Изучение особенностей развития внимания у детей 3–7 лет

Наталья Виноградова
Изучение особенностей развития внимания у детей 3–7 лет

Уважаемые читатели, представляю Вашему вниманиюдипломное исследование на тему: «Изучение особенностей развития внимания у детей 3-7 лет».

Причиной выбора данной темы является практическая заинтересованность в эффективных средствах и методах развития внимания у детей 3-7 лет.

Актуальность исследования связана с многообразием психологических концепций, каждая из которых по - своему рассматривает процесс становления психики ребенка, а также имеет собственный подход к анализу такого явления, как внимание.

Ассоциативная психология, гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ выделяют различные аспекты развития психических процессов (в том числе внимания) у детей. Именно поэтому существует необходимость описания и сравнительного анализа различных концепций с целью выделения общих и главных черт, характерных для развития внимания у детей 3-7 лет.

Целью исследования является изучение особенностей развития внимания у детей 3-7 лет в различных психологических теориях, выявление общего и частного в этих концепциях, а также разработка методических рекомендаций с целью эффективного развития внимания у детей 3-7 лет при создании определенных педагогических условий.

Объектом исследования было внимание, как психологический процесс.

Предметом исследования являются особенности развития внимания у детей 3-7 лет.

Гипотеза исследования: мы предположили, что особенности развития внимания у детей 3-7 лет будут более эффективно развитыпри создании следующих педагогических условий:

- формирование особенностей развития внимания проходит в игровой деятельности на основе занятий и упражнений;

- наглядный и игровой материал должен носить познавательный характер и соответствовать предъявляемому занятию или упражнению.

В исследовании были выдвинуты следующие задачи:

1) дать теоретико–методологическое обоснование изучения особенностей развития внимания у детей 3-7 лет;

2) подобрать и апробировать оптимальные методы и методики исследования развития особенностей внимания у детей 3-7 лет;

3) измерить уровни развития особенностей внимания у детей 3-7 лет;

4) выявить особенности развития внимания у детей 3-7 лет;

5) разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей с целью развития особенностей внимания у детей 3-7 лет.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме, эксперимент, наблюдение, описательный метод, метод анализа. Для получения эмпирического материала, согласно задачам исследования,использованы следующие методики: методика определения уровня продуктивности и устойчивости внимания «Найди и вычеркни» (Приложение №1, методика определения уровня переключения и распределения внимания «Проставь значки» (Приложение №2, методика выявления объема внимания «Запомни и расставь точки» (Приложение №3). [Немов Р. С.Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб.заведений: В 3 кн.: Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.:Просвещение: ВЛАДОС, 2014. – 512с. ] стр. 125-133

Методологической основой исследования: идеи об источниках и механизмах изменения познавательных процессов в психики, фундаментальные положения нейрофизиологии, общей, дифференциальной психологии, выраженные в принципах развития, единства и деятельности, отражения, системного, индивидуального и дифференцированного подходов, в соответствии с которыми формулировались теоретические выводы и интерпретация эмпирических данных.

Теоретическая основа исследования: труды отечественных и зарубежных ученных посвященные общим вопросам психологии (А. Р. Лурия, Л. С Выготский, Р. Корсини и А. Ауэрбах, истории изучения и современному состоянию психологии детства (А. Фрейд, В. С. Мухина, О. О. Косякова, Л. В. Обухова, О. Е. Смирнова, Г. А. Урунтаева, Н. Е. Веракса, а также проблемам развития психических процессов человека (Д. А. Фарбер, М. М. Безруких, А. Г. Маклаков, Е. Н. Степанов, Л. Ф. Тихомирова) и в частности экспериментального формирования внимания (П. Я. Гальперин, С. Г. Якобсон и М. И. Яновский). Кроме того тема данной работы находится на стыке двух дисциплин - педагогики и психологии, поэтому в исследовании использованы педагогические пособия (К. Д Ушинский, В. В. Князева).

Научная новизна исследования: рассмотрены подходы отечественных и зарубежных ученых к трактовке понятия внимания, обобщены основные научные представления об особенностях развития внимания у детей дошкольного возраста, выявлены критерии свойств особенностей внимания, влияющие на успешный процесс развития внимания у детей 3-7 лет.

Теоретическая значимость исследования: уточнены в исследовании научные представления о наличии взаимосвязи особенностей внимания и создании взрослым, определенных педагогических условий для эффективного развития внимания у детей 3-7 лет.

Практическая значимость исследования: апробированный комплекс методических средств, исследования особенностей развития внимания может быть включен в арсенал методов детского практического психолога. Выводы, полученные по результатам исследования, могут использоваться в практике психологического консультирования по проблеме развития особенностей внимания у ребенка дошкольного возраста.

База исследования: МКДОУ «Детский сад №7» с. Татарка Шпаковского района Ставропольского края. В исследовании приняли участие 25 детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования: обеспечивалась выбором адекватной его цели и методологической основы, применением валидных и надежных методов исследования особенностей развития внимания, репрезентативность выборки; внедрение в практику и апробацией полученных результатов.

Дипломное исследование носило экспериментальный характер и проводилось в двух разновозрастных группах: старше-подготовительной и младше-средней на базе МКДОУ «Детский сад №7» с. Татарка Шпаковского района Ставропольского края. Для исследования была отобрана экспериментальная группа детейв составе 25 человек: из них 9 мальчиков и 16 девочек,в возрасте от 3-7 лет: 5 детей – 3 лет; 5 детей - 4 лет; 5 детей – 5 лет; 5 детей – 6 лет и 5 детей – 7 лет. Состав экспериментальной группы представлен в Приложении №4.

Так как уровень развития особенностей внимания определяется через диагностику его свойств,мы использовали следующие методики: «Найди и вычеркни» для определения уровней продуктивности и устойчивости внимания, «Проставь значки» для определения уровней переключения и распределения внимания и «Запомни и расставь точки» для оценки уровня объема внимания.

Были подсчитаны результаты обследования в процентном соотношении. По итогам проведенных методик,дети показали следующие результаты:

На рисунке 1, представлены результаты обследования детей по методике «Найди и вычеркни» для определения уровня продуктивности и устойчивости внимания. При исследовании не было выявлено детей с высоким уровнем продуктивности внимания. У 44% детей выявлено среднепродуктивное, но устойчивое внимание. Дети длительно удерживали внимание на объекте, но иногда отвлекались на посторонние действия. А у 56% детей низкопрдуктивное, но среднеустойчивое внимание. Дети удерживали внимание на несколько секунд и иногда отвлекались на посторонние действия. Таким образом, можно сказать, что большинство детей обладают недостаточным уровнем продуктивности и устойчивости внимания.

На рисунке 2, представлены результаты обследования детей по методике «Проставь значки» для определения уровня переключения и распределения внимания. В исследовании 4% детей показали средний уровень, а 96% детей показали низкий уровень переключения и распределения внимания. Дети допусками более двух ошибок или совсем не смогли выполнить задание. Это указывает на недостаточное развитие внимания у детей. Таким образом, можно сказать, что дети обладают недостаточным уровнем переключения и распределения внимания.

На рисунке 3, представлены результаты обследования детей по методике «Запомни и расставь точки» для оценки уровня объема внимания. В исследовании 48% детей обладают высоким уровнем, 24% детей – средним уровнем, а 28% детей низким уровнем развития объема внимания. Таким образом, можно сказать, что дети обладают достаточным уровнем развития объема внимания.

Обобщая результаты методик, можно сделать вывод, что у большинства детей исследованной группы внимание развито на среднем и низком уровнях.

Эти данные показали нам, что некоторые дети нуждаются в дополнительных занятиях по развитию внимания. Поэтому нами была рассмотрена и практически применена методическая разработка Загорной Елены Владимировны, практикующего психолога, методиста, преподавателя, заведующего лабораторией «Психофизиология и общий психологический практикум» Санкт-Петербургского института психологии и акмеологии по развитию внимания детей 3-7 лет.

В течение двух месяцев с детьми 3-7 лет (в составе той же экспериментальной группы) проводились занятия по развитию особенностей внимания. Все задания, применяемые на развитие внимания приведены в Приложениях №5-10. После этого была проведена повторная диагностика по тем же методикам, при первичной диагностике («Найди и вычеркни», «Проставь знаки» и «Запомни и расставь точки»).

Результаты обследования были подсчитаны в процентном соотношении. По итогам проведенных методик, после проведения развивающихзанятий дети показали следующие результаты:

На рисунке 4, представлены результаты обследования детей, после проведения развивающих занятий по методике «Найди и вычеркни» для определения продуктивности и устойчивости внимания. При исследовании выявлено 16% детей с высоким уровнем продуктивности и устойчивости внимания. Дети длительно удерживали внимание на объекте, не отвлекались на посторонние действия. А 60% детей со среднепродуктивным и среднеустойчивым вниманием. Дети длительно удерживали внимание на объекте, иногда отвлекались на посторонние действия. И 24% детей с низкопрдуктивным и низкоустойчивым вниманием. Дети удерживали внимание на несколько секунд и часто отвлекались на посторонние действия. В связи с этим можно сделать вывод, что у большинства детей уровень продуктивности и устойчивости внимания развит на среднем уровне.

На рисунке 5, представлены результаты обследования детей, после проведения развивающих занятий по методике «Проставь значки» для определения уровня переключения и распределения внимания. В исследовании 14% детей показали высокий уровень, а 37% детей показали средний уровень и 49% детей показали низкий уровень переключения и распределения внимания. Большинство детей (51%) не допусками ошибок или задание выполняли с одной ошибкой. Это указывает на достаточный уровень развития внимания у детей. Таким образом, можно сказать, что дети обладают средним уровнем переключения и распределения внимания.

На рисунке 5, представлены результаты обследования детей, после проведения развивающих занятий по методике «Запомни и расставь точки»

В исследовании 56% детей обладают высоким уровнем, 26% детей – средним уровнем, а 18% детей низким уровнем развития объема внимания. Таким образом, можно сказать, что большинство детей обладают высоким уровнем развития объема внимания.

При сравнении данных первичной диагностики с повторной диагностикой после проведения развивающих занятий, можно сделать вывод о том, что уровни развития внимания повысились. Таким образом, это свидетельствует об эффективности, применяемой нами методической разработки для развития особенностей внимания.

Таким образом, целью нашего исследования, являлось изучение особенностей развития внимания у детей 3-7 лет в различных психологических теориях, выявление общего и частного в этих концепциях, а также выявление эффективности развития внимания у детей 3-7 лет при создании определенных педагогических условий.

Для достижения поставленной цели были успешно решены следующие задачи:

1) даны теоретико-методологическое обоснование изучения особенностей развития внимания у детей 3-7 лет;

2) подобраны и апробированы оптимальные методы и методики исследования развития особенностей внимания у детей 3-7 лет;

3) измерены уровни развития особенностей внимания у детей 3-7 лет;

4) выявлены особенности развития внимания у детей 3-7 лет;

5) разработаны методические рекомендации для развития особенностей внимания у детей 3-7 лет.

Так как поставленные перед нами задачи исследования были решены, то можно сказать с уверенностью, что цель исследования нами была достигнута.

Выдвинутая нами гипотеза исследования о том, что особенности развития внимания у детей 3-7 лет будут более эффективно развиты при создании таких педагогических условий,как:

- формирование особенностей развития внимания проходит в игровой деятельности на основе занятий и упражнений;

- наглядный и игровой материал должен носить познавательный характер и соответствовать предъявляемому занятию или упражнению, получила подтверждение в нашем экспериментальном исследовании.

Мы считаем, что наша дипломная работа на тему «Изучение особенностей развития внимания у детей 3-7 лет» актуальна и требует дальнейших разработок.

Приложения

Приложение №1

Методика «Найди и вычеркни»

Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей 3-4 лет

Методика «Найди и вычеркни»

Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей в возрасте 5-6 лет

Методика «Найди и вычеркни»

Матрица с кольцами Ландольта к заданию «Найди и вычеркни» для детей старше 6 лет

Приложение №2

Методика «Проставь значки»

Приложение №3

Методика "Запомни и расставь точки"

Приложение №4

Таблица 1

Состав экспериментальной группы

№ Имя ребенка Пол Возраст

1 Доминика А. женский 3 года

2 Алиса М. женский 3 года

3 Андрей Т. мужской 3 года

4 Мирослав С. мужской 3 года

5 Василий Т. мужской 3 года

6 Александр О. мужской 4 года

7 Кристина Ж. женский 4 года

8 Карина Г. женский 4 года

9 Макар Б. мужской 4 года

10 Полина Г. женский 4 года

11 Кристина Б. женский 5 лет

12 Милана В. женский 5 лет

13 Светлана Т. женский 5 лет

14 Мария Т. женский 5 лет

15 Анастасия Т. женский 5 лет

16 Арина В. женский 6 лет

17 Артем П. мужской 6 лет

18 Хадижат В. женский 6 лет

19 Матвей Г. мужской 6 лет

20 Татьяна Ш. женский 6 лет

21 Софья К. женский 7 лет

22 Глеб А. мужской 7 лет

23 Дарья П. женский 7 лет

24 Диана М. женский 7 лет

25 Сергей К. мужской 7 лет

Приложение №5

Рисунок 1

Результаты обследования детей по методике «Найди и вычеркни»

Приложение №6

Рисунок 2

Результаты обследования детей по методике «Проставь значки»

Приложение №7

Рисунок 3

Результаты обследования детей по методике «Запомни и расставь точки»

Приложение №8

Упражнения на развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания

1. Упражнения на нахождение сходства и различий

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Приложение №9

Упражнения на развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания

2. Упражнения на нахождение одного предмета, у которого нет пары, или просто поиск парных изображений

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11

Рисунок 12

Приложение №10

Упражнения на развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания

3. Упражнения – всевозможные лабиринты

Рисунок 13

Рисунок 14

Рисунок 15

Рисунок 16

Приложение №11

Упражнения на развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания

4. Упражнения на развитие концентрации внимания

Рисунок 17

Рисунок 18

Рисунок 19

Рисунок 20

Приложение №12

Упражнения на развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания

5. Упражнение «Выполни по образцу»

Рисунок 21

Рисунок 22

Приложение №13

Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания

2. Упражнение «Цифровая таблица»

Рисунок 23

3. Упражнение, направленное на тренировку переключения внимания

Рисунок 24

Приложение №14

Результаты обследования детей по методике «Найди и вычеркни», после проведения развивающих занятий

Рисунок 25

Приложение №15

Результаты обследования детей по методике «Проставь значки», после проведения развивающих занятий

Рисунок 26

Приложение №16

Результаты обследования детей по методике «Запомни и расставь точки», после проведения развивающих занятий

Рисунок 27

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Аппликация как средство развития творческих способностей, внимания и воображения детей Цель: развитее творческих способностей, воображения детей средствами аппликации. Задачи: Образовательные: - вызвать интерес детей к созданию.

Игры для развития памяти и внимания детей «Мы ходили в зоопарк» Эту игру можно проводить с группой детей. Первый игрок начинает: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра». Продолжает.

Комплекс игр для развития объёма внимания у детей с ОВЗКомплекс игр для развития объёма внимания у детей с ОВЗ Внимание – это главное качество, посредством него происходит отбор информации, которая поступает через органы чувств: одна информация принимается.

Особенности развития внимания детей дошкольного возраста Внимание - характеристика психической деятельности человека, которая выражается в возможности быть сосредоточенным и в направленным на определённый.

Научные исследования особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте открывается многообразие окружающего мира, ребенок вступает в разнохарактерные взаимодействия, с различными сфера-ми.

Подсказки для родителей детей 2–3 лет. Норма речевого развития от 2 до 3 лет. Как избежать задержки развития речи. Презентация Норма речевого развития от 2 до 3 лет. Ребёнок этого возраста, с которым с первых месяцев жизни активно общались, занимались родители, свободно.

Особенности полоролевого развития детей дошкольного возраста. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей «Особенности полоролевого развития детей дошкольного возраста. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей» Пол - комплекс репродуктивных,.

Сенсорное развитие детей раннего возраста «Изучение света как способ развития зрительного восприятия» Слайд 1 В настоящее время идеи раннего развития становятся все более популярными. Прогрессивные специалисты и родители малышей 1-3 лет сходятся.

Изучение сформированности временных представлений у детей 4–5 лет ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛНИЙ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ Актуальность исследования. Математика- одна из наиболее важных областей.

Психологические аспекты особенностей развития игровой деятельности детей дошкольного возраста Особенности развития игры в старшем дошкольном возрасте обусловлено особенностями психологического развития данной возрастной группы дошкольников.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Насекомые и пауки
  • Найди отличия
Автор публикации:
Изучение особенностей развития внимания у детей 3–7 лет
Опубликовано: 7 мая 2018 в 23:41
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. День Винни-Пуха на МААМ

Очередной тематический день посвящен самому известному в мире  плюшевому медведю — Винни-Пуху. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы погрузиться вместе с детьми в сказочный мир...

18 января. Международный день снеговика

Всемирный день снеговика не случайно отмечается в середине зимы именно 18-го: восьмёрка похожа на два снежных кома, поставленные друг на друга. А единичка – на метлу, что часто «вручается» снеговику....

Сценарий квест-игры «Новогодние приключения со Снеговиком-почтовиком» (группа ТНР и...
Квест-игра для старших дошкольников «Новогодние приключения со Снеговиком-почтовиком – Письмо для Деда Мороза» На улице играет праздничная новогодняя...
Конспект беседы в старшей группе «Дикие животные»
Тема: Беседа «Дикие животные» в старшей группе. Цель: сформировать обобщенное представление о зверях ( это животные, имеющие четыре ноги, тело которых...
Фотозарисовка «Дворец Дюльбер на Южном берегу Крыма»
В южнобережном поселке Кореиз расположился дворец, выстроенный в восточном мавританском стиле – Дюльбер. С крымскотатарского «дюльбер» переводится как...