Елена Ляхова
Конспект занятия в старшей группе для детей с ОНР III уровня «На солнечной полянке»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «На солнечной полянке»
Цель: коррекция нарушений в речи и обогащение словарного запаса.
Задачи: 1. Познавательные:
- конкретизировать и обобщить знания детей о насекомых (названия, строение, действия в природе).
2. Коррекционно-развивающие:
- обогатить и активизировать словарный запас по теме «Насекомые»;
- совершенствовать навыки связной речи, словообразования, согласования существительных с числительными;
- развивать артикуляционную и мелкую моторику рук, речевое дыхание; фонематическое восприятие;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе для детей с ОНР III уровня „На солнечной полянке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;
- активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение.
3. Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к представителям класса насекомых; установку на природоохранное отношение к природе;
- обогатить практику толерантного отношения к ответам сверстников и взаимодействия в коллективе.
Оборудование: картинки с изображением насекомых, большой и маленький мячи, карточки с цифрами от 2 до 9;
Ход занятия.
1. Вводная беседа.
Логопед: Весной все ярче светит солнце. Рады яркому солнышку и люди, и птицы, и звери, и насекомые. Как приятно сейчас оказаться на солнечной полянке. Сегодня мы приглашаем вас на солнечную волшебную полянку. Хотите познакомиться с её жителями? Чтобы оказаться на волшебной солнечной полянке нужно сказать такие слова: «1-2-3 – ты на месте покружись, на полянке окажись».
Вот мы и оказались на волшебной солнечной полянке (Открывается стена с картинками, изображающими насекомых). Догадались к кому в гости мы попали? (К насекомым). Молодцы!
На полянке много разных «жителей», но они очень маленького размера и часто прячутся в траве. Чтобы с ними подружиться, надо нам на время в крошек превратиться. Опять нужны волшебные слова: «Эй, полянка, раз, два, три – в малышей нас преврати!» Теперь трава вокруг нас как высокие деревья, песчинки как большие камни, а люди – просто великаны! Как много насекомых живёт на этой полянке: жуки, бабочки, пчёлы. Что же общего у всех насекомых? (У всех насекомых тельце разделено на голову, грудь, брюшко и покрыто жёсткими чешуйками, есть 6 ног, почти у всех есть крылья и усики).
Насекомые – это самая разная и большая группа животных. Как отличить насекомое от других животных? (Нужно сосчитать его ножки).
А я заметила маленького муравья–строителя, который несёт дощечки для ремонта своего дома. Как называется дом муравья? (Муравейник).
- Как вы думаете, слово муравейник это длинное или коротенькое слово? (прохлопывают – 4 части)
- Каких полезных насекомых вы знаете? (пчела, муравей, оса, божья коровка. Шмель)
-Каких вредных насекомых вы знаете? (муха, комар, клещ, таракан, моль, клоп).
Но в природе существуют и совсем безвредные насекомые – это кузнечик, светлячок. Сверчок. Бабочка.
2. ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ.
Игра «Насекомые великаны».
- Это не паук, а паучище
- Это не жук, а жучище
- Это не муравей, а муравьище
- Это не комар, а комарище.
- Это не червяк, а червячище
- Это не шмель, а щмелище
- Это не таракан, а тараканище.
Игра «Назови ласково»
Комар – комарик, таракан – тараканчик, муха – мушка, муравей – муравьишка, жук – жучок, пчела – пчелка.
Логопед: Молодцы! Хотите, проверим, хорошо ли мы знаем насекомых?
Динамическая пауза: «Кто как передвигается?».
Дети становятся в круг. Логопед читает предложения, а дети изображают движения насекомых: машут руками как крылышками (летает насекомое, перебирают пальчиками (ползает насекомое, прыгают (прыгает насекомое).
Клоп ползает, а кузнечик. (прыгает).
Бабочка летает, а сороконожка (ползает).
Муравей ползает, а бабочка (порхает).
Сороконожка ползает, а стрекоза. (летает).
Комар летает, а таракан… (ползает).
Бабочка порхает, а муха… (летает).
Шмель летает, а муравей (ползает).
Кузнечик прыгает, а оса. (летает).
Божья коровка летает, а клоп. (ползает).
Таракан ползает, а сверчок. (прыгает).
ЗАГАДКИ
Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо. (оса)
Прыгает пружинка -
Зелёная спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.
Чемпион по прыжкам
Скачет, скачет по лужкам. (кузнечик)
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. Ответ: Бабочка
В лесу у пня
суетня, беготня:
народ рабочий
весь день хлопочет,
себе город строит. Ответ: Муравьи
Кто над нами вверх ногами
Ходит - не страшится,
Упасть не боится,
Целый день летает,
Всем надоедает? Ответ: Муха
В темном уголке живет,
Шелковую нить плетет,
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался. Ответ: Паук
Игра «Сколько насекомых на полянке».
У каждого ребёнка – предметная картинка с изображением какого-либо насекомого. Логопед показывает цифру (от 2 до 5, а ребёнок должен составить предложение: «На полянке 5 кузнечиков». И т. д.
3. Подведение итогов
Пора возвращаться в детский сад, скажем волшебные слова: «Раз, два, три – полянка, в больших детей нас преврати и в детский садик возврати». Мне понравилось, что сегодня вы были очень дружными, старательными. А что понравилось вам?
Логопед: Сегодня мы встречались с насекомыми. Они, хоть и маленькие, но очень нужны природе. Дадим все вместе слово, не обижать шестиногих друзей. На волшебной полянке мы сегодня побывали, её жителей узнали.