МААМ-картинки

Консультация психолога «Как развить эмоциональную сферу у ребенка?»

прилепина наталья
Консультация психолога «Как развить эмоциональную сферу у ребенка?»

«Как развить эмоциональную сферу у ребенка

Прилепина Наталья Игоревна педагог - психолог

муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения

детского сада №10 «Казачок» г. Новокубанск,

Аннотация: Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон.

Развитие эмоциональной сферы ребенка, умение понимать свои эмоции, управлять ими, является одним из важнейшим направлением в становлении личности.

Публикация «Консультация психолога „Как развить эмоциональную сферу у ребенка?“» размещена в разделах

Мы живем в нестабильном обществе, что приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии. Я, как педагог - психолог в дошкольном учреждении, проводя диагностические исследования, стала все чаще наблюдать у многих детей повышение уровня тревожности, занижения самооценки. Многие исследования полагают, что основными причинами возникновения эмоциональных нарушений у детей могут служить: перенесенные в детстве заболевания и стрессы; особенности физического и психоэмоционального развития ребенка, в том числе нарушения или отставания в интеллектуальном развитии; микроклимат в семье, а так же особенности воспитания; социально-бытовые условия проживания ребенка, его близкое окружение.

Помочь преодолеть трудности, сформировать желание общаться надо пока ребенок еще маленький : известно, что с возрастом проблемы обычно лишь усугубляются. Поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребенка ни в коем случае нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы.

Как помочь нашим маленьким «созданиям» понимать себя и окружающих? Выготский Л. С. говорил о том, что ребенок познает мир, в первую очередь в образах. Краски, звуки, формы заполняют детское сознание значительно полнее, нежели наше. Постигая что-то незнакомое, ребенок опираться на те образы, какие у него ранее уже сформировались. Абстрактные вербальные размышления старших дошкольник понимает с большим трудом, а то и совершенно не понимает. Однако в случае, если эти же знания ему изобразить наглядно, он освоит их с легкостью.

Эмоции ребенка не так осознаны, как переживания взрослого, они как быстро вспыхивают, так же быстро и гаснут. Переход от одного эмоционального состояния к другому зачастую мгновенен, от только что бурного веселья ребенок может одноминутно перейти к слезам. Контролировать все свои чувства и переживания малыш не способен и вследствие этого оказывается заложником охвативших его эмоций.

Из своей практики могу сказать, что источник самых сильных переживаний у ребенка принадлежит к его контактам со взрослыми и детьми. Если окружающие люди показывают ему внимание, понимают и принимают его, то он испытывает чувство комфорта и защищенности, уверенности; и тогда ребенок пребывает в жизнерадостном и бодром эмоциональном состоянии. Положительные эмоции способствуют благополучному развитию ребенка, благодаря им у малыша вырабатываются позитивное отношение к детям и взрослым.

Для ребёнка распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, который требует от него определённых знаний, определённого уровня развития. Для этого был изготовлен – Лэпбук «Мир эмоций», как один из способов в развития эмоциональной сферы. Направленность данного пособия – помочь ребятам приобщиться к языку эмоций.

Передача эмоций - это не только выражение лица, но и определённая поза, жесты, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию.

Возраст. Данное дидактическое пособие может быть использовано в работе с детьми от 3-х до 7-ми лет

2-3 года: на ранних стадиях психического развития закладываются сопереживание, эмоциональная чувствительность.

3-5 лет: по мере роста маленького человека его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радость, грусть, злость, он переходит к более сложной гамме чувств: восторг, удивление, печаль и др.

5-7 лет: ребенок имеет представление об эмоциях и способах управления чувствами в определенной жизненной ситуации.

Использование.

1. Лепбук «Мир эмоций» может быть использован в качестве диагностического метода контроля.

2. Лепбук «Мир эмоций» позволяет получать информацию через зрительные, вербальные и невербальные методы общения взрослого с ребенком.

3. Использование данного дидактического пособия позволяет педагогу решать цели и задачи по развитию эмоционально-волевой сферы ребенка.

Цель: Развитие эмоционального мира ребенка.

Задачи.

• Учить детей дифференцировать, адекватно интерпретировать и выражать эмоциональные состояния свое и окружающих

• Лепбук «Мир эмоций» может быть использован для решения учебно- познавательных, коммуникативно - развивающих, коррекционно-развивающих, социально-личностных задач, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.

Учебно-познавательная задача:

-дать представление о том, что каждый человек в жизни испытывает разные чувства;

-знакомить детей с эмоциями, чувствами и настроениями человека: радость, грусть, злость, гнев, печаль, удивление и их схематическим изображением (пиктограммой);

-знакомить с мимическими выражениями лица при проявлении различных эмоций.

Дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе исследовательско – познавательной деятельности

1. «ЭМОЦИИ В КАРТИНКАХ»

Цель: формирование умения показывать эмоции; развитие мимических мышц.

Материал: карточки с эмоциональными состояниями.

Задание: посмотри на картинку, что происходит на ней. Какое выражение лица у мальчика? Покажи настроение мальчика.

2.«УГАДАЙ ЭМОЦИЮ»

Цель:

• формирование умения понимать ситуацию и подбирать соответствующую персонажу эмоцию;

• способствовать открытому проявлению эмоций и чувств через возможность перевоплощения в сказочных героев, привнося в роль персонажа свою личность.

Материал: набор лиц с различными выражениями, текст сказки.

Задание: найти выражение среди карточек соответствующее тексту.

3. «СОБЕРИ ЭМОЦИЮ»

Цель: развитие эмоциональной сферы ребенка, наблюдательности к особенностям различных частей лица при выражении различных эмоций, умения соотносить выражение глаз с выражением рта.

Материал: разрезные картинки с частями лица, имеющие разные эмоциональные выражения.

Задание: собрать эмоциональные состояния и назвать их.

4.«НАРИСУЙ СВОЁ НАСТРОЕНИЕ»

Цель: формировать умение выражать эмоции, настроение художественными приемами, способствовать развитию воображения и самовыражения личности.

Материал: картинки с лицами, карандаши.

Задание: нарисовать свое эмоциональное состояние.

Совет: при обсуждении рисунков следует избегать оценок по технике их выполнения, необходимо обратить внимание на приемы, передающие настроение и переживания автора рисунка.

5.«ЭМОЦИИ В СТИХАХ»

Цель: стимулировать развитие воображения с помощью чтения детям специально подобранной литературы; умение сознательно пользоваться картинкой с мимикой, обогащать и активизировать эмоциональный словарь.

Материал: картинки с различными эмоциями.

Задание: подобрать картинку с эмоцией соответствующей тексту.

Также в своей работе с детьми использую множество игр и упражнений на развитие эмоционально-волевой сферы. Различные истории и сказки, где ребенок может обсудить переживания героев их чувства и эмоции и даже обыграть их. Стихи передают разные эмоциональные состояния в различных красках. По окончанию мы обсуждаем с детьми переживания героев их любимых мультфильмов и кино. Ну и конечно, я рекомендую родителям и просто взрослым говорить о собственных переживаниях и чувствах, рассказывайте о них детям в доступной форме для их понимания. Рассказывайте о своем пережитом опыте, но при этом не навязывайте его, а делитесь им.

Использованная литература:

1. Боброва, И. А. Особенности развития эмоциональной креативности в подростковом возрасте / И. А. Боброва, О. В. Чурсинова. – Текст : электронный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – № 6-1. – С. 121-124.

2. Бичева, И. Б. Методические основы воспитания эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста / И. Б. Бичева, А. С. Большакова, Е. И. Пушкова. – Текст : электронный // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66-2. – С. 47-50.

3. Васильева, О. В. Доброе дело должно стать ценностью / О. В. Васильева. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2019. – № 5. – С. 49-50.

4. Гагай, В. В. Особенности эмоциональных проявлений младших школьников с высоким уровнем развития творческого мышления / В. В. Гагай, А. В. Ефремова, Н. А. Мишанкина. – Текст : электронный // Перспективы науки и образования. – 2018. – № 3 (33). – С. 266-272.

5. Звонова, Е. Е. Воспитание эмоций в педагогике В. А. Сухомлинского / Е. Е. Звонова. – Текст : непосредственный // Психология обучения. – 2018. – № 1. – С. 76-81.

6. Митина, Г. В. Эмоциональное развитие младших школьников при изучении художественных произведений на уроках литературного чтения / Г. В. Митина, А. А. Гасымова. – Текст : электронный // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2018. – Т. 9, № 2. – С. 142-149.

7. Цыбина, А. «Калейдоскоп эмоций» : развитие эмоциональной сферы детей / А. Цыбина, Л. Каменева. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 8. – С. 4-7.

Публикации по теме:

Консультация «Как развить память ребенка» Как улучшить память? Существует три «закона» памяти. Первый «закон» памяти – получить глубокое яркое впечатление о том, что хотите запомнить,.

Консультация для родителей «Как развить воображение у ребенка?»Консультация для родителей «Как развить воображение у ребенка?» В наш век высоких технологий современные дети,к сожалению, очень мало фантазируют. За них все делают телевизоры, компьютеры,планшеты. А.

Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога»Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога» Мы часто любим в ребёнке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребёнок, а мы, потому что не сумели его научить.

Консультация для педагогов «Как развить голос, дикцию и речь» Постижение ораторского искусства - трудный и кропотливый процесс. С древних времен люди стремились познать искусство выступления перед толпой.

Консультация для родителей «Как развить интерес к лепке у детей раннего возраста»Консультация для родителей «Как развить интерес к лепке у детей раннего возраста» Лепка с детьми раннего и младшего дошкольного возраста - отличный способ для развития мелкой моторики рук и стимулирования речи. Для лепки.

Консультация для родителей «Как развить у ребенка память»Консультация для родителей «Как развить у ребенка память» Память у ребенка надо развивать постепенно,так как для каждого возраста имеют место различные игры и упражнения. С детьми от 1 года до.

Консультация для родителей «Как развить у ребенка способность запоминать»Консультация для родителей «Как развить у ребенка способность запоминать» В сентябре за парты сядут первоклассники,учеба это первое испытание для дошкольников,а чтобы учеба не была для них в тягость,родителям.

Консультация педагога-психолога «Позитивная психология» Что вы думаете о счастье? Как вы считаете, что делает нас счастливыми? Вероятно, первый ответ, который пришёл вам в голову - “деньги”. Однако.

Консультация психолога «Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка» Страничка психолога Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка Начало систематического обучения в школе связано с изменениями.

Консультация психолога «Здоровый образ жизни»Консультация психолога «Здоровый образ жизни» Перед нами воздушные шарики. Что важнее: резиновая оболочка или воздух, который в ней находится? Что же делает наш шарик шариком? Воздух.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация психолога «Как развить эмоциональную сферу у ребенка?»
Опубликовано: 22 сентября 2022 в 14:19
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД