Коррекция речи детей с интеллектуальными нарушениями средствами игровых технологий

чупина надежда
Коррекция речи детей с интеллектуальными нарушениями средствами игровых технологий

«Коррекция речи детей с интеллектуальными нарушениями средствами игровых технологий»

Речь-исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Она возникает и развивается под влиянием потребности в общении и служит целям общественного объединения людей.Речь тесно связана со всей психической жизнью человека: мышлением,эмоциями, волей и др.

Всем известно, что речь является одним из главных показателей развития ребенка. Она реализует несколько потребностей человека (ребенка):коммуникативную,информативную,позновательную (развивающую,что уже говорит о ее большой значимости.

Несовершенство умений, связанных с использованием речи как средства общения, является характерной особенностью детей с нарушением интеллекта. Возникают сложности в организации свободного общения, затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности, в осуществлении процесса их социализации.

Речь у детей с интеллектуальными нарушениями с самого начала развивается на патологической основе. Отмечаются замедленный темп овладения речью и сложность формирования произносительных умений.Причиной этому является недоразвитие всей психики в целом: общее моторное недоразвитие, недостаточная координация движений органов речи, слабое развитие фонематического слуха. В зависимости от того, насколько глубоко поражены эти компоненты, выделяют три уровня общего недоразвития речи.

Первый уровень характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения. Способность к восприятию и воспроизведению звуковой и слоговой структуры слова еще только начинает формироваться. Для детей, находящихся на этом уровне, характерна лептная речь. Их активный словарь состоит из нескольких лепетных слов, звукоподражаний, звуковых комплексов, аморфных и отдельных, наиболее простых общеупотребительных слов (мама, папа, дай и т. д.). Значения слов неустойчивы и недефференцированны. Пассивный словарь несколько шире активного, однако понимание речи вне ситуации весьма ограниченно. Фразой дети не владеют. Свои желания они выражают отдельными словами, грамматически не связанными между собой, жестами, мимикой. Существенную роль играет лишь лексическое значение слов. Их грамматические формы в расчет не принимаются.

Второй уровень предполагает более высокие речевые возможности детей. Общение осуществляется ими с помощью фраз, хотя и грамматически структурно недостаточно оформленных. Наблюдаются попытки изменять имена существительные по родам, числам, падежам, глаголы – по временам. Активный словарь включает в себя небольшое количество слов. В основном это существительные и глаголы. Более точным становиться звуковое оформление речи. Дети могут правильно воспроизвести контур слов любой слоговой структуры, но звуковой состав их нередко нарушают. Количество слогов в слове обычно передают правильно. Последовательность звуков и слогов часто не соблюдают.

Для третьего уровня характерно наличие у детей более или менее развернутой обиходной речи. Грубых лексико-грамматических отклонений нет.Наблюдается недостаточная сформированность грамматических форм языка: имеют место ошибки в падежных окончаниях, числах, смешение времен глаголов, ошибки в согласовании, управлении, пропуски слов, замены предлогов. В общении дети пользуются самыми простыми предложениями. Третий уровень речевого недоразвития проявляется прежде всего в незнании или неточном знании и употреблении некоторых слов, в недостаточном умении изменять и образовывать слова. Хотя дети пользуются почти всеми частями речи, в их активном словаре преобладают существительные и глаголы. Не зная тех или иных слов, дети заменяют их другими, не всегда подходящими по значениям. Понимание обиходной речи на этом уровне значительно полнее и точнее, чем на первом и втором. Однако нередко возникают ошибки в понимании воспринятого, связанные с недостаточным овладением грамматической стороной речи, незнанием семантики слов. Звуковая сторона речи значительно более сформирована, чем на предыдущих уровнях, однако остаются различные недостатки произношения.

Первый и второй уровни недоразвития характеризуют глубокие степени нарушения речи, а на третьем уровне у детей остаются отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя.

При работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, применяются особые коррекционно-развивающие технологии,позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании:

-технология разноуровневого обучения;

-коррекционно-развивающие технологии;

-информационно-коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии;

-игровые технологии.

Особое место в коррекции занимают игровые методы. Правильно организованная игра является важнейшей частью всего коррекционного процесса. Использование игры стимулирует детей к познавательной деятельности, вызывает речевую активность, способствует коррекции фонематических процессов, словаря, лексики, грамматики и связной речи.При отборе игры необходимо опираться на следующие принципы:

-Учет структуры дефекта;

-Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

-Связь содержания игры с системой знаний ребенка;

-Соответствие коррекционной цели занятия;

-Учет принципа смены видов деятельности;

-Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

-Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

Виды игр:

-Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

-Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных. Эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

-Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, умение находить оптимальные решения.

-Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, обучение общению, психотерапия.

Начальный, чрезвычайно важный аспект работы с детьми с нарушением интеллекта - побуждение их общению со взрослым (воспитателем, педагогом, родителем, формирование положительного эмоционального отношения ко взрослым, стремление к контакту с ними.

Так можно привлечь внимание ребенка к яркой игрушке, показать ее, дать потрогать, подержать, они вместе ее рассматривают, любуются ею. Необходимо добиваться, чтобы ребенок, если сам не может достать игрушку. Обращался за помощью ко взрослому (хотя бы при помощи жестов).Взрослый же обращается к ребенку с простейшими фразами: «Возьми игрушку», «Дай мне игрушку». Если ребенок в определенной степени владеет речью, нужно разговаривать с ним, выслушивать его, одобрительно реагировать на его высказывания.

Развитие речи ребенка происходит в несколько этапов.

Во время первого (довербального) этапа создаются условия, которые способствуют овладению речью- формируют избирательную восприимчивость к речи окружающих и умение выделять ее среди других звуков, различать неречевые и речевые звуки.

Можно использовать, например,такие игры:

«Угадай, кто кричит?»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребенку домашних животных, запись голосов животных на флешке.

Описание игры: воспитатель показывает приготовленные картинки или игрушки, включает запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придет к ним в гости. Ребенок угадывает кто это. «Что делает Маша?»Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Оборудование: кукла.

Описание игры: Воспитатель показывает куклу, называет ее имя, просит представиться детей. Предлагает поиграть с ней.Выполнить действия в соответствии с текстом:

Мы хлопаем руками-хлоп, хлоп, хлоп.

Мы топаем ногами- топ, топ, топ.

Мы чмокаем губами (почмокать три раза).

Мы носиком сопим (посопеть три раза).

Предлагаем детям закрыть глаза и угадать, что делает кукла. Выполняете действия и каждый раз спрашиваете, что делала Маша.

«Скажи что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: игрушки и предметы,которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, бубен, барабан, дудка, погремушка.

Описание игры: знакомите ребенка с музыкальными инструментами, играете на них, предлагаете поиграть ребенку. Затем он закрывает глаза и пытается определить на каком инструменте вы играете.

Второй этап – это переход к активной речи. Чем бы не занимался ребенок, необходимо обращать внимание на его речь. Речь формируется в деятельности, в неразрывной связи с остальными психическими процессами. С ребенком надо постоянно общаться, добиваясь от него более четкого произношения. Говорить при этом следует медленно, плавно, правильно, с добрым выражением лица и не подделываясь под детскую речь. Основное. Чего должен добиваться воспитатель от детей – это не только умение произносить слова, но и осмысливать их. Чтобы речь не превращалась в набор заученных и непонятных слов.Этому способствуют такие игры как: «Шаги»Цель: развиваем словарный запас, связную речь, внимание.Ход игры: игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг. Лишь назвав какое – нибудь вежливое слово.Можно использовать другие темы: «Все круглое», «Предметы одежды» и т. д.

«Внимание! Розыск!»

Цель: развиваем связную речь, внимание, наблюдательность.Ход игры: в эту игру играют не менее 5 человек, иначе не интересно.Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу, у нее голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек. Тот кто первый догадается о ком из детей идет речь, становится ведущим.

«Зоопарк»

Цель: активизация речевой деятельности, расширение словаря и понятий по теме «животные», развитие умений в имитации звуков и движений.

Инвентарь: обруч или мел.

Описание игры: Несколько детей выбирают себе роль какого-то животного, садятся в свою «клетку»- в обруч или круг нарисованный мелом. Незанятые дети ходят с воспитателем по импровизированному зоопарку и отгадывают животных сидящих в клетке. Сидящие там «звери» должны показать движениями, мимикой, звуками, кого они изображают. Потом дети могут поменяться местами.

Третий этап – совершенствование речи как средства общения: происходят обогащение и активизация лексики ребенка на основе предметной соотнесенности знаний, усвоение им грамматических конструкций, овладение связной речью (диалогом и монологом, совершенствование произносительной стороны речи. Формирование умения понимать, о чем говорят другие,и грамотно говорить самому базируется на хорошо знакомых детям ситуациях и темах для игр: «Дочки матери», «Больница», «Магазин». Где привлекательными являются роли, связанные с выполнением четко очерченных разнообразных действий. Например, в игре «Магазин» это роли кассира и продавца, в игре «Доктор» - врача и медсестры. Роли менее «активные» популярностью не пользуются, они оказываются более сложными для исполнения из-за отсутствия необходимого жизненного и игрового опыта.

Совершенствованию речи помогают и театрализованные игры. Например постановка сказки «Репка» в кукольном театре. Это приобщает детей к искусству, помогает вспомнить русские народные сказки, учит коллективному взаимодействию, развивает связную речь, память. Игру следует многократно повторять и вместе с тем видоизменять, вводить новые предметы, персонажей, новые элементы взаимоотношений, постоянно поощрять детей к самостоятельному поиску игры. Кроме того, воспитателю нужно уметь вовремя свернуть игру, чтобы у детей не возникло пресыщения. При этом нельзя останавливать их в момент эмоционального подъема. После игры нужно провести анализ, задать детям вопросы по содержанию (во что играли; кто кем был; что делал и т. д.)

Игра создает ситуацию, в которой условия активизации речевого общения разнообразны и эффективны. В условиях игры могут быть созданы такие моменты, которые не возникают в практическом обиходе детей и с помощью которых можно активизировать речевое общение и расширять его круг. В увлекательной форме, ненавязчиво добавляются познания об окружающем мире, о правильном поведении в той или иной ситуации,что очень способствует социализации таких детей в обществе.

Список литературы:

1. Степанова О. А. ,Вайнер М. Э. «Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями», Москва, «Академия»,2003г.

2. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида для детей с нарушением интеллекта», Москва, «Просвещение»,2005г.

3. Защиринская О. В. «Психология детей с задержкой психического развития»,Санкт-Петербург, «Речь»,2004г. 4. Швайко С. В. «Игры и игровые упражнения для развития речи»,Москва,2003г.

5. Зыгманова И. В. «Воспитание и обучение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью», Минск, 2010г.

Публикации по теме:

«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи «Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи. Конспект занятия для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности.

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Коррекция речи детей с интеллектуальными нарушениями средствами игровых технологий
Опубликовано: 25 марта 2020 в 22:14
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 апреля. День чистоты

«Запомнить надо навсегда - залог здоровья чистота!» Этот замечательный лозунг в настоящее время звучит особенно актуально. Особенно важно именно сейчас постараться довести до сознания детей важность...

МААМ вошёл в список социально значимых ресурсов с бесплатным доступом

Международный образовательный портал МААМ вошёл в список социально значимых интернет-ресурсов, составленный Министерством связи и массовых коммуникаций РФ. Согласно приказу Минкомсвязи, доступ к 391 сайту...

Опыт работы «Использование проблемно-поисковых ситуацийв процессе обучения детей...
Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике Как научить маленького ребёнка думать, рассуждать? Развить...
Музыкотерапия для всей семьи
Здравствуйте, Уважаемые Родители. Вся наша страна оказалась в непривычных условиях жизни. #сидимдома – это лозунг нескольких недель, предстоящих провести в...