Татьяна Прохорова
Использование технологий формирования ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ у слепых и слабовидящих обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы
Использование технологий формирования ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ у слепых и слабовидящих обучающихся
В своём выступлении я хочу поделиться опытом работы по формированию здоровьесберегающего пространства с применением здоровьесберегающих технологий.
Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является – одной из главных жизненных ценностей человека.
Здоровый ребёнок – успешный ребёнок.
Публикация «Использование технологий формирования ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ у слепых и слабовидящих обучающихся» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Слепые и слабовидящие дети. Материалы для занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Овладевать знаниями и усваивать новый материал способен только здоровый человек. Перед педагогом стоит задача сохранения и укрепления здоровья обучающихся после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.
Очень большое внимание имеет микроклимат в классе, ведь ребёнок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя, воспитателя и друзей - одноклассники. Важное значение имеет эмоциональный климат: уместны и хороший здоровый смех, эмоциональная мотивация, создание ситуации успеха.
Стиль общения педагога с обучающимися также влияет на активность или пассивность детей. Предпочитаю использовать демократический стиль общения, который создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, ребёнок не боится ошибиться при решении поставленной задачи, с удовольствием работает над любым поставлены вопросом.
Основное рабочее место ребёнка в школе - парта, за которой ему приходится долго сидеть, что может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, затеканию ног. Для избежания таких последствий каждую четверть нужно пересаживать ребят с одной парты на другую, с ряда на другой ряд. Стараться не требовать от обучающихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего занятия или самоподготовки. А переключение с одного вида деятельности на другой неизбежно сопровождается изменением его положения.
Также провожу упражнения для опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения.
Перегрузка учащихся на занятиях, которая вызывает повышение уровня утомляемости и нервозности, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. Поэтому познавательный процесс должен носить творческий характер. При творческом подходе к получению знаний каждый ребенок получает только положительные эмоции, что вызывает особый интерес к обучению и познанию окружающего мира.
Это достигается использованием игровых ситуаций, разных форм занятия (КВН, викторина, круглый стол, экскурсия и т. д.)
Предлагаю рассмотреть один из методических приёмов: вставки о здоровье.
Вежливые слова и здоровье.
Дети пишут слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Думают, что общего между этими словами, и продолжают список. Дети называют эти слова волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу: «Спасибо». А когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Предлагаю ребятам всем вместе сказать: - Я хочу быть здоровым! Я могу быть здоровым! Я буду здоровым!
На самоподготовке использую не только гимнастику для глаз, но и для рук, когда пальцы устают, можно сделать пальчиковую гимнастику или покатать между ладоней ручку или карандаш.
Использование гимнастики для глаз – снятие зрительного утомления. Упражнение для глаз выполняются с помощью расположенных в пространстве ориентиров, видеогимнастики (следить глазками за траекторией движения). Стараюсь проводить такие упражнения через 10-15 минут напряжённого зрительного труда. Следить глазками за траекторией движения.
Дыхательная гимнастика. С помощью дыхательных упражнений ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью. Дыхательные упражнения необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами. Такие упражнения развивают ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.
(Игра с розой и одуванчиком. Нюхаем цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Затем подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).
Представьте, что вы на прогулке в сквере, за городом, в лесу, у реки покажите, как можно почувствовать чудесный вкус чистого воздуха, медленно вдыхая его носом. Затем заставьте полностью удалить из легких использованный воздух.
Пальчиковая гимнастика. Прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами.
Интереснейшее и перспективное направление, которое используется в лечебных и оздоровительных целях, — музыкотерапия.
На занятиях и при проведении кружковой работы я использую упражнение-звукоподражание, так же дети самостоятельно работают под спокойную умиротворяющую музыку. Психологи рекомендуют пропевать гласные звуки, и оказывается, что
Звук «м-м-м» снимает стресс и дает полностью расслабиться.
Звук «а-а-а» немедленно вызывает расслабление.
Звук «и-и-и» — самый стимулирующий звук, звуковой кофеин. 3-5 минут произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма, повышает настроение, чувства благополучия
Звук «о-о-о» — лечит горло, средство мгновенной настройки организма.
Звук «ы-ы-ы» – лечит уши, улучшает дыхание;
Звук «э-э-э» – улучшает работу головного мозга.
Вот так за короткое время можно снять стресс, расслабиться, полечить горло, уши, улучшить дыхание, работу головного мозга, улучшить настроение.
Дети любят читать произведения, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.
Польза физкультминуток известна нам давно. С 3 класса поочередно поручаю проведение физкультминуток самим детям.
Физкультминутки – естественный элемент занятия или самоподготовки (меро-приятия, он обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение. Стараюсь подбирать упражнения, являющиеся органичным продолжением темы занятия, объединённые с другими заданиями единым сюжетом. Физкультминутки повышают активность учащихся. Они дают возможность разрядиться, снять негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми силами взяться за дело.
Важным условием сохранения и укрепления здоровья выступает умение вовремя «сбрасывать» напряжение. Я применяю энергетические упражнения.
1. Хлопки в ладоши.
2. Стоя, потрясли руками, сбросили отрицательные чувства, посмотрели в окно – какая хорошая погода! Улыбнулись друг другу, сели.
3. Потянулись, кости затрещали, резко выдохнули -Фух!
4. Разорвать бумагу на мелкие кусочки.
После таких энергетических минуток дети становятся заметно веселее и бодрее, проходят вялость и усталость.
Вся моя работа по внедрению здоровьесберегающих технологий проводится в сотрудничестве с родителями школьников. Регулярно проводятся беседы о ЗОЖ.
Большое внимание отвожу гигиене: у всех учащихся имеется сменная обувь и одежда которая содержится в чистоте и порядке, перед едой моют руки. Классная комната и спальни постоянно проветриваются и в них регулярно делаются влажные уборки. Еженедельно проводятся генеральные уборки помещений.
Дни здоровья, спортивные мероприятия, походы, экскурсии в природу помогают формировать у ребенка правильное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Цель таких мероприятий – научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
В целом, эффективность использования здоровьесберегающих технологий прослеживается в развитии физических навыков учащихся, двигательной активности и на общем состоянии здоровья детей. Использование современных технологий может поднять на более высокий уровень интерес детей к знаниям.
В заключение своего выступления приведу слова Жана-Жака Руссо: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!»