Лучший педагог года

Коррекционная работа по преодолению алалии у дошкольников с ОНР 1 уровня с использованием сенсорно-интегративного метода

Синицына Наталья Александровна
Коррекционная работа по преодолению алалии у дошкольников с ОНР 1 уровня с использованием сенсорно-интегративного метода

Данная разработка представляет собой практический методический материал с использованием метода сенсорно-интегративной логопедической работы, по преодолению моторной алалии у дошкольников от 2 до 5 лет и может быть использована как в подгрупповой, так и индивидуальной работе учителей логопедов. В основу методических разработок легли материалы М. И. Лынской. В нашем учреждении в последние годы увеличилось количество детей с алалией разной степени тяжести – от полного отсутствия речи до элементов лексико - грамматического недоразвития. Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребёнка. Основными целями логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах являются: развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона. Специалистами нашего ДОУ на основе сенсорно-интегративного метода логопедического воздействия была разработана система работы «Хочу и буду говорить». Основная идея метода сенсорной интеграции : впечатления собственного тела тактильные, проприоцептивные, вестибулярные являются базой для приобретения и накопления сенсорного опыта и развития личности в целом. Это положение обусловлено онтогенезом развития сенсорных систем. Тактильная, проприоцептивная, вестибулярная сенсорные системы формируются практически полностью до рождения. Другие зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая развиваются на их основе значительно позже. Поэтому терапия сенсорной интеграции направлена, прежде всего, на развитие взаимодействия между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами как предпосылки для формирования других чувств. Стимульный и речевой материал для занятий используется исходя из следующих положений: на одном занятии проводится стимуляция трех (или более) видов восприятия: тактильного, обонятельного, вкусового. Так, на занятии по лексической теме фрукты, малыш ощупывает лимон, пробует его на вкус и изучает цвет, а также обводит по кругу языком колечки из нарезанного лимона. А на сказочном занятии «Спасем Русалку» мы используем мыльные пузыри, ароматное мыло и воду разной температуры, резиновые массажёры, паруса-салфетки, ракушки, шарики марблс и многие другие предметы интересные в игре для дошкольников. Используемый материал и оборудование для реализации данной системы работы это : природные материалы (вода, песок, камешки, ракушки, шишки, желуди, и т. д). Мыльные пузыри, ватные, стеклянные и деревянные палочки, марлевые тампоны, пластмассовые трубочки. Ароматические масла, семена растений. Различные овощи, фрукты, сухофрукты, ягоды, хлебные палочки, сухарики. Лед. Массажные мячи, эластичные ленты, аппликаторы Кузнецова, Ляпко. Прозрачные ткани разных цветов. Банки с различными крупами. Губки, ванночки, тазики и многое другое, что вызывает интерес у детей. Для каждого ребенка логопедом составляется перечень слов по лексической теме, вводимых в последовательности, зависящей от степени сложности слоговой структуры в порядке ее онтогенетического развития. Как правило, начинается работа с использования слов, подходящих к схеме: СГСГ (С-согласный, Г-гласный - муха, губы и пр., затем подключаются следующие схемы: СГС (мох, дом, СГСГСГ (собака, бумага, СГССГ (нитки, тапки, СГСГС (веник, петух). На каждом занятии проводится работа по формированию одного грамматического показателя. На начальных этапах работы это : предлоги «на», «под», «в»; множественное число существительных с окончаниями «ы», «и»; существительные в винительном падеже с неизменяемым окончанием и окончанием «у»; дательный и предложный падеж с окончанием «е»; уменьшительно-ласкательная форма существительных мужского рода в единственном числе. Занятия проводятся от лица любимого ребенком героя, что способствует развитию мотивации. Именно этот герой в конце занятия предлагает ребенку выбрать лакомство или приз. Предложенный материал не преследует цели усложнения, а направлен на развитие интереса и формирование мотивации ребенка на ранних этапах работы педагога и обучающегося. В каждое занятие необходимо включать комплекс артикуляционной гимнастики, направленной на преодолении апраксии. При необходимости такой комплекс может являться самостоятельным занятием. В зависимости от первоначальных возможностей детей, поначалу упражнения могут выполняться взрослыми перед детьми, затем детьми пассивно, постепенно переходя к самостоятельному выполнению. Необходимом атрибутом занятий является «сенсорный поднос», на котором укладываются сенсорные материалы, имеющие обонятельные, вкусовые и тактильные свойства. Материалы подбираются в соответствии с тематикой комплекса. Для детей, начиная с 4 лет, каждое упражнение необходимо выполнять более 3 раз, лучше используя дополнительную визуализацию в виде песочных часов, игрового кубика (например, «сделаем столько раз, сколько точек покажет кубик» или «будем выполнять, пока сыпется песок»). Артикуляционная гимнастика сочетается с «прищепочным массажем». Механическое сдавливание подушечек пальцев с использованием разноцветных прищепок направлено на активизацию незрелых клеток головного мозга. Весь материал для проведения занятий индивидуален и в большинстве случаев приносится родителями с учетом рекомендаций логопеда, перед началом занятия проходит санитарно-гигиеническую обработку с помощью специализированных средств для обработки логопедических зондов, а также в стерилизационном оборудовании. Обращаем внимание, что предлагаемые комплексы упражнений не заменяют традиционные, необходимые на подготовительном этапе перед постановкой нарушенных звуков. Работа по постановке звуков должна включать в себя традиционные комплексы, содержание которых зависит от конкретного звука. Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые, получая информацию о результатах обследования, участвуют во всех аспектах коррекционного процесса. Непосредственное участие родителей способствует социализации ребенка, у родителей складывается правильное отношение к его речевому дефекту, создаются условия для полноценного общения с ним. Важно отметить, что в работу включаются все сохранные анализаторы – тактильные, слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные. Сенсорные игры являются привлекательным видом деятельности для ребенка, обеспечивая эмоционально насыщенный фон логопедических занятий и преодоление речевого негативизма. Доказано что, лучше запоминается только наиболее значимая для ребёнка часть тематической лексики; сенсорный опыт, приобретённый при специально организованном обучении, позволяет не заучивать речь механически, а способствует её спонтанному формированию. на каждом занятии, исходя из его темы и цели, стимулируется несколько видов восприятия, так, задействовав как можно больше сенсорных стимулов для восприятия предмета, мы создаём эмоциональную ситуацию для ребёнка, в которой он лучше и быстрее запоминает этот предмет и его название. На занятиях используются реальные предметы, дети видят их цвет, размер, форму, могут потрогать, понюхать и попробовать на вкус, послушать их звучание. Вся работа строится на интересах ребёнка и зависит от его эмоционального состояния, что соответствует требованиям ФГОС.

Публикация «Коррекционная работа по преодолению алалии у дошкольников с ОНР 1 уровня с использованием сенсорно-интегративного метода» размещена в разделах

Литература:

1. Гутник Е. П. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с алалией [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 113-118.

2. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. – СПб: Каро, 2006. – 304 с. 3. Левина Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. – М. : АПН РСФСР, 1951. – 120 с. 4. Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией). – М. : Класикс Стиль, 2003. – 158 с. 5. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками. – М. : Академия, 2014 – 256 с.

3. Лынская М. И. Неговорящий ребенок. Инструкция по примене-нию. — М. : ПАРАДИГМА, 2015. — 32 с.

4. Лынская М. И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика:

Комплексы упражнений для преодоления артикуляционной апраксии у детей дошкольного возраста / М. И. Лынская. — М. : ПАРАДИГМА, 2016. - 28 с.

5. Лынская М. И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий. - М. : ЛОГОМАГ, 2015. - с. 90 Под редакцией к. п. н; профессора Шаховской С. Н.

6. Марианна Ильинична Лынская. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий Парадигма; Москва; 2012

7. Миненкова, И. Н. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб. -метод. пособие С. Е. Гайдукевич и др. ; науч. ред. С. Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007. — С. 86-92.

8. Никитенко А. В., Фролова Е. А. Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 218-222

9. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. - СПб. : Детство-Пресс, 2008. - 64 с.

Публикации по теме:

Коррекционная работа по педагогическим технологиям в ДОУ [i]Доклад к презентации для методического объединения[/i]Тема:«Коррекционная работа по педагогическим технологиям в ДОУ»Слайд 1:«Коррекционная.

Коррекционная работа с детьми с задержкой психического и речевого развития Доклад на тему: Коррекционная работа с детьми с задержкой психического и речевого развития с использованием программы нейропсихологического.

Индивидуальная коррекционная программа для детей с ОНР. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА НА 2016-2017 УЧ. ГОД Ф. И. О. ФИО Дата рождения 16.02.2012г. Год обучения 1 год Логопедическое ТНР.

Консультация для родителей. Совместная работа родителей и логопеда. Коррекционная работа с детьми с речевыми нарушениями СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Консультация для воспитателей «Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР III уровня» Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимается не только логопед, но и воспитатель.

Коррекционная работа с аутичным ребенком Схема коррекционной работы с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра (из Лебединского В. В.) Полученные, данные об особенностях.

Коррекционная работа с гиперактивными детьми 5–7 лет Коррекционная работа с гиперактивными детьми 5-7 лет Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои.

Коррекционная работа в детском саду с использованием современного оборудования Здравствуйте. Я хочу познакомить вас с инновационным оборудованием, которое мы используем для работы с дошкольниками с особыми возможностями.

Методические рекомендации воспитателям по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста Очень важно коррекционную работу с детьми с ОНР реализовывать комплексно, взаимодействуя с воспитателями и родителями, для эффективности.

Преодоление нарушений письма у младших школьников с ОНР III уровня Конаныхина Ю. В. Г. Советский Преодоление нарушений письма у младших школьников с ОНР III уровня В статье обоснована необходимость преодоления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная работа по преодолению алалии у дошкольников с ОНР 1 уровня с использованием сенсорно-интегративного метода
Опубликовано: 23 февраля 2018 в 15:24
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД