фаза или период дезадаптации – в это время у ребёнка могут наблюдаться частые заболевания, нарушение сна, аппетита, не желание ходить в детский сад. Изменяется поведение, могут появляться упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии.

2. Собственно адаптация – в этот период ребёнок собственно привыкает к условиям, нормализуется поведение.

3. Фаза компенсации – дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в детский сад. Ускоряется темп психических процессов.

Период адаптации может длиться от одной-трёх недель до двух-трё х месяцев и зависит от многих причин: от возраста, состояния здоровья ребёнка, от особенностей нервной системы, от отношения воспитателей к детям и конечно от того как родители подготовят ребёнка к детскому саду и что о нём будут говорить дома.

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками.

Для того, чтобы успокоить ребёнка, если он вдруг вспомнил о маме, мы старались его отвлечь используя разные игры. Очень часто читали книжки, давали рассматривать иллюстрации. С первых дней пребывания детей в группе старались организовывать подвижные игры, учили вставать в круг.

Во время адаптации я делала вот такой вот развивающий коврик.

Разработала педагог-психолог МБДОУ «Колосок» Носаева Н. В.

Дидактическое пособие по сенсорному развитию детей :

«Волшебный коврик – Веселое путешествие»

(для детей разного дошкольного возраста)

Цель: развитие сенсорных способностей, мелкой моторики рук, тактильных ощущений.

Для развития у детей пространственных представлений и навыков ориентировки в пространстве мы разработали многофункциональный игровой коврик с учетом современных технологий.

Работа с данным пособием осуществляется в соответствии с возрастом воспитанников 3 – 4 года, 4-5 лет,5-6 лет, 6-7 лет с учетом психологических особенностей детей. Только изменяется сам сюжет дидактического пособия.

Коврик может использоваться для самостоятельных игр детей, а так же на индивидуальных и фронтальных занятиях.

Коврик удобен в использовании :

-участвовать в игре может 1, 2,3 ребенка или группа детей;

- коврик можно перемещать по группе;

- очень удобен для хранения;

- дает возможность педагогу использовать несколько дидактических игр.

С помощью данного дидактического пособия решается ряд следующих задач:

- развивать умение понимать пространственную терминологию;

- развивать навыки пространственной ориентировки;

- развивать внимание, память, логическое мышление;

- развивать познавательные процессы;

- развивать и тренировать мелкую моторику рук, двигательные умения и навыки;

- поможет познакомиться и освоить различные варианты застежек;

- развивать тактильное восприятие;

- способствует изучению окружающего мира и естественных природных явлений;

- способствует изучению форм, цветов спектра, величин предметов.

Преимущества использования данного коврика :

- активизируются зрительно-пространственные навыки;

- формируются в речи пространственные термины: выше, ниже, впереди, сзади, между, над, под, справа, слева;

- формируются умения понимать и выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями;

- формируются социально-коммуникативные качества детей : вежливость, отзывчивость, доброта;

- формируется умение передвигаться в заданном направлении;

- индивидуальный подход к каждому ребенку.

«Найди свой цветочек»

Цель: различать цвета и понимать название цвета, подбирать предметы одинакового цвета, развитие тактильных ощущений

Ребенок подбирает предметы одинакового цвета, предметы похожие на ощупь.

«Что близко, а что далеко»

Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета от себя

Ребенок перечисляет предметы, которые находятся близко и далеко от него.

«Назови правильно»

Цель: закрепить умение определять положение предмета относительно себя

Ребенок называет предмет слева, справа и показывает их на коврике «Волшебный коврик - Веселое путешествие»

«Укрась деревья»

Цель: закрепить понятия вверху, внизу, слева, справа, названий времен года (лето, осень, весна, зима)

Детям предлагается повесить: на осеннее дерево – листочки, на весеннее – цветочки, на летнее - фрукты.

«Застегни и расстегни»

Цель: формировать умение детей расстегивать и застегивать молнию, липучку, пуговицы, развитие мелкой моторики рук.

Мною был разработан многофункциональный коврик «Волшебный коврик – Веселое путешествие» для обучения ориентировки в пространстве, счету, сравнению предметов, изучению форм, цветов спектра, величин предметов, освоению различных вариантов застежек. Его можно эффективно использовать в своей работе педагога-психолога.

Многофункциональный коврик поможет детям играть, одновременно развивать внимание, воображение, память, мелкую моторику рук, ориентацию в пространстве, логическое мышление и т д.

Детям загадываются загадки.

Над лесами, над рекой

Семицветный мост дугой.

Если б мог я встать на мост -

Я б достал рукой до звёзд!

(Радуга)

Плывёт куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Туча)

Снова туча набежала,

Очень сыро, мокро стало.

Яркий зонтик раскрываем

От него себя спасаем! (Дождик).

Машет крыльями – не птица.

Любит только ветер.

Крутит жернова девица.

Целый день и вечер

И мукою славится

ДЕвица – красавица.

ДЕвица – умелица.

Ветряная (мельница).

Стоят солдатики в строю,

Не спят, не кушают, не пьют.

Они охранники дворов

От псов бродячих и воров.

(Забор).

Он построен под землёй,

Поит свежей всех водой.

Всё в деревне его знают,

Воду ведрами черпают (Колодец)

Игра «Посчитай меня»

Цель: закрепить счет в пределах 5.

Ход игры: детям предлагается посчитать лучики солнца, цветочки и. д.

-«Посчитай лучики у солнца»,

- «Посчитай сколько цыплят».

- «Посчитай сколько цветов».

- «Сколько яблочек на яблоне».

- «Какие геометрические фигуры есть на коврике».

- «Сколько овалов, кругов, треугольников и т. д.».

Игра «Какого цвета?»

Цель: закрепить счет в пределах 5,закрепить цвета, внимательность.

Ход игры: детям предлагается ответить, какого цвета тот или иной предмет.

-«Какого цвета солнце и т. д.»,

Игра «Кто как голос подает?»

Цель: учить детей произносить, как животные подают голос.

Ход игры: ребенок выбирает модель с коврика и произносит, как животное подает голос.

Игра «Где спряталась бабочка».

Цель: Учить определять пространственное расположение предметов относительно других. Упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов в, на, за, перед, между, под, над.

Ход игры: Педагог манипулирует фигуркой бабочки, а ребенок комментирует. Бабочка спит под деревом. Бабочка спрятался за домик и т. д.

Игра «Один - много»

Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа.

Ход игры: ребята я вам предлагаю быть волшебниками.

«Мы волшебники немного,

Был один, а станет много».

Утка-утята. Цветок-цветы, машина-машины, дерево-деревья.

Игра «Что близко, а что далеко».

Цель: Закрепить умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета от себя.

Ход игры: Ребенок перечисляет предметы, которые находятся близко, далеко от него.

э

Игра «Что исчезло?»

Цель: учить детей фиксировать внимание на предметах; развивать внимательность, наблюдательность.

Ход игры: показать детям коврик (они запоминают все детали, дети закрывают глаза, педагог убирает некоторые предметы, и дети уже называют предметы, которые исчезли).

Игра «Что исчезло?»

Цель: учить детей фиксировать внимание на предметах; развивать внимательность, наблюдательность.

Ход игры: показать детям коврик (они запоминают все детали, дети закрывают глаза, педагог убирает некоторые предметы, и дети уже называют предметы, которые исчезли).

Игра «Посчитай меня»

Цель: закрепить счет в пределах 5.

Ход игры: детям предлагается посчитать лучики солнца, цветочки и. д.

-«Посчитай лучики у солнца»,

- «Посчитай сколько цыплят».

- «Посчитай сколько цветов».

- «Сколько яблочек на яблоне».

- «Какие геометрические фигуры есть на коврике».

- «Сколько овалов, кругов, треугольников и т. д.».

Игра «Составь рассказ по картинке».

Цель: развитие речи, обогащение словарного запаса детей, развитие внимания, мышления, наблюдательности.

Ход игры: Детям предлагаем посмотреть внимательно на коврик, что на нем расположено и составить небольшой рассказ.

Благодаря этому развивающему коврику, различным методам и приёмам, я считаю, дети адаптируются очень быстро и легко.

МБДОУ «Колосок», п. Ленина

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Использование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьмиИспользование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьми Хочу познакомить коллег с пособием, которое является большим подспорьем в логопедической работе. Пособие «Звуковой экран» представляет собой.

Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций».Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций». 2 слайд: Цели и задачи : - продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике.

Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ» Консультация для воспитателей "Условия успешной адаптации детей к ДОУ"При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный.

Мастер-класс для педагогов по изготовлению развивающего дидактического пособия «Галерея тканей»Мастер-класс для педагогов по изготовлению развивающего дидактического пособия «Галерея тканей» 1 Слайд Мастер – класс «Галерея тканей» Подготовила: Учитель –дефектолог Анисимова Надежда Дмитриевна. 2 Слайд Актуальность.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Дары осени» для детей дошкольного возрастаМастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Дары осени» для детей дошкольного возраста Данное пособие изготовлено с целью познавательного развития у детей представлений о дарах осени (овощи, фрукты, грибы, классификация овощи-фрукты,.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Разработка многофункционального дидактического пособия для детей дошкольного возраста «Кольца Луллия»Разработка многофункционального дидактического пособия для детей дошкольного возраста «Кольца Луллия» Разработка многофункционального дидактического пособия для детей дошкольного возраста «Кольца Луллия». По речевому и познавательному развитию.

Создание условий для успешной адаптации детей к детскому садуСоздание условий для успешной адаптации детей к детскому саду Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду. Для успешной социализации детей нужно и то, чтобы дети адаптировались к.

Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Младший дошкольный возраст характеризуется интенсивным социальным развитием и формированием отношений со сверстниками. От того, легко или.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование развивающего и дидактического пособия для успешной адаптации детей к ДОУ
Опубликовано: 2 июня 2020 в 15:36
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД