Наталья Тарасюк
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в условиях группы компенсирующей направленности
Основной контингент группы компенсирующей направленности - это дети с общим недоразвитием речи 1-2 уровня, т. е. из 11человек - трое со 2 уровнем, остальные с 1 (неговорящие дети). У половины детей наряду с ОНР, наблюдается дизартрия. Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи, поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).
Публикация «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в условиях группы компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Неполноценная речевая деятельность негативно отражается на формировании сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы (наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения).
Все 11 человек наблюдаются у невролога и имеют справку о ЗПР и ЗРР. Дети испытывают стойкие трудности при усвоении программы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. В связи с этим возникает необходимость комплексного подхода к сопровождению таких детей. В группе работают : ведущий специалист- дефектолог, логопед, психолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Сопровождение ребенка начинается с момента его поступления в группу и осуществляется в несколько этапов.
1 этап- диагностический, начинается со всестороннего обследования ребенка. Каждый специалист проводит диагностику, используя свои методы и приёмы.
На этом этапе основная задача педагогов - это комплексный, качественный анализ особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка. Помимо этого, собираются анамнестические сведения о развитии ребенка, изучаются микросоциальные условия жизни и воспитания в семье. Результаты обобщаются и заносятся в "дефектологическую карту ". С их учетом на консилиуме формируются подгруппы детей для проведения занятий с дефектологом, логопедом, воспитателем, выстраиваются "уровневые" программы коррекционного обучения. На основе данных медицинского обследования выявляются особенности нервно-психического и соматического здоровья, возможных функциональных нарушений со стороны ЦНС, моторного развития и физического состояния.
С октября по май осуществляется II этап логопедического сопровождения - этап коррекционно - развивающей работы. Этот этап самый объёмный и значимый. Сопровождение на данном этапе реализуется в соответствии с основной программой по Боряевой
В базисный учебный план включены коррекционные (индивидуальные и подгрупповые занятия) с учетом специфики детей.
Одним из важных вопросов взаимосвязи в работе педагогического коллектива является распространение задач. Важно, чтобы логопед, воспитатель и другие педагоги одновременно, каждый на своем занятии, решали как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи. Таким образом, развитие речи осуществляется в системе и связано с разделами программы. Одним из важнейших условий осуществления тематического принципа отбора материала является концентрированное его изучение детьми с речевым нарушением. Концентрирование, значит, в течение какого-то недлительного времени (одной недели) ежедневно логопед и воспитатель, дефектолог организуют изучение одной темы. Значение этого принципа состоит в том, что обеспечивается многократность повторений одного и того же материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи детьми, так и для ее актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их в коммуникативных целях.
К логопедическому сопровождению относится и единый речевой режим, в связи с чем разработана система мероприятий – это:
1) Постоянный контроль за произношением детей
Он осуществляется в течение всего дня. Чрезвычайно важно, чтобы взрослый знал, что можно потребовать от ребёнка, а что еще не в его возможностях. Поэтому педагоги получают речевой профиль, по которому вычленяются как наиболее несформированные, так и благополучные компоненты речевой системы ребенка.
2) Осуществляется фонематическая и смысловая обработка нового речевого материала: созданы тетради «Взаимодействия специалистов». В них фиксируются задания и рекомендации специалистов для индивидуальной и подгрупповой работы.
3) Осуществляется обязательная подготовка устных выступлений учащихся на праздниках, коллективно-творческих делах и др.
4) Речевая деятельность активизируется через создание практических ситуаций по овладению речью - 1/3 времени – это речь взрослого и 2/3 – речь детей.
Временные рамки Ш этапа – это вторая половина мая. На данном этапе идёт отслеживание динамики речевого развития детей (конкретного ребёнка). Повторная диагностика речевого развития по тем же методикам, которые были использованы на первом этапе сопровождения. Идёт отслеживание результатов, коррекционной работы, делается вывод об эффективности применяемых методик.
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися и их родителями, педагогами. Для этого собирается ПМПк, на котором родителей знакомят с целями коррекции, ближайшими и отдалёнными, ожидаемыми результатами и предполагаемыми сроками коррекционной работы. А специалисты разрабатывают индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определяют эффективность коррекционно-развивающего воздействия.
В сложных случаях, когда педагоги группы компенсирующей направленности испытывают затруднения в достижении желаемых результатов в обучении или в определении дальнейшего маршрута детей с ЗПР, они обращаются к специалистам центра «Спутник», Краевую ПМПк, к врачу неврологу.