Елена Васильевна Шакирова
Программа по эмоционально-нравственному развитию личности ребёнка «Я и мои чувства, настроение, эмоции» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 50 г. Челябинска»
454015, г. Челябинск, ул. Шагольская I квартал, 6 «б», тел: 8(351)283-07-26
madou.50@mail.ru
«Я и мои чувства, настроение, эмоции“
Выполнила воспитатель:
Шакирова Елена Васильевна
Челябинск,2016
Публикация «Программа по эмоционально-нравственному развитию личности ребёнка „Я и мои чувства, настроение, эмоции“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Сегодня, мы хотели бы представить вашему вниманию отчёт по проделанной работе, по программе направленной на эмоционально- нравственное развитие личности ребёнка в старших группах № 14 «Звёздочка», № 15 «Дюймовочка».
Цель: повысить осознание ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.
Задачи:
способствовать самопознанию ребёнка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
помогать ребёнку прожить определённое эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;
учить ребёнка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;
воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение;
вырабатывать у ребёнка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
Тематический план занятий:
1 раздел «Воспитание эмоционально - положительных качеств личности ребёнка» :
- радость;
- грусть;
- удивление;
- страх;
- горе;
- спокойствие.
2 раздел. „Путешествие в страну вежливости“ :
«Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте вам!»
«Где аккуратность, там и опрятность».
«Приятного аппетита»
«После вкусного обеда.»
«Правила поведения в транспорте»
«Вежливая поездка»
«Театральные секреты»
«Ура! Идём в театр!»
«Идем в гости»
«Чтобы гости не скучали»
«Что тебе подарить?»
«Не подарок дорог, а внимание»
«Поход в магазин»
«У меня зазвонил телефон»
«Не обижайте малышей»
«Наедине с природой»
«Давайте познакомимся»
«Учимся расставаться»
«Новенькая»
«Учимся быть смелыми»
«Мы стали смелее»
«Чужая игрушка»
«Ссориться не будем»
«Как поступить?»
«Твёрдое слово «нет!»
«Право на ошибку»
«Играть вместе веселее»
«Земля наш общий дом!»
Краткая характеристика программы :
Мы начали работу с ноября и закончили её в мае. Система работы по эмоциональному развитию состоит из 120 занятий и рассчитана на 6 месяцев.
Одну и ту же тему проходят в течение недели, при этом используются игры и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяется и углубляется. Таким образом, происходит развитие от простого к сложному.
Занятия с детьми проводились в группе, продолжительностью 15-30 минут.
Во время занятий дети сидят в кругу- на стульчиках или на ковре. Форма круга создаёт ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце занятий может использоваться какая- либо ритуальная игра, упражнения для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием детьми какого- либо рисунка. Детский рисунок- итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия. К каждому занятию прилагается домашнее задание для совместного выполнения ребёнком и родителями.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого в основном используются:
развивающие игры (игры- драматизации, сюжетно- ролевые, игры на развитие навыков общения);
упражнения (подражательно- исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);
этюды;
рассматривание рисунков и фотографий;
чтение художественных произведений;
рассказ психолога и рассказы детей;
сочинение историй;
беседы;
моделироывание и анализ заданных ситуаций;
слушание музыки;
рисование;
мини- конкурсы, игры- соревнования.
Нам очень понравилось работать с детьми именно в этой форме. Реакция детей была просто неожиданной, особенно. Когда к нам в гости пришла Баба Яга, или когда мы ходили по станциям, по садику, а вернувшись в группу мы увидели, что весь пол был усыпан воздушными шарами.
Занятия проводить было не сложно, дети сами помогали.
Каждая эмоция была разделена на неделю. Далее вы это увидите на слайдах.
Проводилась работа с родителями, они оказали нам большую помощь при проведении этих занятий. В конце каждой недели приносили кусочек радости на неделе радости, кусочек грусти на неделе грусти.
Работа с родителями:
Домашние задания для родителей по теме занятий.
Практикум «Я и мои эмоции».
Спортивные сборы «Папа, мама, я- спортивная семья».
Мастер класс «Я и моя семья».
Ситуативные разговоры «Я и животные», «Я и моя семья»
Родительское собрание «Эмоциональный мир детей».
Творческая часть.
В 1 части мы знакомили детей с эмоциями, проигрывали их в разных ситуациях, наклеивали эмоции на бумагу. Дети брали кусочки бумаги разного цвета, в соответствии со своим настроением и наклеивали их на листочки с изображением цветка- неделя радости, разбитая тарелка- неделя горя и т. д.
В конце 2 раздела была проведена ещё одна творческая часть- торт, где на каждом кусочке торта, мы вместе с детьми приклеивали картинки соответствующие тематике недели: «Идём в театр», «Не обижайте малышей».
Используемая литература:
Азбука эмоций : практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии и эмоциональной сфере. Методическое пособие для педагогов общего и специального образования. М:гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,2003-136 с., Ил. И. В. Ковалец.
Давай познакомимся. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Пособие для практических работников детских садов. – СПб:Детство. 2010-272 с., ил. И. А. Пазухина.
Мир человека «Я и мои чувства, настроение, эмоции».Тематический словарь в картинках. М: Школьная книга, 2015- 20 с. А. Д. Вильшанская.
Дошкольник: обучение развитие. Воспитателям и родителям. Ярославль 2001. В. Н. Белкина, Н. Н. Васильева.
Учим детей общению: характер, коммуникативность. Ярославль, Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина.
Я, ты, мы: Учебно- методичесое пособие по социально- эмоциональному развитию детей дошкольного возраста, М. 2004 О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина.
Развитие эмоционального мира детей. Ярославль – 2005. Н. Л. Кряжева.
Развитие эмоций дошкольников : занятия, игры, М. :2005, В. М. Микаева.