Ключерева Наталья
Книжный уголок группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Книжный уголок группы "Ромашка"»
В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
Публикация «Книжный уголок группы» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книжный уголок, центр. Примеры оформления
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Дошкольное детство — очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.
Для повышения интереса к книге, любви к чтению нами создан:Книжный уголок.
• Альбом с рисунками «Наши любимые сказочные герои».
• Рукописные книжки-малышки.
Цель: воспитание у дошкольников интереса и любви к книге, развитие познавательной активности, творческих способностей детей в процессе создания книжного уголка.
Учитывая требования ФГОС ДО в группе создана развивающая предметно-пространственная образовательная среда, в т. ч. оформление и обогащение содержания книжного уголка группы, в качестве приоритетного направления своей деятельности в рамках решения годовых задач.
«Книжный уголок» — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате, который играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Это особое, специально выделенное и оформленное место, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть — «перечитать» ее.
Рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга – это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством художников – Ю. Васнецова, В. Лебедева, Е. Чарушина и многих других. Кроме того, в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения с книгой.
В книжном уголке создан альбом детского художественного творчества «По следам художественных произведений», страницами которого являются рисунки и аппликации воспитанников, в котором дети отражают свои впечатления после того, как прослушают художественное произведение, рассмотрят иллюстрации, тематические альбомы и т. д.
Кроме этого, представлены разные жанры художественной литературы (авторские сказки, сказки разных народов, рассказы, стихотворения, малые фольклорные жанры (загадки, ребусы, пословицы, поговорки, скороговорки, а также, книги для самостоятельного чтения и т. д.
Также в книжном уголке с детьми организуем тематические выставки.
Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную важную тему.
Принцип насыщенности предусматривает соответствие развивающей предметно-пространственной среды содержанию образовательной программы, а также возрастным особенностям воспитанников. Поэтому книжный уголок в группе оформлен с учетом программных требований и возрастных, психологических (возможности и особенности восприятия, памяти, мышления, психомоторики, гендерных особенностей детей. Он отличается информативностью и разнообразием тематики книг, что способствует удовлетворению разных интересов дошкольников.
В книжном уголке нашей группы есть библиотека, с книгами, которые углубляют познавательные интересы детей (помещены издания хорошо знакомые детям, с яркими иллюстрациями).
Кроме книг, находятся:
• Отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, на близкие для детей темы и небольшой альбом с портретами известных детских писателей, поэтов, художников детской книги;
• Тематические альбомы для рассматривания (специально созданные художниками альбомы на определённые темы «Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова и др.);
• Сказки народные и авторские;
• Книги, которые дети приносят из дома;
• «Книжки – малышки», составленные вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и другое.
С целью реализации принципа доступности, который предполагает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, а также исправность и сохранность материалов и оборудования.
Дети нашей группы, знают правила, которые нужно соблюдать: брать книги только чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, после того как посмотрел, всегда класть книгу на место.
Книги легко мнутся и рвутся, дети знают способы ухода за ними, участвуют в починке книг совместно, поэтому, есть материалы для ремонта книги (размещен в книжном уголке небольшой коробке «Книжкина аптечка» с ножницами, клеем, скотчем, линейкой, карандашом). Давно читаемые, бывшие в ремонте книги, порою привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.
За исправностью и сохранностью книг в уголке следят не только воспитатели, но и дети. Для этого в группе имеется «книжная аптечка», которая помогает воспитывать у дошкольников бережное отношение к книгам. С помощью нее воспитанники учатся самостоятельно их ремонтировать.
С учетом принципа безопасности, предполагающего соответствие всех элементов предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, книжный уголок оборудован в максимально освещенной зоне групповой комнаты.
Мебель для книжного уголка подобрана из безвредных для здоровья детей материалов, в соответствии с их возрастом и антропометрическими данными.
Созданный в группе книжный уголок способствует развитию у детей самостоятельности, инициативности, игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности.
Таким образом,
• Развивающая предметно-пространственная среда в группе имеет характер открытой, незамкнутой системы и обеспечивает эффективную организацию воспитательно-образовательной работы с воспитанниками с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, способностей и интересов;
• Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми в книжном уголке способствует самостоятельному сосредоточенному общению с книгой, совместному рассматриванию и обсуждению. Книга становится важной частью духовной жизни детей, у них появляются литературные пристрастия.
Развитие стремления общаться с книгой составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя».