Наташа Сивовалова
«Как появилась соль». Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Как появилась соль» НОД
Цель:
1. Расширять знания детей о свойствах разных веществ через экспериментальную деятельность.
2. Формировать познавательный интерес к окружающему миру, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность, умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Закреплять умение детей классифицировать предметы по общему признаку.
4. Воспитывать чувство коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу.
Ход НОД:
Здравствуйте ребята, я пришла к вам за помощью. Мне сказали, что у вас в садике самые умные детки.
Публикация «„Как появилась соль“, Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
У меня случилась беда. Незнайка прислал мне письмо и просит о помощи. А я не знаю, что ему ответить. Вы мне поможете?
Сейчас я вам прочитаю, что пишет Незнайка.
Письмо: «В Солнечном городе закончилась соль, и я решил привезти её из другого города. Путь был не близким. Погрузил я два мешка соли на ослика и отправился в путь. Но на пути текла река. Я решил перейти с осликом через речку вброд. Речка оказалась довольно глубокой, и вода намочила мешки. Когда я вышел из речки, то обнаружил, что мешки пустые. Куда же делась соль? Помогите узнать».
Ребята, поможем?
Ребята, а вы знаете, что такое соль? (Соль- это вещество, используемое человеком в пищу.)
-А вы знаете, как люди впервые попробовали соль?
-А хотите узнать?
-Давайте отправимся в музей и там узнаем о соли.
-Присаживайтесь поудобнее, и внимательно слушайте.
Очень, очень давно люди совсем ничего не знали о соли.
Знакомство с солью в разных местах происходило по-разному. Существует несколько версий о том, как люди впервые попробовали соль.
Первая версия. Очень, очень, давно, когда у древних людей не было посуды, они жарили мясо над костром. Во время приготовления, кусок упал в золу. Попробовав его, древние люди поняли, что мясо стало вкуснее. С тех пор стали посыпать еду золой. Зола долгое время служила приправой к еде. Слайд 2.
Другая версия.
Иногда древним людям приходилось пить воду из моря. Они заметили соленый вкус морской воды. Собирали на морских камнях белый порошок и посыпали им еду. Слайд 3, 4
Следующая версия.
Древние охотники заметили, как дикий олень лизал в траве прозрачный камень, похожий на лед. Но этот лед не таял ни в руках, ни на солнце. Тогда охотники попробовали этот камень языком, и ощутили соленый вкус. Они отломали кусок камня и унесли его с собой. Это была каменная соль.
Так люди впервые пробовали соль. Слайд 5,6,7.
Соль считалась большой добычей и очень ценилась.
Потом люди стали учиться сами добывать соль, т. к. поняли, что с солью, еда становится вкуснее. Они собирали соленые растения и варили их в котле. Ждали, когда соль осядет на дно, и собирали её. Слайд 8,9.
Вот так соль и вошла в жизнь человека.
Соль в то время очень ценилась, так как люди не знали, где её взять. А сейчас люди знают, где находится соль.
-А вы знаете, где находится соль?
Соль находится в природе в виде гор или толстого слоя на поверхности земли и под землей. Слайд 10,11.
Ребята, а как добывают соль?
Соль добывают подземным способом – в шахте, с помощью специального оборудования; и на поверхности земли, с помощью специальных машин и вручную. Очень много соли содержится в озере Баскунчак в Астраханской области. Слайд 12,13.
Раньше люди употребляли в пищу такую соль, которую добывали, а сейчас ее перерабатывают. И в магазинах можно купить любую соль. Это и поваренная, и экстра соль и йодированная, и морская. Слайд 14,15,16.
-Ребята, подойдите к столу и посмотрите, какая бывает соль.
Это поваренная соль, которую используют в пищу. Это экстра соль – соль мелкого помола.
Это йодированная – в неё добавляют йод и используют при нехватке йода в организме.
Самой полезной солью считается морская, в её состав входят все необходимые нашему организму микроэлементы, но цветная соль – это тоже морская, но окрашенная красителем в различные цвета. Её используют в изготовлении косметики, крема, шампуней, для купания.
-Ребята, а как вы думаете, соль полезная или нет?
-Давайте поиграем в игру «Польза и вред от соли».
-Мы разделимся на две команды. Одна будет собирать картинки, где соль приносит пользу, а другая – вред.
-А сейчас я вам предлагаю отправиться в лабораторию и превратиться в лаборантов.
-Давайте произнесем волшебные слова.
«Раз, два, три наклонись.
Раз, два, три повернись.
Раз, два, три покружись,
В лаборантов превратись».
-Вот мы с вами и в лаборатории. Присаживайтесь за столы.
-Ребята, перед вами чашечки с солью.
-Какого цвета соль?
-Давайте рассмотрим соль с помощью лупы.
-На что похожи крупинки соли?
-Возьмите ложку с солью, и опустите её в воду.
-Что заметили?
-Значит, в воде её нет?
-Попробуйте воду на вкус. Какая она? (соленая)
-Какой вывод можно сделать? (Соль осталась, не исчезла, она растворилась.)
-Вспомните, как древние люди сами добывали соль. Они варили соленые растения, вода испарялась, а что оставалось на дне?
-Как мы можем вернуть соль из воды?
Я тоже дома грела соленый раствор, посмотрите, что осталось.
-Мы очень много узнали о соли. Пора нам возвращаться в группу. Давайте произнесем слова. Раз, два, три покружись и снова в группе очутись.
-Ребята, теперь мы можем ответить Незнайке на его вопрос «Куда делась соль, когда намокли мешки?»
-Что мы можем посоветовать Незнайке, чтобы вернуть соль.
-Вспомните, что происходит с соленым раствором, при нагревании.
-А если мы предложим ему посушить мешки на солнышке, что произойдет? (Мешки высохнут, а Незнайка сможет собрать немного соли).
Спасибо ребята, какие вы умницы, вы мне очень помогли найти ответ для Незнайки. Пойду напишу скорее ему ответ, а то он наверно очень переживает.
До свидания.