Лучший педагог года

Дополнительная программа с экологическим уклоном для дошкольников СРЦН (8 фото)

Елена Харченко
Дополнительная программа с экологическим уклоном для дошкольников СРЦН

КОМПЛЕКСНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ УКЛОНОМ «ПРИРОДА И Я – ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ»

Возраст обучающихся: от 3 до 6 лет Срок реализации: 1 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский

Публикация «Дополнительная программа с экологическим уклоном для дошкольников СРЦН» размещена в разделах

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Природа и я – лучшие друзья» (далее Программа) - это комплексная программа социально – педагогической направленности с экологическим уклоном. Разработана она в соответствии с Примерной образовательной программой дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и парциальной программой экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» С. Н. Николаевой.

Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающим миром. Но в настоящее время экология - это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек - не главное действующее лицо, а разумная часть природы.

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. В настоящее время для сохранения жизни на земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы. Экологическое образование и воспитание - это веление времени, продиктованное самой жизнью: чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.

Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.

Актуальность и социальная значимость

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогами задачу большой экологической и социальной значимости: воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального использования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого гражданина, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей природы.

Дошкольный возраст - это эпоха человеческого развития, которая требует к себе особого внимания и отношения. Именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе. Поэтому необходимо формировать у дошкольников такое отношение к окружающим природным явлениям, которое строится на эмоциональном отношении к ней.

В нашем центре проходят реабилитацию дети разного возраста, в том числе и дошкольники. Чаще всего они из асоциальных семей. Для этих ребят, независимо от их возраста, характерна общая черта – психологическая и социальная депривация, у многих упущены сенситивные периоды для социального и индивидуального развития, овладения умениями и навыками, значимыми для жизни. В процессе психолого-педагогической диагностики у воспитанников данного возраста также констатируется социальная и педагогическая запущенность. У них наблюдаются слабое речевое развитие, недостаточный словарный запас, неразвитость мелкой моторики (что проявляется при работе с карандашом, ножницами, пластилином, неправильное формирование способов игровой и учебной деятельности, низкий уровень развития познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) и самоконтроля. Дети не собраны, легко отвлекаются, с трудом следят за ходом коллективной работы. Они испытывают трудности при усвоении и использовании правил, у них отсутствуют ориентировки на способ действия, слабо владеют операционными навыками и др.

Большинство детей имеют эмоциональные расстройства. У них отмечаются наличие страхов, тревожность, нарушение сна, замкнутость, агрессивность, низкая самооценка, нарушение доверия к окружающим людям, неумение общаться со сверстниками и взрослыми.

Данную проблему можно решить путем приобщения этой категории детей к миру природы, ведь экологическое воспитание детей - это огромный потенциал их всестороннего развития.

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Природа с ее необычным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие впечатления, чем книги, картинки и рассказы взрослых.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Как показал опыт работы, чем больше дети соприкасаются с природой, тем эффективней проходит обучение и формируется осознанное отношение к природе и к окружающему миру. Общение с природой дают великолепные возможности не только для оздоровления и закаливания, но и для обогащения ума впечатлениями, а души - красотой и светом.

Новизна данной Программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивация развития умений оказывать посильную помощь нашей природе. Например, для птиц, зимующих в наших краях, мы с детьми делаем кормушки, организовываем «птичью столовую» до полного схода снежного покрова, облагораживаем территорию центра, высаживая деревья, кустарники и цветы, следим за порядком и чистотой закрепленной территории, помогаем старшим детям приюта в чистке источников и берегов реки Калитва.

Данная Программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников центра и лука на зелень для столовой.

Благодаря включению детей в освоение Программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать ей посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. У детей формируется умение обобщать увиденное и выражать свои сенсорные ощущения в виде связных рассказов, художественно-игровой и трудовой деятельности, у них развивается познавательный интерес, формируются социально - коммуникативные навыки, происходит скачок речевого и эмоционального развития.

Программа включает в себя региональный компонент как одного из средств социализации дошкольников.

Всё выше перечисленное убеждает в педагогической целесообразности данной программы.

Цель программы:

1) социальная адаптация и реабилитация дошкольников, путём включения их в изучение природы и природоохранную деятельность,

2) формирование основ экологической культуры, умений выражать свои сенсорные ощущения через различные виды деятельности,

3) развитие способностей понимать и любить окружающий мир.

Задачи:

Обучающие:

- формировать и обогащать представления детей об окружающем мире в соответствии с их возрастом и способностями;

- формировать представления о многообразии живой и неживой природы; учить объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, кустарники, рыбы, птицы, звери и т. д.);

- формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них;

- ознакомить с природой родного края;

- формировать культуру поведения в природе;

- помочь ребенку осознать природу как среду своего обитания, необходимость использовать знания о природе с целью ее сохранения, предотвращения необратимого нарушения ее целостности.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к природе, желание активно изучать природный мир;

- развивать положительное эмоциональное восприятие природы через знакомство с многообразием красок, звуков, запахов, форм жизни;

- способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);

- развивать творческое воображение, эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

- формировать и развивать навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

- развивать инициативность, самостоятельность, социальные, коммуникативные и интеллектуальные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности;

- способствовать развитию опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Воспитательные:

- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения;

- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;

- способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению мероприятий на свежем воздухе;

- воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни;

- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

Отличительная особенность

Программа построена в соответствии с требованиями ФГОС ДО и предназначена для реализации в «СРЦ для несовершеннолетних Чертковского района» с детьми дошкольного возраста от 3 до 6 лет, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Реализуя Программу, решаются задачи экологического образования и социальной реабилитации ребенка в обществе.

Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми и обеспечивает физическое, социально- коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа ориентирована на постоянный непосредственный контакт ребенка с природой и направлена на организацию деятельности детей по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности родного края.

Программа является «открытой» и предусматривает вариативность, разнообразие, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости (с учетом возраста, интересов, подготовки и творческих возможностей дошкольников).

Принципы разработки Программы

1. Научной обоснованности и практической ориентации содержания.

2. Доступности. Крайне важным и тесно сопряжённым с принципом научности является принцип доступности материала для ребёнка определённого возраста.

3. Наглядности и практического применения.

4.Прогностичности. Формирование элементарных представлений о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях. Осознание ребёнком необходимости сохранения окружающей среды.

5. Индивидуального подхода, помощи и поддержки: максимально учитываются индивидуальные особенности ребенка и создание наиболее благоприятных условий для их реализации.

6. Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром, формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.

7. Интеграции. Рассмотрение экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребёнка.

8. Учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей. Проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего района.

9. Системности. Последовательность усвоение знаний детьми, в различных видах деятельности.

Программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Условия реализации программы

Программой предусматривается систематическое проведение образовательной деятельности – 3 раза в месяц продолжительностью 30 минут в разновозрастной группе переменного состава. Помещение для проведения занятий – комната для занятий. Количество членов группы – ориентировочно 6 человек, возраст детей – от 3 до 6 лет.

Сроки реализации программы - 1 календарный год (январь - декабрь)

Программа состоит из 4 разделов:

«Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

Каждый раздел рассматривает:

- комплекс характерных явлений неживой природы и их сезонные изменения,

- многообразие растений и животных, их связь со средой обитания,

- жизнь растений и животных в сообществе,

- формы взаимодействия человека с природой.

Методика организации совместной деятельности детей и взрослых предполагает соединение практической деятельности дошкольников с усвоением ими научных знаний в доступной форме.

Большая часть времени отводится на непосредственное взаимодействие ребенка с окружающей природой, с вовлечением его при этом в практическую, исследовательскую, игровую и творческую деятельность.

Основными формами образовательной деятельности являются: непрерывная образовательная деятельность, интегрированные занятия, мини-экскурсии, целевые прогулки, исследовательская деятельность, фенологические наблюдения, работа по уходу за растениями уголка природы, труд в цветнике, игры, праздники. Часть времени обязательно отводится на творческие задания, на слушание музыкальных произведений, на знакомство с работами художников И. И. Левитана, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина и др., на чтение художественной литературы природоведческого характера: сказок и рассказов К. Д. Ушинского, Е. Чарушина, Н. Сладкого, В. Бианки, М. Пришвина и др.

В образовательной деятельности используются фрагменты видеофильмов, видеосюжетов о природе, слайдовые презентации, мультфильмы.

Программой предусматривается разделение содержания занятия по времени, например, сначала мини - экскурсия, а затем продуктивная деятельность в группе.

Методы, используемые для реализации работы воспитательной группы:

Наглядные методы:

* экскурсии, целевые прогулки;

* наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе, фенологические наблюдения;

* рассматривание книжных иллюстраций, репродукций картин художников

Словесные методы:

* чтение художественных произведений;

* беседы с элементами диалога;

* обобщающие рассказы воспитателя;

Игровые методы:

* игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей;

* проведение разнообразных игр (подвижных и малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, театрализованных и др.);

* загадывание загадок;

* проведение викторин, конкурсов и праздников.

Практические методы

* организация продуктивной и проектной деятельности детей;

* сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр. и оформление гербария растений и плодов;

* постановка сказок, отрывков литературных произведений;

* изготовление с детьми кормушек, наглядных пособий, аппликаций.

* исследовательская и поисковая деятельность, опыты и эксперименты;

* работа по уходу за растениями уголка природы, труд в цветнике;

* изготовление и обыгрывание макетов (дикие животные, домашние животные, кто в реке живет и др.);

* экологические тропы;

Примерная структура занятия

Структурный компонент Содержание

Начало занятия Предполагает организацию детей. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)

Ход (процесс) занятия Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

Окончание занятия Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. К оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют следующие факторы:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности;

• творческая организация воспитательно - образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• создание ситуации успеха у ребенка на каждом этапе воспитательно - образовательного процесса.

