Лучший педагог года

«Я творец своего будущего». Методическая разработка профориентационного занятия для воспитанников детского дома

Наталья Лаврова
«Я творец своего будущего». Методическая разработка профориентационного занятия для воспитанников детского дома

Содержание

Введение…. .3

Ход занятия «Я творец своего будущего»….…. … .5

Заключение…. .8

Список литературы…. 10

Приложение 1…11

Приложение 2…12

Приложение 3…13

Приложение 4…14

Введение.

Профессиональная ориентация – комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом.

Публикация «„Я творец своего будущего“, Методическая разработка профориентационного занятия для воспитанников детского дома» размещена в разделах

Актуальность проблемы профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии. В современную систему образования были введены концепции модернизации, профилизации, которые способствуют улучшению работы по профессиональной ориентации воспитанников. Сегодня на рынке труда стали востребованными рабочие специальности, а школы до сих пор ориентируют выпускников на получение социальных профессий. В настоящее время экономическое и юридическое образование уже утратило свою актуальность, востребованным профессиям современная молодежь не уделяет должного внимания. Все безуспешно гонятся за престижем, но никто не задумывается о своем будущем и будущем своей страны. В связи с существующими противоречиями многие выпускники вузов остаются безработными либо работают не по своей специальности.

В ходе анализа научной литературы мы заметили, что вопросам профессиональной ориентации на современном этапе уделено недостаточно внимания, поэтому мы определили тему нашего занятия по профориентации «Я творец своего будущего»

В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны молодых специалистов с высшим образованием. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Наша задача - помочь ребятам найти востребованную специальность. В сценарии занятия использованы разнообразные формы и методы работы (беседа, лекция, проблемная ситуация, групповые задания, тестирование).

Цель: формирование психологической готовности воспитанников детского дома к совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям ребенка.

Задачи:

- познакомить воспитанников с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;

- рассказать об особенностях современного рынка труда;

- создать условия для практической пробы сил в различных видах деятельности.

Форма проведения – занятие.

Возрастная категория – 14-16 лет.

Подготовительная работа с детьми: предложить 2-3 воспитанникам подготовить иллюстрацию осознанного выбора профессии (образец текста - в сценарии).

Оборудование: проектор, ноутбук, бумага, карандаши, справочники учебных заведений.

Оформление:

На доске: тема, запись «осознанный выбор профессии».

Карточки: профессия, специальность, квалификация, должность;

Профессиональные характеристики для игры «Визитка» :

- Врач 3-й категории, хирург, заведующий отделением 1-й городской больницы.

- Учитель математики высшей категории, директор школы.

- Инженер-механик, старший специалист, мастер инструментального цеха.

- Токарь-карусельщик 6-го разряда, бригадир 3-й бригады.

- Повар-кондитер 3-го разряда, заведующий столовой.

- Картинки, фотографии (процессы труда, люди разных профессий).

Этапы занятия :

1. Приветствие «Подари улыбку».

2. Интерактивная беседа «Профессиональная характеристика».

3. Игра «Визитка».

4. Групповая работа «Самые нужные профессии».

5. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»

6. Рефлексия, шуточное тестирование.

Ход занятия.

1. Приветствие «Подари улыбку»

Цель: создание позитивного эмоционального настроя на занятие. На цветной бумаге нарисованы красивые улыбающиеся мордашки.

Педагог. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.

2. Интерактивная беседа «Профессиональная характеристика»

Цель: формирование понятия «профессиональная деятельность» у воспитанников.

Педагог. Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? (Приложение 1)

Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

3. Игра «Визитка».

Цель: закрепление знаний у воспитанников характеристик профессий.

Педагог. Перед вами визитки. На этих визитках кроме имени, фамилии, отчества содержатся и профессиональные характеристики. Для вас следующее задание. (Приложение 2).

В наше время квалификация определяется не только категориями и разрядами, но и реальным мастерством специалиста. А это мастерство он показывает в работе. Именно о таких мастерах и говорят: «Артист в своем деле».

4. Групповая работа «Самые нужные профессии»

Цель: определение востребованных профессий на современном рынке труда.

Педагог: Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль.)

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. (Приложение 3)

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.

5. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»

Цель: формирование позитивного отношения к осознанному профессиональному выбору.

Педагог: Как же работает формула осознанного выбора профессии?

Сейчас вы увидите это в исполнении (имена, фамилии).

(К доске выходят воспитанники, читают или произносят тексты.)

- Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.

- Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я стану водителем.

- Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.

Педагог. Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?

(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)

Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

5. Рефлексия, шуточное тестирование (приложение 4).

- Какие чувства остались после занятия?

- Какие открытия вы для себя сделали?

Заключение.

В нашей работе изучались особенности профориентационной работы на современном этапе. Перед нами стояла задача определить, насколько эффективна работа по профориентации сегодня.

Проследив особенности профориентационной работы по теоретическим источникам на протяжении многих лет, мы сделали вывод о том, что к девяностым годам прошлого столетия работа по профориентации имела значительный успех. Уже тогда стали учитываться изменения в обществе, где на первый план выходил жизненный и профессиональный успех. Также учитывались запросы рынка труда, и молодежь начала активно осваивать востребованные в то время профессии.

Сегодня картина профессионального самоопределения немного изменилась, поскольку запросы нового поколения не совпадают с обстановкой на рынке труда. Это связано с тем, что самыми престижными профессиями на сегодня являются юрист и экономист, а востребованные рабочие специальности утратили свою актуальность среди современной молодежи.

Подводя итог всей работы можно сделать вывод, что профориентационная работа сегодня носит системный характер и имеет положительные результаты.

Это связано с периодическим изучением склонностей и способностей учащихся и ориентированием их на соответствующие типы профессий. Также по данным исследования мы пришли к выводу о том, что современные дети при выборе будущей профессии и своего будущего учитывают свои выраженные склонности и способности благодаря эффективной профориентационной работе и психологическому сопровождению воспитанников в детском доме.

Литература.

1. А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньщиков и др. Профессиональная ориентация молодежи [Текст] / А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньщиков и др. – М. : Высшая школа, 1989.

2. Борисова Е. М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия [Текст] / Е. М. Борисова, Г. П. Логинова – М. : Знание, 1991– (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психологи»; № 11).

3. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Профориентология : теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы [Текст] / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова – М. : Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006.

4. Зеленков, С. Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи [Текст] // Народное образование. – 2007. – №6.

5. Карацуба, Т. Профессиональные ориентации единственных детей в семье [Текст] // Прикладная психология. – 1998. – №5-6.

7. Лернер, П. С. Проектирование образовательной среды по формированию профориентационно значимых компетентностей учащихся [Текст] // Народное образование. – 2007. – №5.

Приложение 1

Интерактивная беседа «Профессиональная характеристика»

Цель: формирование понятия «профессиональная деятельность» у воспитанников.

На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Дети дают ответы.)

Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак:

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация - это уровень профессионального мастерства.

Должность - это место, занимаемое человеком в организации.

Приложение 2

Игра «Визитка»

Цель: закрепление знаний у воспитанников характеристик профессий.

Можете ли вы разобраться в этом нагромождении информации? Сейчас мы это проверим. На доске записаны профессиональные характеристики, взятые мною из визиток. Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике.

(Педагог читает профессиональные характеристики с доски, дети дают ответы.)

Приложение 3

Групповая работа «Самые нужные профессии»

Цель: определение востребованных профессий на современном рынке труда.

Для этого разделимся на группы.

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа - «Самые забытые профессии».

Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».

Четвертая группа - «Самые отважные профессии».

(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)

Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессий :

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.

Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель, парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.

Приложение 4

Шуточное тестирование

Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.

(Дети рисуют фигурки.)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание.)

А теперь слушайте ключ к тесту (читает).

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Прикреплённые файлы:

02-04-19g_ihqkh.pptx | 67,14 Кб
 
Публикации по теме:

Методическая разработка для детей старшей группы детского сада ТЕМА : «Здравствуй, сказка.» .«Волшебная страна». «Выдающиеся люди – художники». «Сказочные персонажи». «Избушка и Баба –Яга» Опыты.

Методическая разработка занятия по самоподготовке для воспитанников детского дома 1–6 классов Самоподготовка в младшей группе. Возраст детей: разновозрастной (7-12 лет, 1-6 класс. Время проведения: 16.30 – 18.00 Место проведения:.

Методическая разработка занятия «Волшебница вода» для детей старшей группы детского сада ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие» Расширение и уточнение представлений детей о природном явлении - вода «Волшебница вода» Задачи:.

Методическая разработка для воспитателей детского сада «Общие методические основы организации детского конструирования» Тема: Общие методические основы организации детского конструирования. Если ребенок не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда.

Методическая разработка пособия по патриотическому воспитанию для воспитанников старшей группы «Памятные места города Твери»Методическая разработка пособия по патриотическому воспитанию для воспитанников старшей группы «Памятные места города Твери» "Памятные места города Твери" – это методическая разработка по патриотическому воспитанию (в дальнейшем именуется, как «книга», написанная.

Методическая разработка профориентационной игры «Город Будущего» Цель: знакомство воспитанников детского дома и детей из замещающих семей с профессиональными перспективами. Задачи: 1. Активизировать размышления.

Познавательно-практическое занятие для воспитанников детского дома «Имбирные расписные пряники»Познавательно-практическое занятие для воспитанников детского дома «Имбирные расписные пряники» Цель: Создание условий для проявления творческих способностей при изготовлении сувенирного пряника, совершенствования приёмов росписи.

Сценарий открытого мероприятия для воспитанников детского дома «Твой выбор — Комсомольский-на-Амуре авиационный завод!» Сценарий открытого мероприятия "Твой выбор - КнААПО!" Цели: Продолжать работу по подготовке выпускников детского дома к самостоятельной.

Конспект тренинга для воспитанников детского дома «Я принимаю ответственные решения!» Цели: Углубить знания подростков о психическом и социальном здоровье; Способствовать формированию положительной.

Экологический ринг для воспитанников детского дома для детей с ОВЗ краевое государственное бюджетное учреждение «Камчатский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Я творец своего будущего». Методическая разработка профориентационного занятия для воспитанников детского дома
Опубликовано: 17 апреля 2019 в 06:09
+63Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД