Татьяна Апарина
Консультация «Как знакомить дошкольников с профессиями»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как знакомить дошкольников с профессиями»
«Знакомство с профессией» одно из самых важных в Вашей жизни. Чем ближе будет предварительное знакомство с профессией, тем меньше возможность разочарования в будущем. Так как именно Ваша профессия во многом определит Ваше окружение, ценности, нормы, правила и образ жизни.
Помните эти всем известные строчки С. Михалкова? «А что у вас?» - это книжка не просто случайный разговор мальчишек и девчонок во дворе в стихах, так в ненавязчивой форме С. Михалков знакомит детей с профессиями. А ваши дети знают, кем вы работаете?
Публикация «Консультация „Как знакомить дошкольников с профессиями“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Консультации
- Темочки
Знакомство с различными профессиями начинается в семье. И сделать это можно играючи!
Рассматривайте фотографии и рассказывайте ребенку про профессию каждого члена семьи. Поинтересуйтесь, кем бы он хотел стать? А может он уже давно о чем-то мечтает? Тогда пришло время узнать побольше.
Найдите хорошее детское пособие с картинками, где бы ребенок мог бы рассмотреть соответствующие профессиям униформы, инструменты, рабочие места. Это поможет запомнить новые слова, если ребенок будет иметь зрительный образ каждой профессии в отдельности.
Закрепляйте и расширяйте знания о профессиях с помощью стихов и загадок.
Придумайте предложения с описание функций той или иной работы. Например: «Я несу тяжелую сумку писем и газет, кто я?». После нескольких ваших примеров ребенок сам захочет загадать вам такую загадку. Как вариант можно не описывать, а изображать действия («пантомимы», это очень весело, но не так легко, поэтому подходит для старших деток.
Разыгрывайте ролевые ситуации. В этом деле не обойтись без аксессуаров в одежде: сшейте, нарисуйте, найдите среди домашних вещей что-то наиболее важное из отличительных предметов. Поиграйте в повара, строителя, швею, учителя, продавца, милиционера. Возможно, такие игры станут первым шагом на пути выбора будущей профессии.
Сделайте коллаж из журнальных вырезок или распечатать (нарисовать) картинки и вклеить лица членов семьи.
Сделайте карикатурные картинки-открытки каждому члену семьи, сходить в гости, подарить и побеседовать с тетей, дядей (бабушкой, дедушкой) об их профессиях.
А может не ходить в гости, а собрать всех у себя, пусть приходят в своей рабочей форме, приносят что-то из рабочих аксессуаров, вы можете загадывать загадки, рассказывать смешные случаи и т. д. (очень много современных профессий, которые не описаны в детских книжках).
Это игры и занятия не одного дня, и вы можете возвращаться к ним всегда по желанию ребенка.
Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих трудящихся, несмотря на то, что многим кажется странным такое раннее решение проблемы профориентации. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с различными профессиями. Возможность работы по ранней профориентации обусловлена следующими факторами:
Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям.
Родители воспитанников работают на предприятиях разной направленности, а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.
В дошкольном учреждении определены два важных направления деятельности детского сада - работа по ранней профориентации на профессии и работа по воспитанию здорового дошкольника. Вот основные пути реализации данной работы, которые реализуются в нашем дошкольном учреждении :
Формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей;
Внедрение здоровьесберегающих программ воспитания, осуществление мониторинга за состоянием здоровья ребенка;
Выявление интересов и наклонностей детей;
Обеспечение готовности к школьному обучению, преемственности программ дошкольного и начального школьного образования с целью оптимизации интеллектуальной нагрузки на ребенка;
Внедрение современных обучающих программ;
Знакомство с ведущими профессиями, посещение предприятий;
Проведение конкурсов детского творчества на профессиональную тематику.
На какие вопросы стоит обратить внимание при раскрытии детям содержания той или иной профессии?
Прежде всего, нужно рассказать об истории профессии и ее развитии, о потребности страны в данных специалистах; раскрыть содержание самого труда (что делают, как, какие используют материалы, средства труда, какие для этого требуются знания и навыки). Важно обратить внимание на требования данной профессии к человеку : его морально-волевым качествам, чертам характера, подготовленности, а также принять во внимание медицинские противопоказания, учесть и социально-экономические особенности профессии : условия труда, оплата, перспективы профессионального роста. Откуда получить такую информацию? Ведь мы, как правило, глубоко знаем лишь одну (свою) или несколько родственных профессий. Даже если каждый из родителей расскажет в группе, которую посещает его ребенок, только о своей профессии, круг знаний о профессиях значительно расширится.
Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.
В работе по реализации данного направления нам пришлось столкнуться с некоторыми сложностями. Профориентация дошкольников - это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании.
Кроме того, у дошкольников, по мнению большинства педагогов детских садов, эта тема не вызывает волнующего интереса, как некоторые другие. А ребенок будет с интересом заниматься только тем, что его привлекает. Разработали целую серию конспектов различных занятий, игр, развлечений, мероприятий с родителями.
Очень эффективным оказался проектный метод. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим поэтапный исследовательский поиск, результаты которого обобщаются в одно целое. В сборе материала для проектов участвовали педагоги, дети и родители.
Ведущий вид деятельности для ребенка - это игра. В дошкольный период она является основным фактором развития психических и познавательных процессов ребенка. На занятиях и в свободной деятельности мы формируем знания, развиваем интерес к профессиям, труду через игру и игровые приемы, ненавязчиво нацеливая детей на будущую профессию.
Дети в играх подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивают себе их роли. Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях "профессиональной направленности" в развитии личности ребенка.
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые игры профессионально-ориентированной направленности. Игры группируются с учетом сезонного труда, профессионального праздника. Широко используются игры, отражающие новые профессии. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг, самостоятельно начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение.
Педагогами совместно с родителями созданы развивающие игры, лото, которые дают возможность превратить обычное занятие с дошкольниками в интерактивную экскурсию. Инсценировки и занятия-спектакли позволяют детям, распределив обязанности и надев соответствующую форму, превратиться в строгого начальника поезда, внимательного врача, заботливую стюардессу, вежливого кассира. Вместе с воспитателями разыгрываются целые сценки, в которых дети в игре учатся правильно вести себя на вокзале, в самолете, в больнице и т. д.
Предметная среда в нашем детском саду выступает условием творческого развития личности ребенка, фактором оздоровления, предоставляет детям значительную самостоятельность, способствует формированию представлений о профессиональной деятельности взрослых. В каждой возрастной группе оформлены уголки о профессиях, игрушки и поделки, рисунки детей, атрибуты для игр, рабочие инструменты и форма разных специальностей, куклы в одежде разных профессий. Дети учатся быть инициативными в выборе вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, проявляют самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать достойными гражданами своей страны.