МААМ-картинки

Преодоление нарушений письма у младших школьников с ОНР III уровня

Юлия Конаныхина
Преодоление нарушений письма у младших школьников с ОНР III уровня
▼ Скачать + Заказать документы

Конаныхина Ю. В.

Г. Советский

Преодоление нарушений письма у младших школьников

с ОНР III уровня

В статье обоснована необходимость преодоления нарушений письма у детей младшего школьного возраста с ОНР третьего уровня.

Определены условия, методика эффективного преодоления нарушений письма младших школьников с общим недоразвитием речи.

Преодоление, нарушения письма, общее недоразвитие речи, педагогические условия, методика

Публикация «Преодоление нарушений письма у младших школьников с ОНР III уровня» размещена в разделах

Проблема нарушений письма у младших школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися, интеллектуального развития, становления личности.

В отечественной науке проблеме письма посвящены исследования ученых Л. С. Выготского, Я. А. Лурии, Р. И. Лалаевой, Л. Д. Венедиктовой, Л. Н. Ефименковой, Н. И. Садовниковой, А. Н. Корнева, Р. Е. Левиной.

Трудности овладения навыками письма являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении.

В связи с этим, особую значимость имеет проблема формирования письма у младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы оказываются нарушенными словарный запас, грамматический строй и звукопроизношение.

Общее недоразвитие речи сказывается на формировании у детей познавательной, поведенческой и личностной сфер. У детей с ОНР отмечается недостаточная развитость свойств внимания, низкий уровень развития памяти, словесно-логического мышления, восприятия, воображения, двигательной сферы.

Ученые подчеркивают, что у младших школьников с ОНР недостаточно сформирована коммуникативная деятельность, эмоциональная сфера, что определяет низкий уровень саморегуляции, рефлексии, целенаправленности поведения, импульсивность, повышенный уровень тревожности, зависимость от чужого мнения, гипервозбудимость, эмоциональное и двигательное беспокойство, либо заторможенность.

Проблемой изучения особенностей письма у детей с ОНР занимались А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова, Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Р. И. Лалаева, И. Н. Садовникова и др.

Практические наблюдения ученых показали, что процесс развития письменной речи у детей младшего школьного возраста с ОНР (уровень) требует организованной систематической, поэтапной логопедической работы, которая включает проведение дополнительных логопедических занятий.

Для выстраивания методически грамотной логопедической работы, получения достоверных результатов, высокой эффективности занятий необходимо проведение экспериментального исследования (констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент).

На этапе констатирующего эксперимента анализ анамнестических сведений выявил причины общего нарушения речи у младших школьников. Это токсикоз во время беременности, смешанное вскармливание, позднее начало гуления и лепета, появления первых слов, фраз, наблюдение у невролога до года.

Согласно методике И. Н. Садовниковой, в младшем школьном возрасте у учащихся второго класса выражены такие ошибки письма как ошибки звукового состава: замены гласных, замены согласных, пропуски гласных, пропуски согласных, раздельное написание частей слова. Пропуски слогов и частей слова, перестановки, добавления выражены незначительно. Среди лексико-грамматических ошибок встречается замена букв по количеству элементов, по пространственному положению, а также зеркальное письмо букв и общее искажение букв.

Среди графических ошибок встречается замена букв по количеству элементов. Замена букв по пространственному положению, зеркальное письмо букв, общее искажение букв выражено незначительно.

Согласно методике А. Н. Корнева, выявлены ошибки отграничения букв, слогов, ошибки звукового анализа (пропуски, перестановки, упрощение структуры слога, расщепление йотированных букв, смешение звонких и глухих парных согласных, свистящих и шипящих, сонорных, а также смешение букв по кинетическому сходству.

На этапе формирующего эксперимента логопедическая работа была выстроена в соответствии с теоретическими предположениями Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития, Р. Е. Левиной о структуре речевого дефекта, Д. Б. Эльконина о поэтапном формировании умственных действий и проводилась с детьми экспериментальной группы младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (уровень речевого развития) с включением специально подобранных дидактических игр, игровых приемов и упражнений, направленных на исправление нарушений письма.

Работа закреплялась также в ходе выполнения детьми игровых заданий с родителями дома по рекомендации логопеда и в совместной деятельности учителя с детьми на уроках.

Вся коррекционно-развивающая работа проводилась в тесном содружестве логопеда, учителя, психолога и включала в себя игры и задания по следующим направлениям.

1. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме

• Сравнение элементов букв;

• Соотнесение буквы со звуком.

• Сравнение букв сходных по начертанию;

• Стилизованное написание букв;

• Написание букв разными шрифтами;

• Звукобуквенный анализ и синтез;

• Развитие фонематического восприятия.

2. Дифференциация написания гласных и согласных букв.

• Изолированно;

• В слогах, словах;

• В словосочетаниях;

• В предложениях, тексте.

3. Развитие семантических отношений слов.

• Развитие словесного конструирования;

• Составление словосочетаний, предложений;

• Анализ текста, составление рассказа;

• Поиск ошибок в тексте.

В ходе занятий была продумана процедура внесения в развивающую среду занятий комплекса игровых приёмов, направленных на формирование правильного написания гласных и согласных букв у детей с общим недоразвитием речи. Например, на занятии на тему: «Дифференциация букв о-а» была включена сказочная история о буквах; на занятии «Дифференциация букв «у-и» была применена известная сказка «Лисица и журавль», на занятии «Дифференциация букв и-ц, И-Ц» применена сказка «Царевна лягушка».

На занятия к детям приходили герои известных сказок, Емеля, Золушка, кот Леопольд, Знайка, Златовласка, Зевс, герои рассказов детского писателя Владимира Сутеева, Мышонок и лягушонок. На занятии «Дифференциация букв ш-щ, Ш-Щ, в словосочетания, предложениях, тексте» детям нужно было закончить сказку, придумав свое необычное завершение.

Формирование письма это сложный, многопрофильный процесс развития и направленного совершенствования как биологических, так и социальных качеств личности.

В педагогической науке выделяют ряд условий эффективности преодоления нарушений письма, формирования письменной речи младших школьников.

Первая группа условий связанна с психолого-педагогическим потенциалом родителей и школьных педагогов :

- образовательная, нравственная культура педагогов и родителей младших школьников;

- наличие моделей нравственных, социально-адекватных, ценностных отношений в семье, классе;

- представление детям норм, правил и требований.

Взрослые выступают посредниками между ребенком и социальной микросредой. На протяжении младшего школьного возраста влияние взрослого остаётся решающим фактором развития ребёнка. В семье ребенок овладевает нормами и ценностями, правилами и образцами поведения. В семье формируются привычки и проявляются и закрепляются первые чувства и переживания.

В психолого-педагогических исследованиях А. Н. Леонтьева установлено, что социальная ориентация детей в общественно-историческом опыте начинается со становления такой социально - нравственной ценности, как постижение образа семьи, понимание чувств близких и родных.

Итак, психолого-педагогическая, нравственная культура воспитательного микросоциума, образцы и модели поведения и отношений, окружающие младшего школьника, являются важнейшими условиями формирования письменной речи ребенка.

Вторая группа условий связана с активностью ребенка в освоении социального опыта. Она имеет следующие проявления:

- активное освоение знаний на занятиях, в ролевой игре;

- активная имитация эталонов в поведении на занятиях со взрослыми, в общении со сверстниками, в ролевой игре;

- активная идентификация с носителями ценностей в ближайшем окружении.

Исследование условий и движущих сил формирования личности в детском возрасте Л. И. Божович создало благоприятные возможности для изучения роли собственной активности человека, процесса самовоспитания и саморазвития личности. Ученый пишет, что развитие активности и самостоятельности ребенка в освоении социального опыта проявляется в его способности активно усваивать знания, подражать образцам, имити-ровать поведенческие эталоны.

Третья группа условий включает различные аспекты сопровождения:

- разработка технологий формирования письменной речи младшего школьника;

- разработка критериев сформированности письменной речи младшего школьника;

- подготовка педагогов к работе по формированию связной речи младшего школьника;

- повышение нравственной, психолого-педагогической культуры педагогов и родителей младших школьников.

Таким образом, психолого-педагогическими условиями преодоления нарушений письма, формирования письменной речи выступают психолого-педагогическая, нравственная культура воспитательного микросоциума, активность ребенка в освоении социального опыта, методическое сопровождение воспитательного окружения.

На этапе контрольного эксперимента мы применили тот же комплекс методик, что на этапе констатирующего эксперимента. Контрольное исследование показало, что организованное и проведё нное нами опытно-экспериментальное исследование имеет положительный эффект: у детей экспериментальной группы значительно снизилось количество ошибок при письме (замены гласных, замены согласных, пропуски гласных, пропуски согласных, раздельное написание частей слова, пропуски слогов и частей слова, перестановки, добавления, замена букв по количеству элементов, по пространственному положению, зеркальное письмо букв и общее искажение букв, расщепление йотированных букв, смешение звонких и глухих парных согласных, свистящих и шипящих, сонорных, смешение букв по кинетическому сходству). Показатели ошибок письма контрольной группы остались на прежнем уровне.

Результаты формирующего и контрольного исследований показали, что использование специально подобранных игр, игровых приемов, и упражнений позволяют сформировать у детей с общим недоразвитие речи правильную письменную речь. Успешность работы определяется соблюдением рассмотренных выше психолого-педагогических условий формирования письменной речи.

Таким образом, преодоление нарушений письма, формирование правильной речи является актуальной психолого-педагогической проблемой.

Наличие речевого нарушения служит фактором возникновения нарушений письменной речи. У детей с общим недоразвитием речи в письме отмечаются ошибки, отражающие пробелы в формировании лексико-грамматической, фонетико-фонематической сторон их речи. Это ошибки, связанные с недостаточным усвоением правил правописания звонких и глухих согласных в конце и середине слова, на правописание безударных гласных, замены букв.

К недостаткам письма у детей с ОНР относятся замедленность процесса письма, неточность написания букв, безграмотность, неразборчивость.

Преодоление нарушений письма включает работу по направлениям.

1. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме

2. Дифференциация написания гласных и согласных букв.

3. Развитие семантических отношений слов.

Психолого-педагогическими условиями преодоления нарушений письма, формирования письменной речи выступают психолого-педагогическая, нравственная культура воспитательного микросоциума, активность ребенка в освоении социального опыта, методическое сопровождение воспитательного окружения.

Проведенная коррекционная работа показала, что целенаправленно организованная работа по закреплению связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме, дифференциации смешиваемых и взаимозаменяемых гласных, согласных букв, развитию семантических отношений слов в едином тематическом пространстве способствует преодолению нарушений письма у младших школьников с ОНР третьего уровня.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя детей. Методическое пособие для воспитателей. 2-е изд. испр. и доп. [Текст] / А. Г. Арушанова. - М. : «Мозаика — Синтез», 2004.-296с.

2. Быстрова, Г. А. Логопедические игры и задания [Текст] / Г. А. Быстрова., Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская. - СПб. : «Каро», 2002. – 16 с.

3. Гурьянов, Е. В. Психология обучению письму : формирование графических навыков письма [Текст] / Е. В. Гурьянов. – М. : «Просвещение», 2009. – 193с.

4. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Ефименкова Л. Н. - М. : «Мозаика — Синтез», 2010 — 92с.

5. Ефименкова, Л. Н., Садовникова, И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей [Текст] / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова. - М. : «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002. – 168 с.

6. Колповская, И. К., Спирова, Л. Ф. Характеристика нарушений письма и чтения. // Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Левиной Р. Е. [Текст] / И. К. Колповская, Л. Ф. Спирова - М., 2008. - С. 166-190.

7. Лалаева, Р. И., Венедиктова, Л. Д. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст] / Р. И. Лалаева, Л. Д. Венедиктова. - СПб. «Питер», 2001.

8. Лалаева, Р. И., Серебрякова, Н. В. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. СПб, Союз, 2009.

9. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников : Учебное пособие [Текст] / И. Н. Садавникова – М. : «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 2007.

10. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М. : «Просвещение», 2009. – 221 с

Публикации по теме:

«Весеннее путешествие Бараша» Конспект занятия в старшей логопедической группе с детьми ОНР III уровня. Цель: формирование лексико-грамматических средств языка у дошкольников. Задачи: Коррекционно-образовательные: •учить слышать грамматические.

Диагностика Е. Е. Туник для выявления уровня развития навыков исследовательской деятельности у младших школьников В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по психологии исследовательской деятельности, общих и специальных способностей.

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе детей с ОНР (II-III уровня) Тема: звуки [ф], [ф,] Цель: сформировать умение дифференцировать звуки [ф], [ф’] на слух и в собственной речи в слогах, словах, предложениях.

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровняКонспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки М. Гаршина «Лягушка – путешественница»)[/b] Задачи: 1.

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи в подготовительной группе детей с ОНР (II — III уровня) Тема: «Весна» Цель: закреплять умение составлять рассказ - описание по теме «Весна» Образовательные результаты: • знают признаки весны;.

Конспект занятия в старшей группе для детей с ОНР III уровня «На солнечной полянке» Тема: «На солнечной полянке» Цель: коррекция нарушений в речи и обогащение словарного запаса. Задачи: 1. Познавательные: - конкретизировать.

Ознакомление детей с ОНР III уровня речевого развития с родственными словами Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР Ш уровня речевого развития - это обогащение словарного.

Преодоление недостатков развития письменной речи у младших школьников с социально-педагогической запущенностью ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПИШЕМ С УДОВОЛЬСТВИЕМ!» Актуальность. Общеизвестно, что запущенные.

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня» Рыбакова Ольга Николаевна, E-mail: logoped_ron@mail.ru Аннотация. Данная статья посвящена вопросам психолого-педагогического сопровождения.

Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики в норме и у старших дошкольников с ОНР III уровня Проблема развития моторики и связной речи является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики в связи с увеличением количества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преодоление нарушений письма у младших школьников с ОНР III уровня
Опубликовано: 21 августа 2017 в 09:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Преодоление нарушений письма у младших школьников с ОНР III уровня» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Конаныхина (УИ 1240801) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД