Евгения Смертина
Личностное развитие ребенка в проектно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Личностное развитие ребенка в проектно-исследовательской деятельности»
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Публикация «Личностное развитие ребенка в проектно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
В ходе проектной деятельности развиваются и детско – родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.
Проектная деятельность имеет свои особенности как целевые, так и возрастные.
В возрасте 3-4 лет а исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.
В моем проекте «Вода, вода - кругом вода» провела простейший опыт с водой:
- Почему осенью бывает грязно? Подвела детей к пониманию такого природного явления, как дождь.
Мы брали Пульверизатор с водой, чашка с землёй.
Затем в горку с песком набрызгали воды (дождик идёт). Потрогали руками образовавшуюся грязь.
Сделали вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно. Дети идя домой наблюдали с родителями за грязной дорогой и рассказывали почему она грязная.
Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Для формирования у детей интереса к этому явлению использовали стихотворение З. Александровой «Дождик», русскую народную потешку «Дождик» и др.
Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит, зато в этой луже может помыть свои крылышки воробей (мы с детьми наблюдали это не раз). Использовали чтение стихотворения А. Барто «Воробей».
Благодаря данному опыту дети испытывали большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
В 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно-знакового материала и продолжают сформировываться конкретные представления о свойствах воды.
Продолжая проект «Вода, вода – кругом вода» был проведен опыт «Теплая капелька». Целью, которого являлась – закрепление конкретных представлений о свойствах воды, знакомство со способом получения теплой воды (смешивая горячую воду с холодной). Мы брали: тазики с горячей и холодной водой, емкости для смешивания воды по количеству детей, ковшики для набирания воды, тряпочки, дидактическая игрушка «Кукла Таня». Тем самым мы развивали умения детей, планировать свою деятельность, делали выводы. Воспитывали аккуратность при работе с водой.
Предварительная работа: экспериментирование с водой, умывание, мытье игрушек, стирка кукольного белья, игра «Холодное – горячее».
Ход занятия
Кукла Таня приходила в группу с грязными руками и щечками. Дети предлагают ей умыться, но в тазиках не теплая, а только горячая и холодная вода.
• Игра с холодными и горячими капельками. Я выяснила ощущения детей и Куклы Тани: приятнее им умываться холодной или горячей водой и почему. Дети объясняли, почему плохо умываться холодной водой (можно простудиться, неприятно, замерзнут руки, плохо отмывается грязь_ и горячей (можно обжечься, даже получить ожог).
Я спрашивала. Можно ли помочь Кукле Кати?
Дети делились своими предложениями и анализировали их.
• Подождать, когда горячая вода остынет (но это долго);
• Поставить холодную воду на батарею, чтобы она согрелась (на это тоже нужно время);
• Смешать холодную и горячую воду (это быстро и легко).
Я объясняла детям, чем и для чего они будут заниматься: получать теплую воду («теплую капельку») путем смешивания горячей и холодной воды.
- Что для этого необходимо взять? (уточняла, для чего необходим каждый предмет).
Ребята планировали свою деятельность : необходимо взять емкость, чтобы смешивать воду; ковшик, чтобы набирать воду; тряпочки, чтобы вытирать воду, если она прольется.
Дети рассказывали Кукле Тани о правилах при работе с водой. В процессе самостоятельной деятельности они получают теплую воду путем смешивания холодной и горячей воды и предлагают Кукле умываться.
• Чтобы получить теплую воду, нужно смешивать горячую с холодной;
• В кране тоже можно получить теплую воду, открыв синий (холодный) и красный (горячий) краны одновременно.
Таким образом, Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается, а полученные знания закрепляет дома с родителями (стирает платочки, кукольную одежду).
В 5-6 лет в проектной деятельности должны быть представлены все типы материалов с более сложным содержанием.
Следующим этапом моего проекта является нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей. Целью, которого является развивать умение детей взаимодействовать с исследуемым объектом в условиях как средство познания окружающего мира.
Задачи, представлены на экране.
Методическое обеспечение: предварительная работа, наблюдение, экспериментальная работа, беседа, выводы.
Мы брали: набор мнемотаблиц по теме: «Вода», пластиковые стаканы, ложечка для размешивания, сахар, тряпочки, фартуки, стакан с молоком, поднос, графин с водой.
Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, формочки.
Неструктурированный материал: вода.
Затем я пригласила детей в мини лабораторию и приступили к исследованию.
Опыт 1. Какой формы вода?
На столе лежали кубик и шарик. Я спрашивала, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Мы сделали следующие выводы: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. И так вода не имеет формы.
Опыт 2. Какого цвета вода?
Брали два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды.
Опыт 3. Вода – растворитель.
Я спрашивала: А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.
Обращаю внимание детей на стакан, где растворяли муку.
- Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Затем была проведена Игра-эксперемент «Цветное молоко»
1. Налили молоко в сосуд
2. Добавили в него по несколько капель краски. А теперь хотите верьте, хотите нет, но мы заставили молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Взяли ватную палочку, окунули ее в моющее средство и дотронулись ею до центра тарелки с молоком. И увидели, что молоко начало двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!
По результатам опроса детей и их родителей по проектной деятельности можно сделать вывод, что знания в области «Познания» на начало проекта составляло 69%, на конец проекта 93%. Видна положительная динамика, которая составила 24%. Такие результаты дали основание продолжить использование проектной деятельности в ДОУ в разных возрастных группах.
В заключении можно сказать, что проектный метод обучения является для дошкольников инновационным и он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
Автор: Смертина Е. Л., старший воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад»