МААМ-картинки

Консультация «Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»

Светлана Арутюнян
Консультация «Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

«Как сформировать познавательный интерес

к математике у дошкольников».

Формирование элементарных математических представлений у детей — один из разделов образовательной программы ДОО. Как увлечь дошкольников занимательной математикой и при этом не превратить занятия с ними в школьный урок? Наполните группу материалами математического содержания и используйте традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанникaми.

Публикация «Консультация „Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников“» размещена в разделах

Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.

Одна из задач педагогов ДОО — создать условия для развития у детей познавательной aктивности и интереса к окружающему миру. Для этого необходимо формировать познавательный интерес.

Познавательный интерес — основа учебной деятельности. Он способствует накоплению глубоких знаний, мотивирует умственную активность, создает благоприятный эмоциональный фон для развития психических процессов (мышления, памяти, речи, внимания и т. д.). Они в свою очередь являются предпосылками к учебной деятельности, а следовательно, и дальнейшему успешному обучению ребенка в школе. Познавательный интереc к математике проявляется в умственной и эмоциональной активности детей, желании получать больше знаний, использовать их в самостоятельной деятельности и быту.

М. В. Ломоносов говорил, что «ум в порядок приводит математика». По утверждению советского педагога В. А. Сухомлинского, «умственный труд на уроках мaтематики — пробный камень мышления».

Педагоги должны быть внимательными к каждому ребенку, уметь подмечать степень его заинтересованности умственной деятельностью, создавать условия для того, чтобы превратить познавательный интерес к математике в тягу к знаниям.

Создать предметно-пространственную среду для математического развития.

Для формирования у детей познавательного интереса в детском саду должны быть созданы условия, при которых они могли бы проявить самостоятельность в выборе игры и игрового материала, исходя из развивающихся у них потребностей.

Важно, чтобы математика вошла в жизнь дошкольников как способ знакомства с интересными явлениями окружающего мира. Для этого используют наряду с традиционными нетрадиционные формы работы. Они побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности. К ним относятся:

• игровые проблемные ситуации;

математические сказки;

• проектная деятельность;

• элементарные опыты;

• моделирование и др.

Процесс формирования элементарных математических представлений у детей становится более эффективным и интересным, если педагог использует игровые методы и приемы. Умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели в образовательной деятельности и повседневной жизни.

Что сделает занятия по математике эффективными?

• Нетрадиционная форма.

• Учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей.

• Задания развивающего, проблемно-поискового характера.

• Игровая мотивация.

• Благоприятная психологическая атмосфера и эмоциональный настрой.

Интеграция разных видов деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, изобразительной, конструктивной и др.) на основе математического содержания.

• Чередование видов деятельности.

Важную роль в развитии познавательного интереса дошкольников к математике играет специально организованная педагогами деятельность. Большой интерес вызывают занятия в нетрадиционной форме: по мотивам сказок, в форме игр-путешествий, расследований, экспериментов, экскурсий, викторин, сюжетно-ролевых игр, КВН, «Поля чудес», занятия с использованием ИКТ и др.

Занятия по ФЭМП в нетрадиционной форме:

математическая игра по мотивам сказки «В гостях у Белоснежки и гномов»;

• игра-путешествие «В гостях у сказки»;

• сюжетно-ролевые игры «Супермаркет», «Путешествие к загадочным математическим планетам»;

• игры-путешествия «Волшебная страна» (с использованием блоков Дьенеша, «Путешествие в страну Оригами».

Занятия строятся на современных подходах: деятельностном, развивающем, личностно-ориентированном. В ходе них педагоги применяют игровые, проблемно-поисковые, практические методы, проблемно-практические игровые ситуации. Необычная игровая ситуация с элементами проблемы, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает познавательный интерес у детей.

Правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность развивает у детей умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитывает интерес, волевые черты, формирует желание учиться, привычку к умственному напряжению и труду.

Уважаемые педагоги, сегодня я вам расскажу о некоторых приемах позволяющих формировать познавательный интерес у детей, которые использую в работе с детьми.

1. «ГИМНАСТИКА УМА»

• Сколько раз Царь Гвидон совершал превращения и в кого? ( три: комар, муха, шмель) • Сколько братьев у Ивана – Дурака в русских народных сказок? (два). • Сколько ночей рассказывала сказки Шахерезада? (Тысяча и одна ночь)

Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования. Их нельзя решать каким – либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели.

2 задание: Сколько сказок спряталось в клубке(2 команды).

Задача на смекалку «КЛУБОК СКАЗОК»

Жили – были Дед и Баба. И была у них курочка Ряба. Раз снесла курочка яичка – не простое, а золотое. (Курочка Ряба) Положила его Баба на окошко студиться. А лиса его ам - съела. (Колобок) Дед тянет – потянет – вытащить не может. (Репка) Плачет Дед, плачет Баба. (Курочка Ряба). Дед и говорит: «Я поеду в город на ярмарку, а ты дома сиди, братца береги!». (Гуси - Лебеди). Взяла пирожок и горшочек масла и пошла по длинной дороге. (Красная Шапочка) Долго ли, коротко ли, смотрит: стоит избушка на курьих ножках, вокруг себя поворачивается. (Гуси – Лебеди) - Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? - Я, Волчок – серый бочок. - Пусти меня к себе жить. (Теремок) - Дерни за веревочку, дверь и откроется! - Бабушка, бабушка! Почему у тебя такие большие зубы? - Это чтобы скорее съесть тебя! - Не ешь меня, я тебе, песенку спою! (Красная Шапочка) Я – веселый Серый Волк. В поросятах знаю толк! (Три поросенка) Тут и Дед с ярмарки вернулся. Обрадовались они стали жить поживать и добра наживать! (Гуси - Лебеди) Кто сосчитал, сколько сказок спряталось в этом клубке и если можете, назовите их. (7)

3. Задачи-шутки

Это занимательные игровые задачи с математическим смыслом направлены на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, на быстроту реакции, тренируют память.

• Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?

• У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько у мамы детей? (одна дочка)

4. Игры на логическое мышление

В работе с детьми я использую простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализ, сравнение, обобщение по признаку.

• На столе стояло 3 бочонка с медом. Винни – Пух съел 1 бочонок и поставил его на стол. Сколько бочонков на столе? (3).

• Карлсон разрезал батон на три части. Сколько разрезов он сделал? (2)

5. А теперь прослушайте маленькие истории. Если вы услышите слово или слог «ТРИ», то хлопните один раз в ладоши.

Целью подобных игр является развитие слухового внимания и понимания речи.

Однажды щуку мы поймали, Распотрошили, а внутри (хлопают) Рыбёшек мелких увидали, И не одну, а целых … три (хлопают)

6. Задание с блоками Дьенеша.

Сегодня я познакомлю вас с некоторыми методами работы например: с логическими блоками.

Блоки предназначены для обучения математике в игровой форме. Занятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. У ребенка появляются умения классифицировать материал, сравнивать, анализировать аналитическую информацию.

Работа с логическими блоками Дьенеша научит детей:

- Выявлять свойства объектов, называть их, объяснять, в чем состоят различия и сходства;

- Подкреплять свои рассуждения доводами.

- Логически мыслить.

- Самостоятельно решать задачи учебного и практического плана.

- Развивать воображение, творческие и интеллектуальные способности, фантазию, навыки моделирования и конструирования. Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур (презентация набора Блоков Дьенеша).

7. ГЕОМЕТРИЯ ИЛИ ИГРА ТАНГРАМ

Данная игра научит детей думать логически, выделять плоскостные геометрические фигуры и создавать заданную фигуру. Это игра способствует развитию у детей комбинаторных способностей, воображения, образного мышления, внимания и умения действовать по инструкции. Кроме того, для детей «Танграм» станет еще и пальчиковым тренажером.

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует нaстойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, a, следовательно, предсказуем для человека.

Хочется верить, что наша сегодняшняя встреча была для вас полезной, интересной и познавательной.

Публикации по теме:

«Легенды и сказки Древней Японии». Литературно-познавательный проект для старших дошкольников в Год Японии в России Легенды и сказки Древней Японии". Литературно-познавательный Проект для старших дошкольников в "Год Японии в России". Соавторы: Минчукова.

«День матери». Познавательный сценарий концерта для дошкольников Дети и гости проходят в зал под музыку, занимают свои места. Зал празднично украшен. На центральной стене выложено огромное сердце из маленьких.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Консультация для родителей «Как привить ребёнку интерес к спорту»Консультация для родителей «Как привить ребёнку интерес к спорту» Авторы: Ависова Надежда Петровна, Золотаренко Марина Владимировна. Как привить ребёнку интерес к физическим упражнениям, к спорту? Самое.

Консультация для родителей «Как развить интерес к лепке у детей раннего возраста»Консультация для родителей «Как развить интерес к лепке у детей раннего возраста» Лепка с детьми раннего и младшего дошкольного возраста - отличный способ для развития мелкой моторики рук и стимулирования речи. Для лепки.

Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?»Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?» В последнее время все чаще сталкиваешься с проблемой, что дети плохо разговаривают, имеют нарушения речи, неправильно произносят звуки,.

Познавательный интерес к истории предметного мира у детей старшего дошкольного возрастаПознавательный интерес к истории предметного мира у детей старшего дошкольного возраста Познавательный интерес к истории предметного мира рассматривается как эмоционально-положительная направленность дошкольника на активное,.

Познавательный проект «Выращиваем редис» для младших дошкольников. Часть 1Познавательный проект «Выращиваем редис» для младших дошкольников. Часть 1 Введение Проект дает возможность реализовать врожденную потребность детей в исследовательской деятельности, а затем попробовать на вкус.

Познавательный проект «Выращиваем редис» для младших дошкольников. Часть 2Познавательный проект «Выращиваем редис» для младших дошкольников. Часть 2 Практическая часть Изучив теоретическую основу выращивания редиса, мы решили перейти к экспериментальной работе. ПОСАДКА РЕДИСА. Выделили.

Консультация «Как привить интерес ребенка к лепке»Консультация «Как привить интерес ребенка к лепке» На самом деле наши дети очень любознательны и, что самое главное, очень хотят походить на нас – взрослых! Последним их желанием и нужно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»
Опубликовано: 3 декабря 2021 в 13:56
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Арутюнян (УИ 986571) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД