Получи документы

Программа мероприятий по нравственному воспитанию детей в общеобразовательной организации

Светлана Клюева
Программа мероприятий по нравственному воспитанию детей в общеобразовательной организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Одинцовская

СОШ №1 дошкольное отделение-детский сад №23

«Комплекс мероприятий по нравственному воспитанию детей в

общеобразовательной организации».

Подготовила

воспитатель высшей кв. категории

Клюева Светлана Владимировна

Одинцово

2022г

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Публикация «Программа мероприятий по нравственному воспитанию детей в общеобразовательной организации» размещена в разделах

Глава 1. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

1.2. Научный анализ понятия «нравственное воспитание»

1.3. Методы, формы, средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в детском саду

2.1. Первичная диагностика нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Введение

За последние десять лет мы живем в ситуации, которая резко изменилась. Нынешнее социальное положение страны драматическое после глубокого нравственного, социокультурного и семейного кризиса. Поэтому решение вопроса о духовно-нравственном воспитании с первых лет жизни очень важно, как и поддержка воспитания и семейного воспитания.

Одной из важнейших задач, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом, является вопрос о духовно-нравственном воспитании детей. В обществе сложилась негативная ситуация относительно духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, отсутствие духовного воспитания, целенаправленной комплексной молодежной; резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен (п. 1.6) :

• на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;

• формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

• формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Поэтому ряд методов, форм и средств, которые используются для формирования соответствующего уровня нравственности старших дошкольников, играют важную роль в системе нравственного воспитания.

Гипотеза. Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом данной программы мероприятий, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию детей, повысит компетентность педагогов, обучающихся, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

Основная цель заключается в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и ДОУ воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, способную противостоять злу, сохранить нравственное здоровье детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к нравственным ценностям, возрождение лучших традиций семейного воспитания.

Данная программа комплексных мероприятий - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании и развитии у детей духовности и нравственности.

Тип программы мероприятий : образовательная.

Программа по своей направленности является светской и имеет интегрированный характер, который обеспечивает её взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей дошкольного возраста: формированием экологического мышления, краеведением, основами логического мышления, экологией межличностных отношений, художественно - эстетическим и патриотическим воспитанием, родной речью, здоровым образом жизни.

Условия реализации программы мероприятий.

Данная программа рассчитана на детей от 5 до 7лет. Занятия проводятся в течение девяти месяцев в период с сентября по май, один раз в неделю. Продолжительность занятий 20-25 минут. Кроме теоретической работы программа предполагает также практическое закрепление полученной информации. Рисунок, аппликация, создание игрушек, коллективное панно и другие виды практической работы позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал. Использование компьютерных технологий на занятиях помогает детям в создании ярких художественных образов.

Программа мероприятий духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста направлена на воспитание в каждом ребёнке гражданина и патриота, раскрывает сильные стороны и таланты маленьких детей и готовит их к жизни высокотехнологичном конкурентном мире.

Цель программы :

Сохранение духовно - нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры, изучение истории, культуры, стремление возродить традиции семейного воспитания.

Задачи программы мероприятий :

Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали.

• Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро, пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

• Создать условия для восприятия целостной картины мира.

• Формировать чувство любви к малой родине на основе изучения национальных культурных традиций.

• Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

• Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.

• Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

• Принципы отбора содержания мероприятий.

• Научность и каноничность. Сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью.

• Учет требований типовых программ.

Принципы организации занятий.

В данной работе анализируется психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста, рассматривается понятие «нравственное воспитание», описываются методы, формы, средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

Глава 1. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом – от 3 до 7 лет. В психологическом словаре определение старшего дошкольного возраста – это период развития ребенка от 5 до 7 лет. К старшим дошкольникам относят детей в возрасте 5–7 лет, посещающих старшую и подготовительную группы детского сада. Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования.

Это произвольность таких психических процессов, как внимание, память, восприятие, способность управлять своим поведением, изменения самовосприятия, самосознания, самооценки. Кроме того, существует новый тип мотивации (опосредованный, лежащий в основе произвольного поведения.

Ребенок старшего дошкольного возраста усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе. В этом возрасте становится возможным формирование представлений и элементарных понятий о предметах окружающего мира. В 5–7 лет у ребенка происходит переход к мышлению общими представлениями.

В этом возрасте происходят существенные изменения детских представлений, самосознания и самооценки, на которые непосредственно влияют более сложные и содержательные отношения со сверстниками и взрослыми. А. К. Болотова и О. Н. Молчанова, рассматривая этапы возрастной периодизации, акцентировали внимание на концептуальных подходах таких ученых, как Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский. Периодизация возрастного развития, предложенная Д. Б. Элькониным, как представителем культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, имеет свои особенности и ключевые понятия. [6]

Развитие личности, ее становление непрерывно и обусловлено социальным взаимодействием, лишь благодаря ему и практической деятельности ребенок развивается психически. По мнению Л. С. Выготского, развитие это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т. е. качествами или свойствами, которых раньше не было в готовом виде. Источником развития является социальная среда. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, определяет возникновение возрастных новообразований.

Л. С. Выготский ввел понятие «социальная ситуация развития», как специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой.

Поэтому возрастная периодизация Л. С. Выготского имеет следующий вид: кризис новорожденности младенческий возраст (2 месяца – 1 год) кризис 1 года раннее детство (1 3 года) кризис 3 лет дошкольный возраст (3 7 лет) кризис 7 лет школьный возраст (8 12 лет) кризис 13 лет пубертатный возраст (14 17 лет) кризис 17 лет. В рамках дошкольного возраста Л. С. Выготский выделяет три периода[15] :

1) младший дошкольный возраст от 3 до 4 лет;

2) средний дошкольный возраст от 4 до 5 лет;

3) старший дошкольный возраст от 5 до 7 лет.

Разработанная Д. Б. Элькониным периодизация позволила раскрыть многие важные особенности психического развития ребенка, прежде всего закономерности смены ведущих типов деятельности, появление основных новообразований и др. «В своей основе, – подчеркивает Д. Б. Эльконин, – потребность субъекта в общении с другим человеком есть потребность в оценке, которую субъект от него получает и которую ему дает».

Развитие пространственного воображения ребенка 5-7 лет достигает высокого уровня. Дети этого возраста отличаются желанием анализировать пространственные ситуации. Хотя результаты не всегда хорошие, анализ деятельности детей показывает анализ пространственного образа, отражающий не только предметы, но и их взаимное расположение. [14]

К концу дошкольного периода преобладает высшая форма наглядно-образного мышления – наглядно- схематическое мышление, постепенно происходит формирование словесно-логического мышления. Кроме того, М. Монтессори считает, что наглядно-схематическое мышление создает большие возможности для освоения внешней среды, будучи средством для создания обобщенной модели различных предметов и явлений.

1.2. Научный анализ понятия «нравственное воспитание»

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения всегда стояло на переднем плане воспитательной системы и является основой воспитательного процесса. Менялся образ жизни общества, политический строй, уровень его развития, но на всех этапах развития (взлеты и падения, только на семейно-государственном уровне нравственное воспитание становилось приоритетным в воспитательном процессе. По требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, задачи нравственного воспитания приоритетно решаются в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и интегрированы в другие образовательные области. [18]

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования задает ориентиры нравственного воспитания дошкольников, которые призваны помочь формирующейся личности адаптироваться в современных условиях, принять сложившиеся в современном социуме нравственные нормы общежития, обеспечить успешную социализацию ребенка. Нравственные нормы и культура поведения представляют собой устойчивые формы построения повседневной жизни человека в быту, общении и различных видах деятельности. Эти формы взаимосвязаны и взаимообусловлены, должны быть полезны для общества и не сводятся лишь к формальному соблюдению правил этикета.

Главной задачей нравственного воспитания дошкольников в системе дошкольного образования является формирование нравственного сознания учащихся, обеспечивающего устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, пригодные для современной жизни. В процессе систематической работы важна привычка активизировать жизненную позицию ребёнка, имитируя в поступках, установках и поступках чувство общественного долга. [3]

В педагогическом энциклопедическом словаре понятие «воспитание» рассматривается как относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.

Воспитание – многозначно, его определяют как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, систему, воздействие и т. д.

Анализ научной литературы по проблеме нравственного воспитания показывает, что единого взгляда на содержание нравственного воспитания не существует. При этом можно выделить такие подходы к содержанию процесса нравственного воспитания, как когнитивный, оценочно-эмоциональный, интегративно-мировоззренческий, аксиологический, поведенческий (деятельностный, целостный.

Этическое воспитание рассматривается как процесс формирования ценностей, характеризующих отношение к нравственным ценностям, человеческим отношениям, устойчивость, глубину и силу нравственных чувств. Основными элементами нравственного воспитания являются развитие нравственных чувств, развитие нравственного суждения и системы жизненных отношений (личных, общественных, государственных).

Таким образом, процесс нравственного воспитания требует учета диалектического единства когнитивного и чувственного в личности.

1.3. Методы, формы, средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проблема нравственного воспитания представлена в аспекте ценностного и социокультурного подходов.

Один из основополагающих принципов федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Учёные выделяют ряд условий нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации :

o сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей;

o включение детей старшего дошкольного возраста в разнообразные виды деятельности, способствующие нравственному воспитанию;

o учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

o организация целенаправленного педагогического процесса по формированию культуры поведения у детей.

При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на воспитанников, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается нравственный опыт.

Рассматривая проблему нравственного воспитания, выделяет такие группы методов как:

• приучение;

• упражнение;

• стимулирование;

• торможение;

самовоспитание;

• руководство;

• объяснительно-репродуктивный;

• проблемно-ситуативный.

Основными методами нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста являются: метод приучения, упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно-репродуктивный и проблемно-ситуативный метод.

Итак, в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста происходит реализация задач по формированию нравственных представлений, развитию нравственных чувств и формированию нравственного поведения.

Глава 2. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в детском саду.

2.1. Первичная диагностика нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста

Изучая проблему нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, мы исследовали деятельность детского сада.

Общеобразовательное учреждение работает по авторской программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой., примерной общеобразовательной программе дошкольного образования, соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования и направленной на развитие ребенка в возрасте от 2 лет до 7 лет во всех образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках в условиях детского сада.

Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми документами: федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.12, с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 48 № 273 от 17.10.13, основной общеобразовательной программой дошкольного образования.

Основные задачи дошкольного образовательного учреждения по реализации основной образовательной программы МБОУ детского сада :

• создавать благоприятные условия, способствующие формированию у детей потребности в сохранении физического и психического здоровья и эмоционального благополучия ребенка в социальном окружении;

• формировать у дошкольников определенный запас представлений об окружающем, фонд знаний, умений и навыков;

• создавать условия для развития самостоятельности, как условия успешного обучения в школе.

Задачи, реализуемые в работе с детьми:

• охранять жизнь и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

• обеспечить познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей;

воспитывать, с учетом возрастных категорий, у детей уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

• осуществлять необходимую коррекцию недостатков в речевом развитии детей.

Задачи, реализуемые в работе с педагогическим коллективом:

• обеспечить систему требований к содержанию и уровню развития детей каждого психологического возраста с учетом соблюдения

преемственности при переходе к следующему возрастному периоду;

• создать атмосферу эмоционального комфорта, условия для самовыражения, саморазвития;

• создать условия, благоприятствующие становлению базисных характеристик личности дошкольника, отвечающих современным

требованиям;

• использовать традиционные и инновационные технологии, направленные на обновление учебно-воспитательного процесса,

развитие познавательных процессов детей, детского творчества и на интеллектуальное развитие;

• повышать профессиональное мастерство педагогов.

Задачи, реализуемые во взаимодействии с родителями:

• оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и

развития детей;

• формировать психолого - педагогические знания родителей;

• приобщать родителей (законных представителей) к участию в жизни Учреждения;

• изучать и пропагандировать лучший семейный опыт.

Программа «От рождения до школы», по которой работает детский сад, в компоненте «Социально-коммуникативное развитие», содержит такие направления, как социализация, развитие общения, нравственное воспитание.

Развивающая предметно-пространственная среда, побуждает воспитанников к нравственным переживаниям, проявлению нравственного отношения к сверстником: доброжелательности, вежливости, честности, справедливости, а также совершению нравственных поступков при взаимодействии со сверстниками и взрослыми, отражению нравственной позиции.

Для нравственного воспитания созданы так называемые зоны активности, в которых учитываются интересы и желания детей, их гендерные особенности, что отражает разнообразие социокультурной среды. Преимущество этого подхода помогает развивать правильные нравственные представления.

Первыми шагами в работе по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста стали следующие.

1. Создание мини-музея «Русского народного искусства», которые позволяют ребенку обобщить знания о традициях, культуре, быте людей (ценность родственных отношений).

Цель: обобщить нравственные представления детей через знакомство с предметами старины.

Форма проведения: групповая.

Используемые методы: беседа, коллекционирование, разъяснение.

Используемые средства: слово, иллюстрации предметов быта, пример из личного опыта.

2. Волонтерское движение «Школа Волонтеров» предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. В содружестве с взрослыми дети старшего дошкольного возраста учат малышей играть, одеваться, лепить, рисовать и т. д.

Цель: формирование нравственных представлений и нравственного поведения через общение и оказание помощи детям младшего возраста.

Форма проведения: групповая.

Используемые методы: беседа, разъяснение, акция, поощрение.

Используемые средства: средства массовой информации, листовки, памятки.

3. Педагогическая технология «Клубный час» представлен Гришаевой Н. П., способствует успешному развитию творческого потенциала воспитанников, формированию нравственных представлений.

Цель: формирование нравственных представлений, таких как доброта, забота, честность, радость.

Форма проведения: групповая.

Используемые методы: рефлексивный круг, беседа с детьми, методика изучения различных видов проектной деятельности детьми.

Используемые средства: декорации, средства выразительности, интерактивные технологии, материалы для создания творческих альбомов.

Заключение

В ходе реализации программы комплексных мероприятий духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников можно прогнозировать повышение уровня воспитательной подготовки детей, обеспечивающей развитие нравственных качеств личности.

Таким образом, результативность комплекса мероприятий по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста влияет на приобщение детей к нравственным нормам и правилам.

Участие родителей в деле нравственного воспитания детей учитывает общий интерес (Педагог, родитель, ребёнок) интерес, потребности и мобильность, доступность и осведомленность. В этом смысле использование правильно подобранных способов работы с семьей помогает родителям понять важность сотрудничества в нравственном воспитании своих детей.

Кроме того, поскольку семейный уклад является одним из важнейших компонентов, составляющих нравственный фактор в жизни учащихся, педагогическая культура является одним из первостепенных факторов нравственного воспитания детей.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты по духовно-нравственному воспитанию детей. 1. Является ли традицией Вашей семьи.

Дидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Многие из нас хотят воспитать добрых и отзывчивых детей, однако мы больше уделяем внимания играм развиваюшим интеллектуальные способности,.

Дополнительная программа по культурно-нравственному воспитанию для детей среднего школьного возраста в СРЦНДополнительная программа по культурно-нравственному воспитанию для детей среднего школьного возраста в СРЦН ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ХОРОШИХ МАНЕР И КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ» Возраст обучающихся: от 10 до 14 лет Срок.

Фотоотчет о проведении проекта по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «О Пасхе малышам»Фотоотчет о проведении проекта по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «О Пасхе малышам» Пасха «Светлое Христово Воскресенье» – самый радостный и большой праздник христиан. Празднование Пасхи— многовековая традиция, но и сегодня.

Картотека дидактических игр по нравственному воспитанию детей в средней группе Подборка игр по нравственному воспитанию помогут воспитателю в развитии коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста, в их.

Конспект НОД по нравственному воспитанию «Ты и твое имя» Конспект нод «Ты и твое имя» Цель. Познакомить детей со своим правом на имя. Задачи. - учить детей применять в жизни свое право на имя;.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы «Уважение к семье» Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию детей подготовительной группы: "Уважение к семье" Цель: создать условия для формирования.

Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей 5–6 лет «Цветок Доброты»Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей 5–6 лет «Цветок Доброты» Тема: "Цветок Доброты» Цель: способствовать формированию нравственных ценностей личности посредством игровых технологий. Задачи: Образовательные: .

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родное слово» для учащихся 1 класса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад п. Пустоши»» Шатурского муниципального района Московской.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа мероприятий по нравственному воспитанию детей в общеобразовательной организации
Опубликовано: 7 ноября 2022 в 10:40
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД