Конспект беседы по ФЭМП в старшем дошкольном возрасте «Как люди научились считать»

Шадрина Ксения
Конспект беседы по ФЭМП в старшем дошкольном возрасте «Как люди научились считать»

Беседа по формированию элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте

Воспитатель: Шадрина Ксения Валерьевна

Тема: «Как люди научились считать»

Цель: Познакомить детей с разными видами счета и пересчета предметом.

Материал и оборудование: презентация, проектор, конспект беседы

Ход беседы:

Давным-давно, когда люди жили еще в пещерах, им уже надо было считать. Например, пересчитать, сколько людей пойдет на охоту, сколько яблок надо собрать, чтобы хватило каждому взрослому и ребенку, сколько стрел взять с собой на охоту.

Вначале люди изображали числа зарубками на дереве или камне. Шло время, и наши далекие предки научились строить дома, корабли и многое другое, для чего нужны сложные расчеты. А без цифр их невозможно сделать. Первые цифры появились одновременно с буквами.

В Древнем Риме были другие цифры. Мы и сейчас пользуемся иногда римскими цифрами. Их можно увидеть и на циферблате часов, и в книге, где обозначается номер главы. Если внимательно рассмотреть, римские цифры похожи на пальцы. Один – это один палец; два – два пальца; пять – это пятерня с отставленным большим пальцем; шесть – это пятерня да еще один палец.

У древних греков, например, вместо цифр, были буквы.Буквами обозначались цифры и в древних русских книгах: “А” - это один, “Б” - два, “В” – три и т. д.

Индейцы майя ухитрялись писать любое число, используя только точку, линию и кружочек. (см. Приложение, рисунок 4)

Все-таки, откуда же взялись те десять цифр, которыми мы пользуемся сегодня? Наши современные цифры пришли к нам из Индии через арабские страны, поэтому их и называют арабскими.

Написание арабских цифр, которыми мы изо дня в день пользуемся, состояло из отрезков прямых линий, где количество углов соответствовало величине знака. Вероятно, кто-то из арабских математиков когда-то предложил идею - связать числовое значение цифры с количеством углов в ее написании.

Посмотрим на арабские цифры и видим, что

0 - цифра без единого угла в начертании;

1 - содержит один острый угол;

2 - содержит два острых угла;

3 - содержит три острых угла (правильное, арабское, начертание цифры получается при написании цифры 3 при заполнении почтового индекса на конверте) ;

4 - содержит 4 прямых угла (именно этим объясняется наличие «хвостика» внизу цифры, никак не влияющего на ее узнаваемость и идентификацию) ;

5 - содержит 5 прямых углов (назначение нижнего хвостика - то же самое, что у цифры 4 - достройка последнего угла);

6 - содержит 6 прямых углов;

7 - содержит 7 прямых и острых углов (правильное, арабское, написание цифры 7 отличается от приведенного на рисунке наличием дефиса, пересекающего под прямым углом вертикальную линию посередине (вспомним, как мы пишем цифру 7, что дает 4 прямых угла и 3 угла дает еще верхняя ломаная линия);

8 - содержит 8 прямых углов;

9 - содержит 9 прямых углов (именно этим объясняется столь замысловатый нижний хвостик у девятки, который должен был достроить 3 угла, чтобы общее их число стало равно 9.

А теперь давайте остановимся на интересных римских цифрах.

Ребята, очень часто римские цифры используют для изготовления часов т. к. они очень красивые, не обычное, но просты в понимании. А какие виды часов вы знаете?

Давай выложим римские цифры от 1 до 10 из спичек.

1 — одна спичка

2 — две спички

3 — три спички

тут перескочите и скажите, что сначала вы покажете,как выглядит цифра 5:

4 — четыре получается, если у 5 отнять одну палочку. Если палочку отнимаем, то пишем слева. Если прибавляем, то справа.

6 — если к 5 прибавить одну палочку — будет 6.

7 — это пять и две палочки

8 — пять и три палочки

тут опять перескочите 9-ку и расскажите о числе десять — X. Кто-то считает, что это символ двух перекрещенных ладоней. (А на двух ладонях, действительно, 10 пальцев). Кто-то считает, что это две римские пятерки — прямая и перевернутая.

9 — это 10 минус один. И так же, как и с четверкой, она записывается во

Прикреплённые файлы:

mat_n2g13.pptx | 2773,7 Кб
 
Публикации по теме:

Театрализованная игра как средство развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей.

Дежурство в старшем дошкольном возрастеДежурство в старшем дошкольном возрасте В этом возрасте дети могут самостоятельно под присмотром взрослых накрыть столы и убрать с них, приведя в порядок столы и пространство,.

Формирование продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте Формирование продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте. Диалог - форма непосредственного речевого взаимодействия между людьми.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Конспект группового занятия по коррекции агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте Многие дети, поступающие в ДОУ, имеют различные трудности, связанные с соматическим здоровьем, нарушениями в эмоционально-волевой сфере,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Алгоритм проведения звукового анализа в старшем дошкольном возрасте» Конспект занятия по обучению грамоте. «Алгоритм проведения звукового анализа в старшем дошкольном возрасте» Цель: Закреплять умение детей.

Конспект занятия по экологическому образованию «Беседа о зимовье зверей» в старшем дошкольном возрасте Задачи: • Уточнять представления детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, медведь, волк, лось, еж) зимой; обобщить знания детей.

План конспект НОД обучения пересказу в старшем дошкольном возрасте. К. Д. Ушинский «4 желания». Цель: познакомить детей с рассказом К. Д. Ушинского «4 желания». Задачи: -научить связно, последовательно пересказывать рассказ без помощи.

Проект «Лето» в старшем дошкольном возрасте Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №49» г. Сыктывкара Проект «Лето» в старшей группе.

Сюжетно — ролевая игра в старшем дошкольном возрастеСюжетно — ролевая игра в старшем дошкольном возрасте Сюжетно- ролевая игра в старшем дошкольном возрасте В чем же заключается принцип обучения в дошкольный период? Игра- залог успеха. Вспомним.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Космос
  • Учимся считать
Автор публикации:
Конспект беседы по ФЭМП в старшем дошкольном возрасте «Как люди научились считать»
Опубликовано: 20 января 2018 в 00:24
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 октября. Праздник риса на МААМ

Очередной тематический день посвящен важному продукту питания, который мы часто видим на своем столе. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать ребенку о рисе и увлечь его...

29 октября. День народных противовирусных средств на МААМ

В этом году время повышенной опасности гриппа, которое наступает поздней осенью, дополнительно усугублено разгулом пандемии коронавируса. Поэтому особенно важно научить детей заботиться о своём здоровье....

Фотоотчет о занятии по рисованию «Медведь и пчелы» в старшей группе
Цель занятия: формирование у детей образных представлений, воображения. Задачи: - развивать умение создавать сюжетные композиции, определенные содержанием...
Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим и миром природы «Волшебные...
Цель: продолжать знакомить детей с основными свойствами воды ( жидкая, безвкусная , прозрачная, со значением её для жизнедеятельности человека и живой...
Конспект ООД по образовательной области «Рисование» для детей 6–7 лет
Цель: Учить детей рисовать красками Задачи: 1. Учить рисовать клиновый лист по схеме 2. Развивать восприятие цвета, воображения. 3. Закреплять знания о...