Получи документы

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей

Макарова Карина
Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей

"Занятие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей"

Учитель-логопед

Макарова К. В.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка [2].

Публикация «Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей» размещена в разделах

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольников [3].

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания».

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным. Цель обучения с её использованием – развитие памяти ( разные виды: слуховая, зрительная, двигательная, тактильная, мышления, внимания, воображения. Основа обучения – развитие творческого познания[2].

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) чёткими, связными и последовательными.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация [1].

«Рассказывание сказки «Теремок»» (старшая группа)

Задачи:

Обучающие:

o называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц, используя мнемотехническую таблицу;

o активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку;

o упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;

o закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности;

o закреплять последовательность действий персонажей благодаря методу моделирования.

Развивающие :

o продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;

o умение соотносить звуковые символы с образами.

Воспитательные:

o воспитывать доброе отношение к животным;

o приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.

Наглядный материал:

мнемотаблицы (к сказке «Теремок», «Волк», «Заяц»);

• персонажи настольного театра по сказке «Теремок»

• на каждого ребёнка (лист бумаги; карандаши; круги разного цвета (маленький серый будет обозначать мышку, зелёный – лягушку, белый зайчика, оранжевый – лисичку, большой серый – волка, большой коричневый – медведя).

Предварительная работа:

• чтение сказки «Теремок»;

• рассматривание и обсуждение символов диких (волк, заяц) и домашних животных (коза, корова) по мнемотаблицам;

• показ педагогом сказки «Теремок» (настольный, объёмный, картонный театр);

• пение песен про животных;

• чтение стихотворений про животных;

• дидактические игры «Кто в домике живёт», «Кто что ест», «Кто как кричит».

Ход ЗАНЯТИЯ

Дети сидят полукругом на стульчиках. Логопед в центре, перед ними. Рядом стоит маленький столик и мольберт с магнитной доской. Раздаётся стук и появляются герои настольного театра (зайчик и волк).

Логопед: Здравствуйте ребятки!

Дети: Здравствуйте

Логопед: Ребята кто пришёл к нам в гости?

Дети: Зайчик и волк.

Логопед:Ребята, а как вы думаете заяц и волк это дикие или домашние животные?

Дети: Это дикие животные, потому что они живут в лесу

Логопед: Правильно, молодцы!

А давайте мы с вами расскажем про зайчика, какой он?

Рассказывание по мнемотаблице «Заяц» <Рисунок 1>.

Заяц

Заяц – это не домашнее животное, а дикое. Он живёт в лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом – серой. На голове два длинных уха. У зайца маленький хвостик. Мама – зайчиха своих детёнышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест морковку, траву, капусту.

развернуть таблицу

Логопед: Молодцы, зайчик живёт в лесу, любит кушать морковку и капусту. А кто попробует рассказать про волка, какой он? Иди … расскажи про волка.

Рассказывание по мнемотаблице «Волк» <Рисунок 2>.

Волк

Волк живёт в лесу. Он дикое животное. У него четыре ноги. Тело покрыто густой серой шерстью. Своих детёнышей волчица выкармливает молочком. Волк хищник, у него острые зубы.

развернуть таблицу

Снова раздаётся стук, и появляются герои настольного театра (мышка, лягушка, лисичка и медведь). Здороваются с детьми.

Логопед: Ой, сколько у нас с вами сегодня гостей пришло? Много.

Ребята, а давайте вспомним где живёт мышка?

Дети: В норке,

Логопед: А лягушка?

Дети: На болоте.

Логопед: Зайчик живёт…

Дети: Под кустом.

Логопед: А лиса где живёт?

Дети: В норе.

Логопед: Как называется дом волка?

Дети. …

Логопед: Волк живёт в логове. Его дом называется логово. А как называется дом медведя?

Дети: Берлога.

Логопед: Правильно медведь живёт в берлоге. Вот какие вы молодцы, всё правильно рассказали. А кто скажет как называется сказка, в которой все эти звери жили дружно в одном домике?

Дети: «Теремок»

Логопед: Ребята, а какими словами обычно начинаются сказки?

Дети: Жили-были, однажды…

Логопед: А заканчиваются сказки какими словами?

Дети: Вот и сказке конец, а кто слушал молодец, стали они жить-поживать да добра наживать…

Логопед: А с каких слов начинается сказка «Теремок?»

Дети: Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок…

Логопед: А давайте вспомним, какие в сказке у каждого зверька прозвища:

Мышка… (норушка,

Лягушка… (квакушка,

Зайчик… (побегайчик,

Лисичка… (сестричка,

Волк… (зубами щёлк,

Медведь (косолапый).

Логопед: А теперь давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Зеркало», я буду вам показывать движения, а вы должны отгадать какого животного я изобразила и повторить движения за мной.

После игры дети садятся на свои места.

Логопед: Ребята, а теперь давайте вместе вспомним и расскажем сказку «Теремок».

Рассказывание сказки по мнемотаблице «Теремок» <Рисунок 3>.

(Рис. 3)

Стоял в поле теремок. Мимо бежала мышка-норушка, стала она в теремке жить.

Затем прибежала в теремок лягушка-квакушка, за ней зайчик-побегайчик.

Затем прибежала лисичка-сестричка, волк – зубами щёлк, а потом пришёл медведь.

Теремок не выдержал, взял и развалился. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.

развернуть таблицу

Логопед: Ребята, а теперь давайте поиграем в эту сказку. Сделаем свои теремки. Вот на листке у вас есть домик. Нарисуем двери, чтобы звери могли зайти. Кто пришёл первым?

Дети: Мышка.

Логопед: Мышка какая? Хвостатая, потому что у неё длинный хвостик. Лягушка громко квакает, у неё большой рот, как будто она всё время улыбается. Значит, она какая?

Дети: Весёлая.

Логопед показывает, как обозначить на рисунках каждого из персонажей <Рисунок 4>.

развернуть таблицу

Если дети не устали, и у них сохранился интерес, логопед предлагает поиграть в сказку с помощью персонажей настольного театра. Дети разыгрывают диалоги. Занятие плавно переходит в творческую игру.

Список литературы:

1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники : Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с.

2. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста : Учебно-методическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.

3. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. – М. : ТЦ «Сфера», 1998. – 224 с.

Публикации по теме:

Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Использование схем-моделей в развитии речи дошкольников «Использование схем-моделей в развитии речи дошкольников» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго напрасно.

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ «В гости к Зиме» для детей старшего дошкольного возраста Цель: решение задач развития речи с помощью ТРИЗ- технологий. Задачи: 1. Закрепить у детей представления о зиме, зимних явлениях, об изменениях.

Конспект НОД по развитию связной речи с помощью схем-моделей «Маша и медведь» у детей 3–4 лет Тема: Моделирование сказки «Маша и медведь» Цель: развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредствам наглядного моделирования.

Конспект занятия для средней группы с использованием в работе приемов мнемотехники «Путешествие в Подводное царство» Конспект интегрированного занятия с использованием приемов мнемотехники для средней группы «Путешествие в подводное царство» Цель: Развитие.

Конспект занятия по развитию речи с использованием техники пластилинография «Ирисы» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по развитию речи с использованием техники пластилинография «Ирисы» для детей старшего дошкольного возраста Цели деятельности педагога: - всесторонне развивать речь, речевую активность детей; - расширять знания детей о садовых цветах; - вызвать.

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схем» в средней группеКонспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схем» в средней группе Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схем». Программное.

Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста" Воспитатель Захарова.

Консультация «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники» Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ красивой, грамотной, чёткой речи, что является важным условием умственного.

Проект «В гостях у сказки» по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста с использованием мнемотехники Проект «В гостях у сказки» по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста, через рассказывание русских народных сказок с использованием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей
Опубликовано: 11 декабря 2019 в 15:45
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД