МААМ-картинки

Консультация «Использование технологии ТРИЗ для развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Татьяна Арбатская
Консультация «Использование технологии ТРИЗ для развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Мы живем в удивительный век стремительно развивающихся информационных технологий, когда обществу нужны люди интеллектуально смелые, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Поэтому в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, способной рассуждать, делать выводы, подготовленной к решению сложных задач.

Публикация «Консультация „Использование технологии ТРИЗ для развития творческих способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является развитие творческих способностей ребенка.

Процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Он стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Понимание вышеперечисленного, дало мне толчок для использования технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) технология была разработана Генрихом Альтшуллером. Смысл ее – развитие творческих способностей ребенка. Не нарушая игрового процесса, и не теряя интереса к занятиям, ребенок развивается интеллектуально, познает новое и адаптируется ко многим ситуациям, которые могут встретиться ему в будущей взрослой жизни. Моя задача заключается в том, чтобы адаптировать эту технологию к конкретным условиям нашей группы.

Целью использования данной технологии в детском саду - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Задачи:

формировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;

развивать способность быстро входить в новые предметные области;

развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;

адаптировать к динамичной картине мира;

развивать желание заниматься самостоятельной экспериментальной деятельностью;

воспитывать творческую личность.

Мною собрана картотека игр и тренингов на формирование системного мышления для детей младшего и старшего дошкольного возраста, изготовлены дидактические игры с элементами ТРИЗ по развитию творческого воображения у детей. Все эти пособия использую для речевого, познавательного развития и творческого воображения.

Планируя работу, я делаю упор на развитие речи, познавательное развитие, развитие творческого воображения с включением в занятия методов, приемов и принципов ТРИЗ.

Принципы:

Во-первых, принцип свободы выбора. Дети самостоятельно могут выбирать материалы, оборудование, виды деятельности, способы работы.

Далее, принцип открытости. Предоставляю ребёнку возможность работать с открытыми задачами, т. е. возможны несколько вариантов решений одной и той же проблемы или задачи.

Принцип деятельности. В любое творческое задание включаю практическую деятельность.

Принцип обратной связи. Регулярно контролирую процесс освоения детьми мыслительных операций, т. к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

Принцип идеальности. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности.

Выбор тех или иных методов или приемов зависит:

- от возраста детей и от их уровня развития;

- от содержания задач занятия или любого вида деятельности;

- от овладения детьми методов и приемов решения творческих задач.

Основным средством является поиск. Я не даю детям готовые знания, не раскрываю перед ними истину, дети должны научиться находить её сами. Если ребенок задает вопрос, не даю ему готовый ответ. Наоборот, спрашиваю его, что он сам об этом думает. Приглашаю его к рассуждению. Стараюсь наводящими вопросами подвести его к тому, чтобы он сам нашел ответ на свой вопрос. Если же вопроса не последовало, то указываю ребенку на противоречие. Тем самым, ставлю ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, то есть повторить исторический путь познания и преобразования предмета и явления.

Этапы обучения.

На первом этапе – учила ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду.

На втором этапе – учила детей фантазировать, изобретать.

Третий этап – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ.

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

На начальном этапе, через игры «Да-нетки» (вид загадки, в которой отгадывать нужно при помощи вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет», «Угадай, что я загадала?», «Перевертыши», «Наоборот», помогала детям увидеть в окружающей действительности противоречия и учила формулировать эти противоречия. Игровые упражнения в нахождении вещественно-полевых ресурсов «Черное - белое», «Хорошо – плохо», «Адвокаты и прокуроры» помогли детям увидеть в объектах положительные и отрицательные качества. Например, игра «Хорошо - плохо». Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Ход игры: воспитателем или ведущим называется любой объект или явление, у которых определяются положительные и отрицательные стороны.

На втором этапе предлагала детям игры с противоречиями «Учёные», «Изобретатели», «Все перемешалось», которые они решали с помощью алгоритма. Например, игра «Ученые». Учёными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем-то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц чёрного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь черному зайцу выжить?

Решение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов, используемых мной в игровых и сказочных задачах.

Метод ММЧ (Моделирование Маленькими Человечками). Сущность данного метода заключается в представлении о том, что все предметы и вещества состоят из множества маленьких человечков. В зависимости от состояния вещества МЧ ведут себя по-разному. Человечки твердого вещества крепко держатся за руки, в жидком веществе человечки стоят рядом, человечки газообразных веществ постоянно в движении. Данный метод позволил наглядно показать детям природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ.

С помощью метода ММЧ мы рассмотрели условия перехода веществ из одного агрегатного состояния в другое, исследовали свойства различных материалов.

Часто в своей работе использую метод мозгового штурма. Это метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Достоинства этого метода в том, что я могу использовать его каждый день в различных режимных моментах, образовательной деятельности, и он не требует предварительной подготовки.

Метод мозгового штурма позволил мне научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться, поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным.

Интересен детям и метод фокальных объектов – перенесение свойств одного объекта на другой. МФО позволяет развить не только воображение, речь, фантазию, но и учит управлять своим мышлением.

Суть метода заключается в следующем: детям предлагается назвать три любых объекта. Затем ребята называют как можно больше выбранных свойств предметов.

Дальше выбираем объект, который будем модифицировать, и поочередно приписываем ему выбранные свойства, а дети объясняют, как это выглядит и когда это бывает.

Используя его, мы с детьми придумывали и зарисовывали фантастических животных, обговаривали, где они могут обитать и чем питаться, удивительный транспорт, диковинные растения и т. д.

Большое значение я уделяю работе со сказками, решению сказочных задач и придумыванию новых сказок.

Процесс придумывания новой сказки на основе уже готовой, проходит у нас очень оживленно. Дети ставят знакомых героев в новые обстоятельства, условия и фантазируют, что же с ними может произойти.

В своей работе я использую проектный метод. В процессе реализации проектов «Веселая пуговица», «История одной странички», мы с детьми познакомились со свойствами и изменениями предмета в его историческом развитии, что позволило им понять причину постоянных совершенствований, изобретений: изобретать – значит решать противоречия.

Невозможно представить свою работу без родителей, активных участников образовательного процесса. Часто организую различные конкурсы совместного творчества детей и родителей. Одним из постоянных является конкурс загадок. Дети совместно с родителями придумывают загадки, которые мы впоследствии оформляем в виде кроссвордов, сборников загадок и предлагаем решить их родителям и даже работникам детского сада. Ведь загадка – это серьезное упражнение для ума, важнейший путь пополнения знаний и средство упражнения в остроумии.

В результате я пришла к выводу, что использование методов и приемов ТРИЗ позволяет эффективно развивать у ребенка творческое мышление и воображение, расширять индивидуальный опыт и позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста Из опыта работы воспитателя МБДОУ ДС № 21 "Сказка" Севрюковой Любови Николаевны. Условия возникновения опыта: Опыт формировался в условиях.

Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Аппликация - это один из любимых детьми видов изобразительной деятельности, детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение.

Консультация для воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Выполнила: Воспитатель1-ой категории МБДОУ.

Опыт работы «Использование трафаретов и шаблонов для развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Опыт работы «Использование трафаретов и шаблонов для развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» Работу по использованию трафаретов и шаблонов начала с детьми средней группы. Трафареты и шаблоны использовала как в образовательной деятельности,.

Использование инновационных технологий в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста Инновационность педагогического процесса в дошкольной организации заключается в целенаправленном внедрении новых технологий, способствующих.

Консультация для педагогов «Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста в процессе развития творческих способностей» Консультация для педагогов на тему: «Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста в процессе развития творческих способностей» Подготовила.

Мастер-класс: Использование лего-технологии для развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ Мастер – класс участника второго Образовательного муниципального форума работников образования «Новые образовательные результаты – основа.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование техники «Айрис-Фолдинг» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №398 «Ласточка», комбинированного вида Мастер-класс Развитие.

Квиллинг как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Мой инновационный опыт на тему: «Квиллинг, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Всегда найдется дело.

Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития интеллектуальных и творческих способностей Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Использование технологии ТРИЗ для развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 ноября 2017 в 01:13
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД