МААМ-картинки

Дополнительная программа по культурно-нравственному воспитанию для детей среднего школьного возраста в СРЦН (6 фото)

Елена Харченко
Дополнительная программа по культурно-нравственному воспитанию для детей среднего школьного возраста в СРЦН

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ШКОЛА ХОРОШИХ МАНЕР И КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ»

Возраст обучающихся: от 10 до 14 лет

Срок реализации: 1 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дополнительного образования «Школа хороших манер и культуры общения» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», требованиями Стандарта и Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», является образовательной, общеразвивающей, модифицированной, комплексной и адаптированной.

Публикация «Дополнительная программа по культурно-нравственному воспитанию для детей среднего школьного возраста в СРЦН» размещена в разделах

Данная программа предназначена для реализации в ГБУСОН РО «СРЦ для несовершеннолетних Чертковского района», служит для организации деятельности детей среднего школьного возраста и имеет культурно – нравственную направленность.

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе, к Родине.

Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное и духовно-нравственное. Личность ребенка становится центром внимания педагогики.

По словам академика Д. С. Лихачёва «…мы не выживем физически, если погибнем духовно…». Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные ориентиры жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего, потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако воспитание Человека в человеке возможно только в том случае, если осознана необходимость этого и возникает стремление собственное несовершенство преобразить в нечто более совершенное. Следовательно, исцеление общества необходимо начинать с «исцеления» самого человека.

Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель – общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому так необходимы занятия, посвящённые этическому воспитанию личности человека, которые способны сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут оградить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды.

Актуальность и социальная значимость

Изучение установленного, принятого порядка поведения, развитие коммуникативных способностей является одной из актуальных проблем воспитательной работы с детьми. Результаты психологической диагностики и наблюдения показывают, что дети не владеют навыками эмпатии, испытывают эмоциональную нестабильность, неадекватно реагируют на обычные просьбы и обращения, недостаточно знают правила поведения внутри семьи, в детском коллективе, в общественных местах, а если и знают, то не всегда соблюдают их.

Основной контингент наших воспитанников - дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Это, в большей мере, трудные дети:

дети, у которых наблюдается отклонение от нормы поведения,

дети, испытывающие трудности в общении,

дети, особенно нуждающиеся в индивидуальном подходе со стороны специалистов, воспитателя и внимании коллектива сверстников.

Среди конкретных причин возникновения отклонений в поведении воспитанников наибольшее значение имеют проблемы в семье: неблагополучие, разлад, педагогическая некомпетентность родителей, непонимание или незнание родителями трудностей детей, злоупотребление родителями спиртными напитками. Не менее важное значение имеют проблемы самого воспитанника: болезни, отставания в учебе, одиночество, недостаточная уверенность в себе, непонимание другими, а также отдельные эмоциональные и интеллектуальные характеристики: повышенная возбудимость, расторможенность влечений, низкий уровень эмоционально-волевого контроля.

Данную проблему можно решить путем обучения этой категории детей правилам современного этикета, воспитания у них вежливости, скромности, чуткости, общительности. Поэтому в нашем Центре необходимы занятия по этикету. На них дети будут знакомиться с этикетом внутри семьи, детского коллектива, в общественных местах, учиться применять полученные знания на практике, развивать личностные качества и коммуникативные способности. Занятия рассчитаны на то, чтобы для детей естественными стали проявление сопереживания, вежливости, доброты, умение строить свои отношения с близкими, друзьями, общаться с малознакомыми и незнакомыми людьми, правильно поступать в соответствии с возникшей ситуацией.

Содержание программы включает в себя и речевые правила, так как речь и поведение взаимосвязаны. Речевое обучение предполагает введение в активный словарь детей этикетных формул (слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения, формирование умения выбирать нужную этикетную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь). Освоение норм речевого поведения поможет воспитаннику адаптироваться к новым условиям, преодолеть трудности, с которыми в повседневной жизни сталкивается каждый человек, избежать конфликтных ситуаций в общении с взрослыми и сверстниками. Освоение норм речевого поведения будет осуществляться в единстве с изучением общих правил культурного поведения. Именно на такой подход ориентирована предлагаемая программа.

Практическая значимость состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности воспитателя и ребенка, а нормы нравственного поведения «выращиваются» и «развиваются».

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Новизна программы состоит в том, что она реализуется в условиях круглосуточного пребывания несовершеннолетних в СРЦ, направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Программа «Шкала хороших манер и культуры общения» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса, так как соответствует стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».

Цель и задачи программы

Образовательно - воспитательная цель: создание условий, обеспечивающих успешное усвоение подростками культурно-нравственных норм поведения и общения, формирование у воспитанников опоры и основы взрослого нравственного поведения, подготовка к жизни в современном обществе, приобщение к общечеловеческим, нравственным и духовным ценностям православной культуры.

Задачи:

Воспитывающие:

воспитывать уважительное и тактичное отношение к другим людям, толерантность (взаимоуважение, взаимопонимание, общую и коммуникативную культуру;

прививать ответственное отношение к себе и окружающим;

формировать навыки организации повседневного быта, привычек нравственного поведения;

способствовать формированию уважительного отношения к традициям и обычаям своего народа, воспитывать культуру празднования православных праздников, ответственность за сохранение культурных традиций своей страны.

Обучающие:

формировать ценностное отношение к этическим нормам, правилам поведения и общения в обществе;

прививать познавательный интерес к изучению истории этикета, современных этических норм и правил;

содействовать приобретению воспитанниками социально значимых навыков общения и поведения при выполнении различных социальных ролей;

организовать нравственное самовоспитание детей, формировать и развивать адекватную самооценку деятельности, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, социально-личностные компетенции.

Развивающие:

развивать познавательную, социальную, творческую активность;

развивать навыки бесконфликтного решения различных жизненных ситуаций со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми;

развивать навыки работы в команде, умение сотрудничать.

Отличительные особенности

Программа «Школа хороших манер и культуры общения» даёт возможность накапливать знания, использовать их в определенной жизненной ситуации, устранить пробелы в знаниях основ этикета (как себя вести в общественных местах, дома и на улице; в стандартных и непредвиденных ситуациях; как правильно общаться, одеваться, пользоваться столовыми приборами и т. д.). Она носит общеразвивающий характер и направляет на формирование нравственных начал, ценностных ориентиров, внутренней и коммуникативной культуры подростков.

Программа дает возможность ориентировать каждое занятие, приближая его к современным реалиям жизнедеятельности воспитанника.

Другой отличительной особенностью программы является её ориентация на личностные качества и способности воспитанников, приобретающих опыт познавательной, практической и социальной деятельности.

Воспитание трудных детей отражает в программе следующие компоненты:

1) целенаправленную работу по нравственному просвещению (занятия по этикету, индивидуальные консультации);

2) актуализацию всех источников нравственного опыта детей (учебная, общественно-полезная, внешкольная работа, отношение между воспитанниками группы, отношение детей и родителей);

3) введение нравственных критериев в оценку всех видов деятельности и проявление личности воспитанника.

Принципы построения программы:

а) личностно - ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);

б) культурно - ориентированные принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);

в) деятельностно - ориентированные принципы (принцип опоры на предшествующее развитие, принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности).

Программа рассчитана на несовершеннолетних детей в возрасте 10 - 14 лет.

Срок реализации программы 1 год.

Занятия проводятся 3 раза в месяц по 40 - 45 минут.

Ведущая форма организации обучения - групповая.

Количество воспитанников в группе – 6 - 8 человек.

Всего на программу отводится 36 часов.

Программа состоит из 4 блоков:

1. «Личностная культура»

2. «Культура взаимоотношений»

3. «Правила хорошего тона»

4. «Православная культура»

1 блок «Личностная культура» включает в себя ряд занятий, направленных на формирование личностных качеств человека: доброта, честность, ответственность, терпимость, сострадание и др. Рассматриваются вопросы осознанной целеустремлённой деятельности человека, направленной на выработку, совершенствование или изменение своих качеств в соответствии с социальными и индивидуальными ценностями, интересами, складывающимися под воздействием условий жизни и общественного воспитания; осваиваются навыки саморегуляции и самовоспитания.

2 блок «Культура взаимоотношений» раскрывает сущность нравственных отношений между людьми (в детском коллективе, семье, обществе, формирует практические умения управлять своим поведением, выстраивать взаимоотношения с окружающими на основе общепринятых норм и правил поведения.

3 блок «Правила хорошего тона» формирует теоретические и практические знания о нормах и правилах поведения - ядра нравственности (морали); анализируются поступки людей в различных ситуациях, формируются практические умения общаться в соответствии с общепринятыми нормами и правилами (поможет детям освоить нормы и правила поведения в школе, на улице, в общественных местах, в церкви; познакомит детей с правилами этикета в культуре речевого общения и внешности, застолья, гостеприимства и др.).

4 блок «Православная культура» предполагает знакомство с культурными традициями и обычаями празднования православных праздников Рождества, Пасхи, Троицы, Масленицы, приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

Ожидаемые результаты реализации программы дополнительного образования «Школа хороших манер и культуры общения»

Ожидаемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

1. Изменения в модели поведения подростка:

- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

- активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

- создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:

-приобретение нравственно-этического опыта взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

- использование полученной на занятиях информации;

- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;

- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное;

- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить, способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Формы работы:

• Беседы

• Игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации)

• Рассказы педагога и детей

• Чтение и обсуждение художественных произведений

• Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера

• Сочинение

• Наблюдения

• Рассматривание рисунков и фотографий, моделирование и анализ заданных ситуаций, импровизации

• Дискуссии

• Исследования

• Коллективные творческие дела;

• Выставки рисунков, поделок.

• Тренинги общения

• Наблюдение за событиями в стране, в селе, районе

• Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

• Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов

Формы учета оценки планируемых результатов

1. Опрос

2. Наблюдение

3. Диагностика:

• нравственной самооценки;

• этики поведения;

• отношения к жизненным ценностям;

• нравственной мотивации.

4. Анкетирование

Формы подведения итогов: праздники, выставки, сочинения - рассуждения, социометрические исследования.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Воспитание личностной культуры

1. «Этикет не этикетка»

2. «Кто Я? Какой я? Каким я хочу быть?»

3. «Из чего же сделаны наши мальчишки? Из чего же сделаны наши девчонки?»

4. «Вверх по лестнице жизни, или мои жизненные ценности»

5. «Береги честь смолоду»

6. «Полезные и вредные привычки»

7. «Совесть – основа нравственности»

8. «Добро и зло»

9. «Терпимость и сострадание»

10. «Прости, поверь…»

11. «Мы в ответе за наши поступки»

12. «В игре развиваем личность» Игровая программа

«Воспитание культуры взаимоотношений»

13. «Эмоции и чувства. Я учусь управлять своими эмоциями»

14. «Особое мнение» (практическое занятие по примирению)

15. «Дружба – это…»

16. «Можно и не ссориться?»

17. «Тепло родного очага»

18. «Загляните в мамины глаза»

19. «Родители и мы: конфликт или компромисс?»

20. «Моя будущая семья»

«Правила хорошего тона»

21. «Культурная среда и культурный человек»

22. «Как мы говорим?» Этикет в культуре речевого общения

23. «Этикет по праздникам»

24. «Я иду в гости. Этикет в культуре застолья»

25. «Я принимаю гостей» Этикет в культуре гостеприимства

26. «По одежке встречают…» Этикет в культуре внешности человека

27. «Культура приветствия, обращения и знакомства. Телефонный этикет»

28. «Я иду по улице»

29. «Давайте говорить друг другу комплименты»

30. «Правила поведения в общественных местах»

31. «Правила поведения в Храме»

32. Вечер Веселого этикета

«Православная культура»

33. «Рождество Христово»

34. «Зиму провожаем, масляную неделю начинаем»

35. «Пасхальный благовест»

36. «Светлый праздник Троица»

Итого часов 36

Дополнительная программа по культурно-нравственному воспитанию для детей среднего школьного возраста в СРЦН
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Материалы для школьных педагогов ШКОЛА ХОРОШИХ МАНЕР И КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ Возраст обучающихся от до лет Срок реализации год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Хомяковой Азбука нравственности является образовательной общеразвивающей модифицированной комплексной и адаптированной Материалы для педагогов СРЦН Средняя школа Материалы для школьных педагогов Темочки Данная программа предназначена для реализации в ГБУСОН РО СРЦ для несовершеннолетних Чертковского района служит для организации деятельности детей
Публикации по теме:

Дидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Многие из нас хотят воспитать добрых и отзывчивых детей, однако мы больше уделяем внимания играм развиваюшим интеллектуальные способности,.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет — организационный раздел III. Организационный раздел 3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Для обеспечения выполнения.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная программа по культурно-нравственному воспитанию для детей среднего школьного возраста в СРЦНДополнительная программа по культурно-нравственному воспитанию для детей среднего школьного возраста в СРЦН ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ХОРОШИХ МАНЕР И КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ» Возраст обучающихся: от 10 до 14 лет Срок.

Дополнительная программа с экологическим уклоном для дошкольников СРЦНДополнительная программа с экологическим уклоном для дошкольников СРЦН КОМПЛЕКСНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ УКЛОНОМ «ПРИРОДА И Я – ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ» Возраст обучающихся:.

Фотоотчет о проведении проекта по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «О Пасхе малышам»Фотоотчет о проведении проекта по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «О Пасхе малышам» Пасха «Светлое Христово Воскресенье» – самый радостный и большой праздник христиан. Празднование Пасхи— многовековая традиция, но и сегодня.

Игровая программа для детей младшего школьного возраста «Скучен день до вечера, коли делать нечего»Игровая программа для детей младшего школьного возраста «Скучен день до вечера, коли делать нечего» Игровая программа для детей младшего школьного возраста «Скучен день до вечера, коли делать нечего» Направление: мероприятие направленное.

Сценарий развлечения для детей младшего школьного возраста СРЦН «Путешествие в страну «Мульти-пульти»Сценарий развлечения для детей младшего школьного возраста СРЦН «Путешествие в страну «Мульти-пульти» Цель: социализация и реабилитация детей путем включения их в досуговую деятельность, создание праздничной атмосферы, способствующей сплочению.

Сценарий развлечения для детей младшего школьного возраста СРЦН «Загадки Снеговика»Сценарий развлечения для детей младшего школьного возраста СРЦН «Загадки Снеговика» Цель: социализация и реабилитация детей путем включения их в досуговую деятельность, создание праздничной атмосферы, способствующей сплочению.

Спортивно-оздоровительная программа «Гонка мячей» для детей среднего школьного возраста Сценарий спортивно-оздоровительного мероприятия «Гонка мячей» для детей среднего школьного возраста Цель: Пропаганда здорового образа жизни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная программа по культурно-нравственному воспитанию для детей среднего школьного возраста в СРЦН
Опубликовано: 17 декабря 2021 в 10:49
+190Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 70.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД