Анжела Булгакова
Консультация «Кто кого?» Родители и дети
▼ Скачать + Заказать документы
В любой семье наступает время, когда ребенок начинает плохо себя вести. Важно понимать, что в эти моменты дети и родители воспитывают друг друга. Как быть? Своим поведением ребенок проверяет, как можно добиться своего, причем наиболее простым известным ему способом. И от того, насколько мудро поведут себя родители, зависит то, каким будет расти ребенок, как он будет себя вести в дальнейшем.
Давайте рассмотрим наиболее распространенные формы, так сказать, плохого поведения детей — это нытье и вспышки гнева. И определимся, как лучше всего поступить в каждом из таких случаев.
Публикация «Консультация „Кто кого?“ Родители и дети» размещена в разделах
Как ведут себя дети и родители, чтобы добиться своего?
Ребенок ноет
Такая форма поведения ребенка может очень сильно раздражать родителей. И родители либо стараются выполнить требования ребенка, только бы он перестал ныть. Либо обрушивают на него свой гнев. И в том, и в другом случае ребенок выиграл сражение. В первом случае он знает, что нытьем он может легко получить свое. Во втором случае — понимает, что может вывести родителей (кого-то из родителей) из равновесия и обязательно будет пользоваться этим приемом против них. К тому же чем сильнее гнев родителей, тем более устойчивым нужно быть ребенку к этому гневу, а, следовательно, у него развивается соответствующее поведение. Что-то вроде такого, когда как бы взрослые не орали, ему все равно.
Некоторые родители в ответ на нытье ребенка начинают тоже ныть, как бы передразнивая ребенка. Что также не является правильным. Поскольку такое поведение родителей вызывает у ребенка враждебность по отношению к родителям.
Правильным будет просто проигнорировать нытье. Для большинства детей этого бывает достаточно. Если игнорирование не срабатывает, то можно сказать ребенку очень спокойно примерно такие слова: «Я не понимаю, что ты говоришь. Когда ты успокоишься и скажешь мне твою просьбу нормальным голосом так, чтобы можно было хорошо разобрать слова, я тебя выслушаю, и мы решим, что делать».
Если нытье вошло уже в привычку, то первые два способа не всегда могут сработать сразу. Поэтому необходимо набраться терпения. Если отреагировать эмоционально или пойти ребенку на уступки, то он поймет, что для достижения своей цели нужно лишь посильнее надавить на родителей, и в следующий раз успокоить его будет уже гораздо сложнее. Поэтому, если первые два способа не сработали, то можно просто чем-нибудь отвлечь ребенка, так сказать, перейти на другую тему. Со временем ребенок начнет ныть меньше и быстро реагировать на игнорирование его нытья.
Ребенок проявляет агрессию, его поведение неконтролируемо
Здесь работают те же правила, что и при нытье. В большинстве случаев, если игнорировать вспышку гнева ребенка и не показывать своего расстройства, то этого бывает достаточно.
Причем в данном случае нужно подумать о наказании ребенка с обязательным объяснением за что именно он наказан. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка способы наказаний должны быть разными, подходящими для конкретного ребенка.
Одним детям достаточно будет того, что на его агрессивное поведение никто не реагирует. И такому ребенку хорошо бы предоставить возможность проявить свою демонстративность в мирных целях, например, отдать его в драмкружок.
Других детей просто необходимо как-то оградить, чтобы они имели возможность выплеснуть свои эмоции и успокоиться. Например, при длительном проявлении гнева, можно закрыть ребенка в безопасном помещении и дать ему время, чтобы успокоиться. Когда агрессивная истерика прекратится, то необходимо найти способ за что ребенка можно похвалить. Например, подтолкнуть его что-то сделать, а потом за сделанное похвалить.
И есть еще дети, для которых ни один из этих вариантов не действует. Таких детей следует наказывать постфактум, когда они уже немного успокоятся. Причем после того, как вспышка гнева прошла с ними необходимо неоднократно проводить беседы, почему такое поведение неприемлемо и что за таким поведением последует. Причем в качестве наказания вполне может сработать лишение каких-либо привилегий или вменение в обязанности дополнительных домашних дел.
Важно то, что спокойствие родителей дает ребенку понять, что они полностью контролируют ситуацию и никакие вспышки гнева или нытья на них не повлияют. Так же очень важно, чтобы дети и родители умели общаться друг с другом, что во многом зависит от того, как родители общаются со своими детьми.
Секреты общения, чтобы дети и родители жили дружно
В поединке «дети и родители» важно обращать внимание на некоторые особенности общения с детьми.
Я-высказывания. Если Вы хотите предъявить свое требование или претензию к ребенку, начните свою речь с «Я». Например, вместо того, чтобы сказать: «Что ты натворил? Ты испачкал весь пол», что обязательно вызовет негодование со стороны ребенка, т. к. звучит как обвинение. Можно сказать так: «Я очень расстраиваюсь, когда дома грязно…».
Молчание. Если нет сил отреагировать на поведение ребенка правильно, то лучше будет помолчать. Молчание очень часто оказывает хорошее воспитательное воздействие.
Контроль. Контроль поведения ребенка может быть в форме просьбы, приказа, наказания или модификации поведения. Все эти формы уместны при воспитании ребенка. Причем не стоит пользоваться только одной из них. В каких-то случаях достаточно попросить. В других — приказать и определить четкие границы. Без наказаний тоже невозможно обойтись. Но наказывать нужно мудро, иначе можно выработать у ребенка агрессивные черты характера или тайную ненависть, которая так или иначе выплеснется когда-нибудь. Хорошо планировать наказания заранее. Пусть дети знают за какую провинность, что их ждет. Где-то это может быть молчание. Где-то — лишение каких-то привилегий или дополнительная обязанность по дому. Где-то — введение определенных ограничений, которые реально выполнимы. Где-то даже порка. Очень важно, чтобы любой вид наказания был реально выполним. Модификация поведения предполагает использование положительных факторов при хорошем поведении ребенка. Хорошее поведение ребенка обязательно должно быть отмечено Вами. Это может быть похвала или подтверждение, что Вам нравится именно такое поведение ребенка. Например, Вы можете сказать: «Мне очень нравится, когда ты так делаешь, как сейчас: убираешь посуду за собой». Это может быть какое-то материальное поощрение. Например, конфета или поход в кафе, парк или еще куда-то. Но увлекаться материальными поощрениями не стоит.
Непосредственное общение с ребенком. Будьте внимательны к ребенку, слушайте его, тактильно общайтесь с ним, улыбайтесь рядом с ним, проводите с ним время. Уважайте его мнение и его желания, но не позволяйте садиться Вам на шею. Все это поможет пробудить в ребенке его лучшие качества.