МААМ-картинки

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста

Юлия Доброва
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста

В процессе исторического развития неоднократно принимались попытки создания науки о здоровье, здоровом образе жизни. Работы И. И. Мечникова, П. Ф Лесгафта, Н. А. Семашко свидетельствуют о том, насколько прочный фундамент этой науки был заложен в нашей стране. И все же здание долгое время оставалось не достроенным. Проблема в том, что для большинства людей понятие «здоровье» ассоциируется с термином «медицина» и «здравоохранение», несмотря на то, что еще Гиппократ провозгласил формулу «Здоровый образ жизни – это недопущение болезней!» [1, с. 20].

Публикация «Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Наиболее емким следует признать определение Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором С. М. Громбахом определение здоровья как «степени приближения» к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции. [2, с. 78].

Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования А. А. Бодалева, А. Л. Венгера, В. Д. Давыдова, М. И. Лисиной, В. А. Сластенина. Анализ работ В. А. Деркунской, Л. Г. Касьяновой, И. М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка проявляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности. [3 с. 7]

Одной из главных задач дошкольного учреждения является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья подрастающего поколения. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, приобретаются привычки, представления, черты характера. В последнее время учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения, в то же время на половину – от его образа жизни. Четко установлено, что 40% заболеваний взрослых истоками уходит в детский возраст, 5-7 лет. [4, с. 19]

Забота о здоровье становиться национальным проектом и важной задачей дошкольных образовательных учреждений, потому что развивать и обучать можно только здорового ребенка. Основы здорового образа жизни у детей определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдении режима, гигиенических процедур, двигательной активности) и умении реализовывать их в поведении доступными для ребенка способами. [5, с. 4]

У детей дошкольного возраста можно выделить следующие возрастные предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:

- активно сохраняются психические процессы; заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети старшего возраста способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживании. Прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре и т. д. [6, с. 32]

Каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать при реализации работы по формированию здорового образа жизни через занятия, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность. Широко используется художественная литература: рассказы Л. Воронковой «Маша – растеряша», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», а также народные песенки и потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Травка – муравка» и др. Беседа после прочитанной книги усугубляет ее воспитательное воздействие. Важное место занимают игры, моделирование различных ситуаций, психогимнастика, самомассаж, физкультминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастика, кукольный и пальчиковые театры, фланелеграф, прослушивание аудио дисков и т. д. При проведении такой работы у дошкольников более осознанно формируются представления о здоровом образе жизни. Кроме, того особое место должно уделяться работе с родителями. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско – взрослое сообщество (дети – родители – педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. [7, с. 23]

Колбанов В. В. рекомендует, при формировании здорового образа жизни демонстрировать ребенку известный аналог (модель). В идеале для детей такими моделями могли бы служить нормы поведения и состояния здоровья родителей, педагогов, знаменитых деятелей науки и исскуства. Таких моделей, к сожалению, ребенок не может найти ни в семье, ни в средствах массовой информации. Поэтому детский сад должен стать для ребенка «школой здоровья», где он сможет приобрести знания, практические умения и навыки, необходимые для сохранения и укрепления своего здоровья. [8, с. 63]

Таким образом, мы можем резюмировать, что положительное влияние при обучении здоровому образу жизни, у ребенка устанавливаются психологические контакты с окружающими его близкими людьми, друзьями, воспитателями, формируются положительные межличностные отношения в семье и детском коллективе, что позволяет решать вопрос сохранения и укрепления здоровья детей.

Список литературы

1. Рыбак Е. В. Современные подходы к созданию здоровьесозидающего образования/ Информационно - методический журнал АОИППК РО «Северная Двина», Архангельск, 2001. - №3. - С. 20-24.

2. Шлат Н., Прадун И. Проектирование целостного здоровьесберегающего образовательного процесса в детском саду//Детский сад от А до Я. - 2013. - №1. - С. 78-85.

3. Касьянова Л. Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: Дисс. канд. пед. наук. – Шадринск, 2004. 219 c. РГБ ОД, 61:05-13/438

4. Торохова Е. И. Валеология: словарь / У. И. Торохова. – М. : Флинта: Наука. - 1999.- 31 с.

5. Елжова Н. В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении. – Ростов н/Д: Феникс,2011. -215 с.

6. Здоровый дошкольник: социально – оздоровительная технология 21 века / сост. Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова и др. – М. : Гардарики, 2008. -164 с.

7. Маханева М. Новые подходы к организации физического воспитания детей /М. Махнева // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 2. – с. 22 – 24.

8. Доронова Т. Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. – С. 63.

Публикации по теме:

Формирование ценностного отношения к своему здоровью детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность Ребенок не может развиваться, не зная смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Понимание себя, своих.

Доклад на педсовете «Приобщение детей к здоровому образу жизни» «Приобщение детей к здоровому образу жизни» В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья.

Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей 3–4 лет посредством рекреационных зон ДОУ Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей 3 – 4 лет посредством рекреационных зон ДОУ. СЛАЙД 1. На территории МБДОУ д/с №.

Использование возможностей метода проектов в формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни Гуленко Нина Ивановна старший воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад № 204 комбинированного вида» Использование возможностей метода проектов.

Памятка для родителей «Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни» Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье,.

Педсовет «Формирование привычки к здоровому образу жизни дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий» Цель: систематизировать взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на.

Педсовет «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» Педсовет «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста». Составила старший воспитатель МДОУ «Детский сад.

Приобщение детей к здоровому образу жизни .

Пространственная среда в ДОУ, как эффективное средство приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни Актуальность. Забота о здоровье ребёнка стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать.

Опыт работы «Формирование привычек к здоровому образу жизни» Выступление на педагогическом совете «Формирование привычек к здоровому образу жизни» Здоровые дети – это благополучие нашего общества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 октября 2018 в 17:55
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД