МААМ-картинки

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста

Марина Бельских
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста

Методические рекомендации представляют собой комплекс здоровьесберегающих компонентов в организации учебно-воспитательного процесса на основе использования адаптированных для данного возраста игр, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз.

Рекомендуется педагогам дошкольного образования для работы с детьми раннего возраста.

Введение

Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. По данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. востребованным является поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования-сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. В наше время становится актуальным вопросом о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих технологий, т. е. такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, а наоборот способствует его укреплению.

Здоровьесберегающую педагогическую деятельность, ее понятия, принципы, содержание исследовали В. С. Безрукова, С. М. Десятов, Н. Б. Захаревич, М. Г. Колесникова, Л. Ф. Тихомирова, Н. В. Третьякова и др. Применение таких методов, как: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию, гимнастику: пальчиковую, для глаз, дыхательную; физкультурные занятия, повышается результативность образовательного процесса, у воспитанников формируются ценностные ориентации на сохранение и укрепление здоровья.

В данных методических рекомендациях рассматриваются теоретические основы здоровьесберегающих технологий, вопросы практики использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ, здоровьесберегающая деятельность воспитателя в ДОУ с детьми раннего дошкольного возраста.

Представленные методические рекомендации не только познакомят педагогов дошкольных образовательных учреждений с теоретическими и методическими основами здоровьесберегающих технологий, но и помогут им правильно организовать работу, которая будет направлена на сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста.

-4-

1.1 Понятие здоровьесберегающих технологий

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. По данным системы здравоохранения в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. Поэтому

является поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении. Особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни.

На сегодняшний момент в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным условием реализации которых является рациональная организация образовательного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка. Так, в ряду других нормативных документов прослеживается актуальность данного вопроса, а именно в Концепции непрерывного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. В действующем Законе «Об образовании в РФ» первоочередной задачей является «здоровье человека и свободное развитие личности». Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. В Конвенции по правам ребенка прописаны его законные права-право на здоровый рост и развитие.

Ряд ученых здоровье рассматривают в нескольких вариантах определений: Л. И. Засорин, О. Н. Ковалева, О. М. Панюкова, Л. М. Чистов рассматривают «здоровье» как центральное категориальное понятие концепции образования. Л. Ю. Минеева, О. М. Панюкова не только говорят о процессах становления новых понятий педагогики, обусловленных введением в систему педагогических категорий понятия «здоровье», но и обосновывают востребованность их введения для определения здоровьесберегающего потенциала педагогической деятельности.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискуссионное и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н. К. Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии», утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,

-5-

направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни.

Эффективность здоровьесберегающей деятельности педагога определяется рядом принципов и требований к ней. Анализ исследований Л. Ю. Минеевой, Е. М. Мининой, Л. С. Нагавкиной, Л. Ф. Тихомировой показал, что авторы рассматривают принципы здоровьесберегающей деятельности педагога как научно обоснованные, обобщенные требования, неукоснительное выполнение которых способствует созданию условий для сохранения здоровья детей. Е. М. Минина считает, что эти принципы не должны противоречить принципам целостного педагогического процесса.

На основе анализа работ указанных авторов выявлены следующие принципы здоровьесберегающей деятельности педагога: системности, природосообразности, научности, комплексности, компетентностной ответственности.

Принцип системности предполагает, что здоровьесберегающая деятельность педагога, представляя собой самостоятельное явление, находится в тесной связи с социальным и экономическим развитием, запросами общества, функционированием и развитием конкретного ДОУ.

Принцип природосообразности подразумевает учет возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей; ориентирует педагога на конкретного ребенка с его потребностями, способностями, интересами, ценностными ориентациями. Основным условием реализации данного принципа является гигиеническое нормирование условий воспитания и обучения в соответствии с СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

Принцип научности предусматривает проектирование, осуществление и анализ результатов здоровьесберегающей деятельности педагога на основе применения достижений фундаментальных научных исследований в философии, экологии, педагогике, психологии, медицине и др.

Принцип комплексности обеспечивается многофакторностью и содержательным разнообразием процесса сохранения здоровья воспитанников, позволяющий, в свою очередь, рассматривать здоровьесберегающую деятельность педагога как неотъемлемый компонент образовательного процесса, предполагает тесное взаимодействие педагога с психологом и другими узкими специалистами ДОУ.

Принцип компетентной ответственности определяет в качестве основного условия эффективной здоровьесберегающей деятельности педагога наличие здоровьесберегающих знаний, владение методами, приемами и средствами сохранения здоровья детей в образовательном процессе.

- 6-

1.2 Применение здоровьесберегающих технологий

Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения.

Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей, если: учитывается состояние здоровья ребёнка и его индивидуальные психофизиологические особенности при выборе форм, методов и средств образовательного процесса.

Внедрение здоровьесберегающихтехнологийв ДОУ повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей.

Здоровьесбережение в ДОУ выступает как средство активизации совместной образовательной деятельности, повышение качества образования, вызывает интерес у дошкольников к выполнению различных видов деятельности.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования –сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий– обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказание элементарной медицинской, психологической самопомощи.

Реализация здоровьесберегающих технологий – это такая организация образовательного процесса, при которой происходит качественное развитие без нанесений ущерба здоровью ребенка.

Анализ тематической литературы показывает о многих имеющих место здоровьесберегающих технологиях. Но выбор здоровьесберегающих технологий в конкретном ДОУ зависит от:

• условий дошкольного образовательного учреждения;

• организации здоровьесберегающей среды;

• от программы, по которой работают педагоги;

• продолжительности пребывания детей в ДОУ;

• от показателей здоровья детей;

• уровня профессиональной компетенции педагогов.

Чаще всего в ДОУ используют здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям:

-7-

1.

2. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

3. Технологии обучения здоровому образу жизни.

4. Коррекционные технологии

Пальчиковые игры и самомассаж.

Как было отмечено выше, при поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Основной целью игр в этот период становится формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Такие условия создают пальчиковые игры. Для большей эффективности мы часто совмещаем их с применением массажного оборудования и элементов су-джок терапии. Доказано, что самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие: развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим еще и общеоздоровительный эффект.

Помимо традиционного массажного оборудования, мы часто используем и нетрадиционное : шишки, грецкие орехи, зубные щетки и т. д.

Дыхательная гимнастика.

Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания. Дело в том, что у вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает, мобилизует, усиливает мышечное напряжение; выдох же, наоборот, успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц. Успокоительный эффект достигается за счет увеличения времени выдоха по отношению к времени вдоха и брюшного (диафрагмального) типа дыхания.

Брюшное дыхание зарекомендовало себя в качестве победителя стресса. Оно уменьшает тревожность, возбуждение, гасит вспышки отрицательных эмоций, повышает тонус блуждающего нерва (основного звена парасимпатической нервной системы, что в конечном счете приводит к общему расслаблению организма. В данном случае мы говорим о срабатывании универсального защитного механизма, заложенного в нашей нервной системе самой природой: замедление ритма различных физиологических и психических процессов способствует достижению более спокойного и уравновешенного состояния. Такое дыхание поможет ребенку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений, полученных в течение дня.

-8-

Именно поэтому мы часто используем дыхательную гимнастику в качестве эффективного средства поддержания организма малышей в период их адаптации.

Гимнастика для глаз.

В детском саду, как и в школе, увеличивается нагрузка на зрительный аппарат ребенка. Происходит это, потому что он больше времени, чем дома, проводит за рисованием, лепкой и другими занятиями, требующими напряжения зрения.

С целью профилактики снижения зрения актуально использование простейших зрительных упражнений. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности.

Игры с песком.

Песок обладает поистине магическими свойствами – погружая ручки в прохладную песочную ванну, малыш испытывает массу тактильных ощущений, благотворно влияющих на его общее эмоциональное состояние. Быстрота изменений, происходящих во время игр с песком, завораживает малышей и отвлекает от переживаний. В условиях дошкольного учреждения песок достаточно легко заменить манной крупой.

Ароматерапия.

Доподлинно известно с давних времен, что эфирные масла – сильнейшие антисептики.

Именно поэтому целесообразно их использование в ДОУ, особенно в период адаптации малышей, а также во время вспышек сезонных заболеваний. Так, эфирное масло кипариса, сосны, пихты, эвкалипта, кедра прекрасно стимулируют иммунную систему малышей.

Во время дневного сна можно использовать эфирное масло лаванды: его успокаивающее и антисептическое действие поможет уложить малышей спать и не переживать по поводу вирусов.

Однако эта форма работы предполагает согласие родителей и отсутствие аллергических реакций у воспитанников.

Подвижные игры.

Подвижные игры имеют особенное значение для развития малышей. С момента своего рождения каждый ребенок стремится к движению. Он познает мир, ползая, лазая, карабкаясь, бегая. Через подвижные игры он учится владеть своим телом, его движения становятся красивыми и уверенными. А в

-9-

момент физического и эмоционального напряжения эти игры помогут «выплеснуть» негативную энергию приемлемым способом.

Релаксация.

Для расслабления мышц и снятия накопившегося эмоционального и нервного напряжения нами эффективно используется метод релаксации. Минутки релаксации помогают снять умственное, нервное необходимо и при чрезмерной активности малышей, и при их явной вялости (апатии).

Физкультурные занятия – проводятся в групповой комнате, в соответствии с программой и с соблюдением гигиенических условий.

Утренняя гимнастика – важный процесс, который стимулирует двигательную активность всего организма после ночного сна.

Гимнастика пробуждения (гимнастика после сна) – проводится для постепенного, аккуратного запуска всех жизненно важных процессов организма, после длительной статической позы сна прямо в постелях. Ее основными элементами являются потягивающие упражнения, дыхательная гимнастика, включающая позитивную настройку организма ребенка на здоровье, радость и красоту.

Гимнастика ортопедическая – используется во время утренней гимнастики, физкультурного занятия, а также после дневного сна (дорожки для профилактики плоскостопия, массажные коврики, ребристая доска и тд.)

Важнейшим условием применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ становится постоянный контроль за самочувствием детей. Все упражнения выполняются на фоне позитивных ответных реакций малышей. Здесь действует принцип «Не навреди!». Задача педагога - обеспечить эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к нему.

Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

Исходя из принципа «здоровый ребенок - успешный ребёнок», является невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитания детей. Вырастить здорового ребёнка - вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов.

-10-

Заключение

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие «здоровьесберегающие технологии вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ. Если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. В современном мире всестороннее развитие детей невозможно.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Осуществление системно-деятельностного подхода при использовании здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОНР Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.

Тестирование педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с дошкольниками» Цель: Систематизация знаний педагогов в вопросах физического воспитания, здоровьесбережения в ДОУ. Ход тестирования: Уважаемые коллеги,.

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков детей младшего возрастаЗначение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков детей младшего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 194» Методическая разработка по теме «Значение и использование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста
Опубликовано: 5 июля 2021 в 19:02
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД