Изучение особенностей развития внимания у детей 3–7 лет

Наталья Виноградова
Изучение особенностей развития внимания у детей 3–7 лет

Уважаемые читатели, представляю Вашему вниманию дипломное исследование на тему: «Изучение особенностей развития внимания у детей 3-7 лет».

Причиной выбора данной темы является практическая заинтересованность в эффективных средствах и методах развития внимания у детей 3-7 лет.

Актуальность исследования связана с многообразием психологических концепций, каждая из которых по - своему рассматривает процесс становления психики ребенка, а также имеет собственный подход к анализу такого явления, как внимание.

Ассоциативная психология, гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ выделяют различные аспекты развития психических процессов (в том числе внимания) у детей. Именно поэтому существует необходимость описания и сравнительного анализа различных концепций с целью выделения общих и главных черт, характерных для развития внимания у детей 3-7 лет.

Целью исследования является изучение особенностей развития внимания у детей 3-7 лет в различных психологических теориях, выявление общего и частного в этих концепциях, а также разработка методических рекомендаций с целью эффективного развития внимания у детей 3-7 лет при создании определенных педагогических условий.

Объектом исследования было внимание, как психологический процесс.

Предметом исследования являются особенности развития внимания у детей 3-7 лет.

Гипотеза исследования: мы предположили, что особенности развития внимания у детей 3-7 лет будут более эффективно развиты при создании следующих педагогических условий:

- формирование особенностей развития внимания проходит в игровой деятельности на основе занятий и упражнений;

- наглядный и игровой материал должен носить познавательный характер и соответствовать предъявляемому занятию или упражнению.

В исследовании были выдвинуты следующие задачи:

1) дать теоретико–методологическое обоснование изучения особенностей развития внимания у детей 3-7 лет;

2) подобрать и апробировать оптимальные методы и методики исследования развития особенностей внимания у детей 3-7 лет;

3) измерить уровни развития особенностей внимания у детей 3-7 лет;

4) выявить особенности развития внимания у детей 3-7 лет;

5) разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей с целью развития особенностей внимания у детей 3-7 лет.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме, эксперимент, наблюдение, описательный метод, метод анализа. Для получения эмпирического материала, согласно задачам исследования, использованы следующие методики: методика определения уровня продуктивности и устойчивости внимания «Найди и вычеркни» (Приложение №1, методика определения уровня переключения и распределения внимания «Проставь значки» (Приложение №2, методика выявления объема внимания «Запомни и расставь точки» (Приложение №3). [Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2014. – 512с. ] стр. 125-133

Методологической основой исследования: идеи об источниках и механизмах изменения познавательных процессов в психики, фундаментальные положения нейрофизиологии, общей, дифференциальной психологии, выраженные в принципах развития, единства и деятельности, отражения, системного, индивидуального и дифференцированного подходов, в соответствии с которыми формулировались теоретические выводы и интерпретация эмпирических данных.

Теоретическая основа исследования: труды отечественных и зарубежных ученных посвященные общим вопросам психологии (А. Р. Лурия, Л. С Выготский, Р. Корсини и А. Ауэрбах, истории изучения и современному состоянию психологии детства (А. Фрейд, В. С. Мухина, О. О. Косякова, Л. В. Обухова, О. Е. Смирнова, Г. А. Урунтаева, Н. Е. Веракса, а также проблемам развития психических процессов человека (Д. А. Фарбер, М. М. Безруких, А. Г. Маклаков, Е. Н. Степанов, Л. Ф. Тихомирова) и в частности экспериментального формирования внимания (П. Я. Гальперин, С. Г. Якобсон и М. И. Яновский). Кроме того тема данной работы находится на стыке двух дисциплин - педагогики и психологии, поэтому в исследовании использованы педагогические пособия (К. Д Ушинский, В. В. Князева).

Научная новизна исследования: рассмотрены подходы отечественных и зарубежных ученых к трактовке понятия внимания, обобщены основные научные представления об особенностях развития внимания у детей дошкольного возраста, выявлены критерии свойств особенностей внимания, влияющие на успешный процесс развития внимания у детей 3-7 лет.

Теоретическая значимость исследования: уточнены в исследовании научные представления о наличии взаимосвязи особенностей внимания и создании взрослым, определенных педагогических условий для эффективного развития внимания у детей 3-7 лет.

Практическая значимость исследования: апробированный комплекс методических средств, исследования особенностей развития внимания может быть включен в арсенал методов детского практического психолога. Выводы, полученные по результатам исследования, могут использоваться в практике психологического консультирования по проблеме развития особенностей внимания у ребенка дошкольного возраста.

База исследования: МКДОУ «Детский сад №7» с. Татарка Шпаковского района Ставропольского края. В исследовании приняли участие 25 детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования: обеспечивалась выбором адекватной его цели и методологической основы, применением валидных и надежных методов исследования особенностей развития внимания, репрезентативность выборки; внедрение в практику и апробацией полученных результатов.

Дипломное исследование носило экспериментальный характер и проводилось в двух разновозрастных группах: старше-подготовительной и младше-средней на базе МКДОУ «Детский сад №7» с. Татарка Шпаковского района Ставропольского края. Для исследования была отобрана экспериментальная группа детей в составе 25 человек: из них 9 мальчиков и 16 девочек, в возрасте от 3-7 лет: 5 детей – 3 лет; 5 детей - 4 лет; 5 детей – 5 лет; 5 детей – 6 лет и 5 детей – 7 лет. Состав экспериментальной группы представлен в Приложении №4.

Так как уровень развития особенностей внимания определяется через диагностику его свойств, мы использовали следующие методики: «Найди и вычеркни» для определения уровней продуктивности и устойчивости внимания, «Проставь значки» для определения уровней переключения и распределения внимания и «Запомни и расставь точки» для оценки уровня объема внимания.

Были подсчитаны результаты обследования в процентном соотношении. По итогам проведенных методик, дети показали следующие результаты:

На рисунке 1, представлены результаты обследования детей по методике «Найди и вычеркни» для определения уровня продуктивности и устойчивости внимания. При исследовании не было выявлено детей с высоким уровнем продуктивности внимания. У 44% детей выявлено среднепродуктивное, но устойчивое внимание. Дети длительно удерживали внимание на объекте, но иногда отвлекались на посторонние действия. А у 56% детей низкопрдуктивное, но среднеустойчивое внимание. Дети удерживали внимание на несколько секунд и иногда отвлекались на посторонние действия. Таким образом, можно сказать, что большинство детей обладают недостаточным уровнем продуктивности и устойчивости внимания.

На рисунке 2, представлены результаты обследования детей по методике «Проставь значки» для определения уровня переключения и распределения внимания. В исследовании 4% детей показали средний уровень, а 96% детей показали низкий уровень переключения и распределения внимания. Дети допусками более двух ошибок или совсем не смогли выполнить задание. Это указывает на недостаточное развитие внимания у детей. Таким образом, можно сказать, что дети обладают недостаточным уровнем переключения и распределения внимания.

На рисунке 3, представлены результаты обследования детей по методике «Запомни и расставь точки» для оценки уровня объема внимания. В исследовании 48% детей обладают высоким уровнем, 24% детей – средним уровнем, а 28% детей низким уровнем развития объема внимания. Таким образом, можно сказать, что дети обладают достаточным уровнем развития объема внимания.

Обобщая результаты методик, можно сделать вывод, что у большинства детей исследованной группы внимание развито на среднем и низком уровнях.

Эти данные показали нам, что некоторые дети нуждаются в дополнительных занятиях по развитию внимания. Поэтому нами была рассмотрена и практически применена методическая разработка Загорной Елены Владимировны, практикующего психолога, методиста, преподавателя, заведующего лабораторией «Психофизиология и общий психологический практикум» Санкт-Петербургского института психологии и акмеологии по развитию внимания детей 3-7 лет.

В течение двух месяцев с детьми 3-7 лет (в составе той же экспериментальной группы) проводились занятия по развитию особенностей внимания. Все задания, применяемые на развитие внимания приведены в Приложениях №5-10. После этого была проведена повторная диагностика по тем же методикам, при первичной диагностике («Найди и вычеркни», «Проставь знаки» и «Запомни и расставь точки»).

Результаты обследования были подсчитаны в процентном соотношении. По итогам проведенных методик, после проведения развивающих занятий дети показали следующие результаты:

На рисунке 4, представлены результаты обследования детей, после проведения развивающих занятий по методике «Найди и вычеркни» для определения продуктивности и устойчивости внимания. При исследовании выявлено 16% детей с высоким уровнем продуктивности и устойчивости внимания. Дети длительно удерживали внимание на объекте, не отвлекались на посторонние действия. А 60% детей со среднепродуктивным и среднеустойчивым вниманием. Дети длительно удерживали внимание на объекте, иногда отвлекались на посторонние действия. И 24% детей с низкопрдуктивным и низкоустойчивым вниманием. Дети удерживали внимание на несколько секунд и часто отвлекались на посторонние действия. В связи с этим можно сделать вывод, что у большинства детей уровень продуктивности и устойчивости внимания развит на среднем уровне.

На рисунке 5, представлены результаты обследования детей, после проведения развивающих занятий по методике «Проставь значки» для определения уровня переключения и распределения внимания. В исследовании 14% детей показали высокий уровень, а 37% детей показали средний уровень и 49% детей показали низкий уровень переключения и распределения внимания. Большинство детей (51%) не допусками ошибок или задание выполняли с одной ошибкой. Это указывает на достаточный уровень развития внимания у детей. Таким образом, можно сказать, что дети обладают средним уровнем переключения и распределения внимания.

На рисунке 5, представлены результаты обследования детей, после проведения развивающих занятий по методике «Запомни и расставь точки»

В исследовании 56% детей обладают высоким уровнем, 26% детей – средним уровнем, а 18% детей низким уровнем развития объема внимания. Таким образом, можно сказать, что большинство детей обладают высоким уровнем развития объема внимания.

При сравнении данных первичной диагностики с повторной диагностикой после проведения развивающих занятий, можно сделать вывод о том, что уровни развития внимания повысились. Таким образом, это свидетельствует об эффективности, применяемой нами методической разработки для развития особенностей внимания.

Таким образом, целью нашего исследования, являлось изучение особенностей развития внимания у детей 3-7 лет в различных психологических теориях, выявление общего и частного в этих концепциях, а также выявление эффективности развития внимания у детей 3-7 лет при создании определенных педагогических условий.

Для достижения поставленной цели были успешно решены следующие задачи:

1) даны теоретико-методологическое обоснование изучения особенностей развития внимания у детей 3-7 лет;

2) подобраны и апробированы оптимальные методы и методики исследования развития особенностей внимания у детей 3-7 лет;

3) измерены уровни развития особенностей внимания у детей 3-7 лет;

4) выявлены особенности развития внимания у детей 3-7 лет;

5) разработаны методические рекомендации для развития особенностей внимания у детей 3-7 лет.

Так как поставленные перед нами задачи исследования были решены, то можно сказать с уверенностью, что цель исследования нами была достигнута.

Выдвинутая нами гипотеза исследования о том, что особенности развития внимания у детей 3-7 лет будут более эффективно развиты при создании таких педагогических условий, как:

- формирование особенностей развития внимания проходит в игровой деятельности на основе занятий и упражнений;

- наглядный и игровой материал должен носить познавательный характер и соответствовать предъявляемому занятию или упражнению, получила подтверждение в нашем экспериментальном исследовании.

Мы считаем, что наша дипломная работа на тему «Изучение особенностей развития внимания у детей 3-7 лет» актуальна и требует дальнейших разработок.

Приложения

Приложение №1

Методика «Найди и вычеркни»

Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей 3-4 лет

Методика «Найди и вычеркни»

Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей в возрасте 5-6 лет

Методика «Найди и вычеркни»

Матрица с кольцами Ландольта к заданию «Найди и вычеркни» для детей старше 6 лет

Приложение №2

Методика «Проставь значки»

Приложение №3

Методика "Запомни и расставь точки"

Приложение №4

Таблица 1

Состав экспериментальной группы

№ Имя ребенка Пол Возраст

1 Доминика А. женский 3 года

2 Алиса М. женский 3 года

3 Андрей Т. мужской 3 года

4 Мирослав С. мужской 3 года

5 Василий Т. мужской 3 года

6 Александр О. мужской 4 года

7 Кристина Ж. женский 4 года

8 Карина Г. женский 4 года

9 Макар Б. мужской 4 года

10 Полина Г. женский 4 года

11 Кристина Б. женский 5 лет

12 Милана В. женский 5 лет

13 Светлана Т. женский 5 лет

14 Мария Т. женский 5 лет

15 Анастасия Т. женский 5 лет

16 Арина В. женский 6 лет

17 Артем П. мужской 6 лет

18 Хадижат В. женский 6 лет

19 Матвей Г. мужской 6 лет

20 Татьяна Ш. женский 6 лет

21 Софья К. женский 7 лет

22 Глеб А. мужской 7 лет

23 Дарья П. женский 7 лет

24 Диана М. женский 7 лет

25 Сергей К. мужской 7 лет

Приложение №5

Рисунок 1

Результаты обследования детей по методике «Найди и вычеркни»

Приложение №6

Рисунок 2

Результаты обследования детей по методике «Проставь значки»

Приложение №7

Рисунок 3

Результаты обследования детей по методике «Запомни и расставь точки»

Приложение №8

Упражнения на развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания

1. Упражнения на нахождение сходства и различий

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Приложение №9

Упражнения на развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания

2. Упражнения на нахождение одного предмета, у которого нет пары, или просто поиск парных изображений

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11

Рисунок 12

Приложение №10

Упражнения на развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания

3. Упражнения – всевозможные лабиринты

Рисунок 13

Рисунок 14

Рисунок 15

Рисунок 16

Приложение №11

Упражнения на развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания

4. Упражнения на развитие концентрации внимания

Рисунок 17

Рисунок 18

Рисунок 19

Рисунок 20

Приложение №12

Упражнения на развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания

5. Упражнение «Выполни по образцу»

Рисунок 21

Рисунок 22

Приложение №13

Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания

2. Упражнение «Цифровая таблица»

Рисунок 23

3. Упражнение, направленное на тренировку переключения внимания

Рисунок 24

Приложение №14

Результаты обследования детей по методике «Найди и вычеркни», после проведения развивающих занятий

Рисунок 25

Приложение №15

Результаты обследования детей по методике «Проставь значки», после проведения развивающих занятий

Рисунок 26

Приложение №16

Результаты обследования детей по методике «Запомни и расставь точки», после проведения развивающих занятий

Рисунок 27

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Аппликация как средство развития творческих способностей, внимания и воображения детей Цель: развитее творческих способностей, воображения детей средствами аппликации. Задачи: Образовательные: - вызвать интерес детей к созданию.

Игры для развития памяти и внимания детей «Мы ходили в зоопарк» Эту игру можно проводить с группой детей. Первый игрок начинает: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра». Продолжает.

Комплекс игр для развития объёма внимания у детей с ОВЗКомплекс игр для развития объёма внимания у детей с ОВЗ Внимание – это главное качество, посредством него происходит отбор информации, которая поступает через органы чувств: одна информация принимается.

Особенности развития внимания детей дошкольного возраста Внимание - характеристика психической деятельности человека, которая выражается в возможности быть сосредоточенным и в направленным на определённый.

Научные исследования особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте открывается многообразие окружающего мира, ребенок вступает в разнохарактерные взаимодействия, с различными сфера-ми.

Подсказки для родителей детей 2–3 лет. Норма речевого развития от 2 до 3 лет. Как избежать задержки развития речи. Презентация Норма речевого развития от 2 до 3 лет. Ребёнок этого возраста, с которым с первых месяцев жизни активно общались, занимались родители, свободно.

Особенности полоролевого развития детей дошкольного возраста. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей «Особенности полоролевого развития детей дошкольного возраста. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей» Пол - комплекс репродуктивных,.

Сенсорное развитие детей раннего возраста «Изучение света как способ развития зрительного восприятия» Слайд 1 В настоящее время идеи раннего развития становятся все более популярными. Прогрессивные специалисты и родители малышей 1-3 лет сходятся.

Изучение сформированности временных представлений у детей 4–5 лет ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛНИЙ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ Актуальность исследования. Математика- одна из наиболее важных областей.

Психологические аспекты особенностей развития игровой деятельности детей дошкольного возраста Особенности развития игры в старшем дошкольном возрасте обусловлено особенностями психологического развития данной возрастной группы дошкольников.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Изучение особенностей развития внимания у детей 3–7 лет
Опубликовано: 7 мая 2018 в 23:41
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
29 января. День мезенской росписи на МААМ

Стиль мезенской росписи сильно отличается от остальных популярных традиций народных промыслов.Она похожа на наскальную живопись первобытных людей. Основной особенностью этой росписи родом с Русского...

29 января. День А.П.Чехова на МААМ

29 января — день рождения А.П.Чехова. Писателя, которого Лев Толстой называл несравненным художником, чье творчество понятно каждому человеку. Популярность Чехова в мире такая, что его пьесы ставят на...

Дидактическая игра по экологии «Среда обитания»
Доброе время суток, уважаемые коллеги! Хочу представить вам дидактическую игру по экологии «Среда обитания» Игра поможет детям развивать свои...
Мастер-класс для сотрудников ДОУ «Русская матрёшка»
Мастер-класс по проведению НОД с использованием коррекционных методов и приемов ( в рамках дополнительного образования в ДОУ) Тема: Русская матрёшка....
Иллюстрация для родителей «Я в образе цветка»
Данная иллюстрация нацелена на знакомство родителей с внутренним миром ребенка и позволяет мамам и папам лучше узнать его эмоциональное состояние. У...