Ольга Желещикова
Открытое занятие по обобщению и систематизации знаний о народных промыслах «Ярмарка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Прогимназия № 237 "Семицветик"
г. Саратова.
Провела занятие :
Желещикова О. А. – молодой специалист.
Ознакомление с окружающим миром. Подготовительная к школе группа.
Тема: «Ярмарка»
Публикация «Открытое занятие по обобщению и систематизации знаний о народных промыслах „Ярмарка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Цель: обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах;
2. продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями;
3. воспитывать интерес к фольклору через игровую деятельность;
4. через проблемный метод обучения развить у детей смекалку, самостоятельность.
Ход занятия.
- Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними. Подскажите, пожалуйста, какое у нас сейчас время года? От теплого весеннего солнца у всех людей поднимается настроение, а когда у нас хорошее настроение мы дарим друг другу улыбки.
Ребята, в какой стране мы с вами живем? (В России).
А кто знает название столицы нашей родины? (Москва)
А в каком городе мы с вами живем?
Раньше давным-давно Россию называли Русью, и славилась она своими ремёслами, которые изготовляли мастера, причем каждый мастер делал всё сам – от начала и до конца. Магазинов раньше не было.
А как вы думаете, где все свои изделия и товары мастера продавали? (на ярмарке).
Ярмарка – это шумный рынок, на котором продаются изделия, сделанные своими руками!
Давайте с Вами побываем на ярмарке, узнаем, чем же славилась наша страна? За одно на людей посмотрим, да и себя покажем!
Но на ярмарку с пустыми руками не приезжают! По дороге на ярмарку мы будем заезжать к разным мастерам за красивым товаром! И на ярмарку приедем с полным лотком!
Раньше на ярмарку приезжали на лошадях и не просто на одной лошади, а на тройках запряженных в красивые сани. Прежде чем отправится на ярмаку давайте мы с вами подарим друг другу улыбки. Вот с таким радостным настроением отправимся на ярмарку.
Звучит русская народная музыка «Ярмарка»
2. Беседа по теме занятия.
Вот приехали мы с вами в первый город интересно, что же здесь делают?
Ребенок читает стихотворение
Золотая Хохлома.
Вы не знаете, ребята,
Отчего и почему
Очень часто называют
Золотою Хохлому?
Деревянная, резная,
Расписная хохлома!
Удивительной посудой,
-Вот чем славится она.
Этот тонкий, этот дивный
Золотистый завиток!
Раз увидишь – не забудешь,
И хотел бы да не мог!
Посмотрите из чего сделана эта посуда? Сто на ней изображено? Как расписывают? Какие цвета используют?
Возьмем с собой у мастеров хохломские ложки и отправимся дальше в путешествие!
Вот приехали в другой город! Очень уж интересно, чем он славится?
Ребенок читает стихотворение
Филимоновская игрушка.
Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушки
И расписывают до сих пор.
Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, кони и павлины!
Что же здесь изготавливают? Как называются эти игрушки?
Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Тульской области.
Ребята как вы думаете, почему игрушки имеют такую интересную, вытянутую форму?
Застывая, глина «садится», и тогда приходится снова «подтягивать», приглаживать изделия, отчего их форма еще больше вытягивается и удлиняется. И так происходит несколько раз, пока игрушка совсем не «замрет». После обжига начинают расписывать игрушку. Сначала наводят желтые полоски и пятна, потом их обводят красным «перышком», потом зеленым, синим, иногда фиолетовым. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. У баранов, коров и коней маленькие головы на вытянутых шеях, а короткие ноги придают особую устойчивость всем фигурам.
Поехали дальше к другим мастерам.
Ребенок читает стихотворение
Дымковские игрушки
За студёною водицей водоноска-молодица,
Как лебёдушка плывёт, вёдра красные несёт.
На коромысле не спеша. Посмотри, как хороша.
Эта девица - краса!
Ребята, что вы знаете об этих игрушках? Почему их так называют?
Что обозначает рисунки в дымковской росписи?
Круг – в дымковской игрушке означает солнце, волнистые линии – воду, а пересечение прямых линий (ромб) - землю.
Форма игрушек плавная, а силуэт отличается легкостью и округлостью. У барышень всегда пышная прическа и нарядный головной убор. Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью, яркостью в росписи.
Наши мастера ведут нас дальше и подвели к следующему лотку.
Возьмем с собой дымковскую барышню и отправимся дальше в путешествие.
Ребенок читает стихотворение
Городецкая роспись
Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать
- Мы подошли к лотку, где продаются уже не игрушки, досточки. Ребята а какая река протекает в Саратове? Волга.
На берегу Волги стоит славный и древний город Городец.
Что особенного у этой росписи? Какие элементы используются, какие цвета?
Возьмем у мастеров их изделие и отправимся дальше!
Ребенок читает стихотворение
Гжель
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса.
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Давным-давно это было. В некотором царстве в Российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна они делали посуду из белой глины.
Из каких элементов состоит узор этой росписи?
Каким цветом расписывают?
Возьмем красивую посуду у мастеров!
Ну вот ребята мы и приехали на нашу ярмарку!
Солнце яркое встает
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары :
Продаются самовары
И отменные игрушки.
3. Физкультурная минутка
Ребята на ярмарке не только свистят, поют да товары продают, но еще и в игры играют, хороводы водят. Давайте и мы с вами поиграем!
«Грачи летят»
Все поют песню, а как остановятся, поднимают вверх руки, машут и приговаривают: «Летят, летят». Старайтесь не ошибаться — «лететь» следует только вместе с теми, кто на самом деле летает. Кто ошибется - тот больше не игрок. Дети идут по кругу и поют такие слова:
Грачи летят, на всю Русь кричат:.
- Чу- чу- чу мы несем весну!
Все: Летят! Летят!
Журавли летят, на всю Русь трубят:
- Гу - гу —гу - не догнать никому!
Все: Летят! Летят!
Поросята летят, голосисто визжат :
- Хрю- хрю — хрю —надоело нам в хлеву.
Кто кричит: «Летят!»-ошибается и выходит из игры.
Пчелы летят, гудят, бунчат:
-Жу —жу —жу — медову несем сыту!
Синицы летят, на всю Русь кричат:
- Дзу -дзу -дзу- не поймать нас никому!
Комары летят, кричат, пищат:
- Ду -ду -ду - не уйти никому!
Медведи летят, толстопятые рычат:
- Ру - ру - ру надоело нам в лесу!
Ну вот ребята мы с вами побывали сегодня у мастеров, которые делают красивые игрушки и посуду! А сейчас вы сами станете мастерами. А каждого мастера есть мастерская и свое рабочее место! Отправимся на тройках по местам!
Работа в тетрадях
Откройте ребята свои тетради. Посмотрите какая красивая, яркая картинка! Но мне кажется, что-то не так. Как вы думаете, что нужно сделать?
Раскрасить картинки!
Итог занятия :
- Ребята, где мы с вами сегодня побывали?
Какие товары привезли на ярмарку?
А что еще на ярмарке делают?
Понравилось наше путешествие?
Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо отвечали и давали правильные ответы!