Ожидаемый результат и способы их проверки

Должен знать:

времена года и особенности сезонных изменений в природе родного края;

многообразие растительного и животного мира;

о среде обитания животных и их роли в природе;

о приспособленности животных к разным временам года;

о взаимосвязях и закономерностях, существующих в природе;

растения и их характерные признаки;

основные признаки диких и домашних животных;

виды птиц и зверей своей местности;

правила поведения в природе.

Иметь представления:

о наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы;

о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе;

о перелётных птицах;

об экологических проблемах окружающей среды;

о значении природы в жизни человека, бережном отношении к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

Уметь:

эмоционально воспринимать природу, видеть ее красоту;

осознанно выполнять правила поведения на природе и понимать последствия негативного отношения к ней;

классифицировать растения и животных на определенные группы;

выполнять простые опыты;

уметь сравнивать и анализировать;

обеспечивать уход за растениями уголка природы и цветника, пересаживать комнатные растения;

оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора);

творчески отображать в своих работах полученные знания.

Эффективность реализации программы определяется посредством сравнительного анализа достигнутых и ожидаемых результатов.

Используемые методики сбора информации: специально организованное наблюдение, диагностирование, мониторинг.

В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, праздники, создание «Библиотечки юного эколога» и оформление фотоальбома «Природа и я – лучшие друзья».

Календарно - тематический план

№ п/п Тема Количество занятий Сроки реализации

Раздел «З И М А» 9

1. «Наш дом - природа» 1 Январь

2. «День рожденья снегиря» 1 Январь

3. «Жизнь животных зимой в лесу» 1 Январь

4. «Друзья Чиполлино или Огород на подоконнике» 1 Февраль

5. «Мороз – удивительный художник» 1 Февраль

6. «В мире комнатных растений» 1 Февраль

7. «Здравствуй, Зимушка – Зима!» 1 Декабрь

8. «Как живут растения зимой?» 1 Декабрь

9. «Снежный хоровод» 1 Декабрь

Раздел «В Е С Н А» 9

1. «Домашние животные» 1 Март

2. «Воздушный океан» 1 Март

3. «Доктора и санитары природы» 1 Март

4. «К нам весна шагает быстрыми шагами» 1 Апрель

5. «Первоцветы нашего края. Берегите их!» 1 Апрель

6. «Лаборатория добрых дел» 1 Апрель

7. «Летят перелетные птицы» 1 Май

8. «Речка, реченька, река … Калитва» 1 Май

9. «Волшебница – водица» 1 Май

Раздел «Л Е Т О» 9

1. «Весна кончается – лето начинается» 1 Июнь

2. «Красная книга природы» 1 Июнь

3. «Шестиногие малыши» 1 Июнь

4. «А над нами плывут облака» 1 Июль

5. «Кто живет в пруду, в реке и озере?» 1 Июль

6. «Зеленая аптека - друг и зверя, и человека» 1 Июль

7. «По грибы да по ягоды» 1 Август

8. «Сколько знаю я дождей?» 1 Август

9. «Мы – туристы» 1 Август

Раздел «О С Е Н Ь» 9

1. «Дары Земли – матушки и Осени - красавицы» 1 Сентябрь

2. «Что на клумбе растёт?» 1 Сентябрь

3. «Размножение комнатных растений» 1 Сентябрь

4. Экскурсия в природу в период золотой осени 1 Октябрь

5. «Осень в белые туманы Сад хоронит по утрам…» 1 Октябрь

6. «То березка, то рябинка» 1 Октябрь

7. «Есть у каждого свой дом» 1 Ноябрь

8. «Синичкин день – 12 ноября» 1 Ноябрь

9. «Как дикие животные готовятся к зиме» 1 Ноябрь

Итого часов 36

Дополнительная программа с экологическим уклоном для дошкольников СРЦН
КОМПЛЕКСНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ Здесь в природе вечный источник детского разума В Сухомлинский Публикация Дополнительная программа с экологическим уклоном для дошкольников СРЦН размещена в разделах Программы образовательные основные и дополнительные Социальные центры Материалы для педагогов СРЦН Экологический кружок для дошкольников Экологический кружок для дошкольников Планы программы экологическим уклоном Разработана она в соответствии с Примерной образовательной программой дошкольного образования Детство Т
Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью»Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии.

«С днем рождения, Винни Пух!» Игровая программа для детей СРЦН«С днем рождения, Винни Пух!» Игровая программа для детей СРЦН Цель: создание условий для развития эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников в процессе организации игровой деятельности.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (продолжение) Часть 15. 2.3. Особенности образовательной деятельности Система занятий в рамках программы построена следующим образом: по каждой теме.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная программа с экологическим уклоном для дошкольников СРЦН
Опубликовано: 12 декабря 2021 в 12:58
+420Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 84.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД