Елена Грибанова
Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача всех педагогов ДОУ, которые должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
Многообразие здоровьесберегающих технологий помогает развивать у детей оптико-пространственные, слуховые функции, праксис, волевую сферу, речевую функциональную систему, тактильный гнозис, мелкую моторику рук.
Предлагаю некоторые элементы здоровьесберегающих технологий сохранения и стимулирования здоровья детей, которые можно использовать педагогам в режимных моментах.
Дыхательная гимнастика – основными задачами являются: укрепление физиологического дыхания детей, формирование правильного речевого дыхания.
Артикуляционная гимнастика направлена на формирование артикуляции различных звуков, развитие памяти, совершенствование пространственного ориентирования в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперёд-назад.
Игровой массаж, целью которого является научить детей посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, лёгкие, печень, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела.
Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все органы. Пальчиковые игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, формируют образно-ассоциативное мышление.
Такие элементы здоровьесберегающих технологий, как речевая игра, речевая игра со звучащими жестами, с движениями направлены на развитие звуковой культуры речи, связную речь и её грамматический строй, на укрепление голосового аппарата, чувства ритма и координации движений. Жестикуляция, пластика, мимика в таких играх превращают их в театральную сценку, позволяет детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актёрский потенциал. Речевые игры и упражнения проводятся не только на занятиях, но и в свободной самостоятельной деятельности детей, на прогулке.
Музыкотерапия – одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Её можно использовать во всех режимных моментах.
Существуют в здоровьесберегающих технологии такие виды тренинга, как эмоционально-волевой, который направлен в первую очередь на развитие сенситивных способностей (эмпатии, коммуникативных навыков и позитивной самооценки путём вовлечения ребёнка в общую игровую деятельность). Успешность выполнения игровых заданий позволяет ребёнку преодолевать комплекс неполноценности. Креативный тренинг развитию беглости, ловкости, гибкости и оригинальности мышления, умению планировать и организовывать свою деятельность, переходу от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, формированию конструктивных представлений. В ходе креативных игр на свет рождаются невероятные истории, названия невиданных стран и животных, формируются навыки конструктивного выражения эмоций, развиваются познавательная деятельность, способности к естественной коммуникации, что играет большую роль в общем психическом развитии ребёнка.
Использованная литература :
Психогимнастика в тренинге - 2001
Логопедическая ритмика – методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи Р. Л. Бабушкина
Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду занятия игры упражнения. Изд. Учитель 2011.