Ирина
Конспект занятия для старших дошкольников «Литературная тропа г. Орел»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАНЯТИЕ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТЕМУ :
«ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРОПА г. ОРЕЛ»
Составила Кузьменкова И. А. воспитатель МБДОУ 86 г. Орел
Экскурсия по литературным местам : - к памятнику С. Есенина; - к памятнику А. Пушкина.
Публикация «Конспект занятия для старших дошкольников „Литературная тропа г, Орел“» размещена в разделах
ЦЕЛЬ: Расширить кругозор, знания о своем родном городе. Дать детям развернутое представление о творчестве поэта - С. А. Есенина и А. С. Пушкина.
ЗАДАЧИ: - развивать выразительную речь детей; - прививать детям любовь к русской поэзии; - воспитывать нравственно-патриотические чувства, любовь к родному краю.
ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ : Разучивание с детьми стихотворений, рассматривание картинок и фотографий, подготовка к экскурсии.
Ход ЭКСКУРСИИ:
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Сергей Есенин живет в памяти как яркая звезда серебряного века русской поэзии. Он появился на свет как будто в соответствии с фамилией – в пору золотой осени. Благодарными читателями издавна являются и дети. Но к сожалению, у Есенина почти нет стихов для детей. Только в разделе «Стихотворения на случай» мы обнаружили послание к девочке «Как должна рекомендоваться Марина» :
РЕБЕНОК:
Скажу вам речь не плоскую, В ней все слова важны: Мариной Ивановскою, Вы звать меня должны.
Меня легко обрамите: Я маленький портрет, Сейчас учусь я грамоте, И скоро мне шесть лет.
Глазенки мои карие, И не плохи, Ах, иногда в ударе я, Могу читать стихи.
Перо мое не славится, Подчас пишу не в лад. Но больше всего нравится, Мне кушать «шыколат».
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Ранние стихи Есенина прозрачны и чисты. Перечитываешь их от самого маленького до самого большого. Одним из таких стихотворений являются «Бабушкины сказки». Читая это произведение, так и кажется, что это рассказывает озорной мальчишка.
РЕБЕНОК:
В зимний вечер по задворкам Разухабистой гурьбой. По сугробам, по пригорка, Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки, И садимся в два рядка, Слушать бабушкины сказки - Про Ивана – дурака. И сидим мы, еле дышим. Время к полночи идет. Притворимся, что не слышим, Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели. Но, а как теперь уж спать? И опять мы загалдели, Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело: «Что ж сидеть-то до зари?» Ну, а нам какое дело, - Говори да говори.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
После этого стихотворения так и хочется прочесть длинное стихотворение «Сиротка». Оно написано по мотивам известных народных сказок о недоброй мачехе и несчастной падчерице, о всесильном Дедушке Морозе, изменившем судьбу девушки.
РЕБЕНОК:
Маша – круглая сиротка. Плохо, плохо Маше жить. Злая мачеха сердито, Без вины ее бранит. Ходит Маша в сарафане, Сарафан весь из заплат, А на мачехиной дочке, Бусы с серьгами гремят. Сшила Маша на подачки, Сарафан себе другой. И на голову надела полушубок голубой…
РЕБЕНОК:
Злая мачеха доводит девушку до слез. Выбегает Маша на крыльцо поплакать, слезы на стуже замерзают и превращаются в жемчуга. Собрала их сирота в фартук, да только хотела домой идти, как бежит с горки Дед Мороз и кричит: «Здесь я свои жемчуга рассыпал-потерял!» Маша готова все вернуть дедушке, а старик признается, что «в награду» эти слезы «заморозил в жемчуга». В конце сказки Маша попадает во дворец, чтобы стать женой короля.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Другое большое стихотворение юного поэта – «Лебедушка». Это красивая и грустная былина из жизни животных, она рассказывает о самоотверженной материнской любви, о том, как бережет, воспитывает и спасает своих деток – лебедятушек.
В своих произведениях Есенин передает нам образное видение мира. Он рисует все, что видишь, выйдя утром за дом. Большое дарит жизнь маленькому.
Запоминай все это сердцем и люби.
РЕБЕНОК:
Сергей Есенин. В этом имени - слово «есень». Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нем от русских песен - Поднебесье, тихие веси, Сень березы и синь – рассвет. Что-то есть в нем и от весенней Грусти, юности, чистоты. Только скажут «Сергей Есенин». Всей России встают черты:
РЕБЕНОК:
И над заводью месяц тонкий, И в степи, у заросших троп, Красногривого жеребенка, Неуклюжий, смешной галоп. И весенних осин сережки, И рязанского неба ширь, И проселочные дорожки, И приокские камыши.
РЕБЕНОК:
Слово болью шло, замирая, Будто било в колокола, - Русь, Россия, не надо рая, Только ты бы одна жила.
РЕБЕНОК:
Если б черное знать предвестье, И от гибели остеречь! Только руки в широком жесте, Выше плеч летят, выше плеч. Над Россией летят… Есенин! Осень, есень, осенний цвет, Все равно это цвет весенний, Сень березы и синь – рассвет.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
А теперь давайте перейдем к памятнику А. С. ПУШКИНА. Эти два великих поэта не могли встретиться в жизни, так как жили в разное время, но в нашем небольшом скверике встретились их памятники.
Наша память хранит с детства веселое имя: ПУШКИН. Мы вспоминаем эту дорогую кудрявую голову, мы повторяем стихи. Его стихи лепечут уста детей и его же стихи текут вослед за нами в продолжении всей нашей жизни. И так проходят годы, десятилетия, а сам он не проходит. Великий и желанный спутник, он идет с нами от нашего детства и до нашей старости, он всегда около нас, он всегда откликается на зов нашего сердца.
РЕБЕНОК:
В. Инбер. «Пушкин жив»
От бомбы дрогнули в огне Стропила мирной комнатушки, А человек стоял в окне, А человек взывал: «Ко мне! Тут книги у меня. Тут Пушкин!» Ему кричали: «Выходи!» - Но книг оставить не хотел он. И крепко прижимал к груди Он томик полуобгореллый.
Когда же произошел обвал, И рухнул человек при этом, То и тогда он прижимал, К груди создание поэта.
В больнице долго ор без сил, Лежал, как мертвый, на подушке, И первое, что он спросил, Придя в сознание: «А Пушкин?» И голос друга, поспешив, Ему ответил: «Пушкин жив».
У ПАМЯТНИКА
С. Маршак
РЕБЕНОК:
У памятника на бульваре летом, Играют дети. И, склонив главу, По пояс озарен вечерним светом, Он с возвышенья смотрит на Москву,
Поют, гудят машины, выбегая, НА площадь и бульвар из-за угла. Бурлит Москва - родная, но другая - И старше, и моложе, чем была.
А он все тот же. Только год от года, Фигура с наклоненной головой, Роднее и дороже для народа, Шумящего вокруг на мостовой.
Участник наших радостей и бедствий, Стоит, незыблем в бурю и грозу, Там, где играл, быть может, в раннем детстве, Как те ребята, что снуют внизу.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
И на этом месте, на улице нашего города не вдруг был поставлен памятник, самому великому всех времен и народов поэту А. С. Пушкину.
У нас в Орле жил генерал от артиллерии Алексей Петрович Ермолов, герой Отечественной войны 1812 года, покоритель Кавказа. Он похоронен на Троицком кладбище.
Вот к нему, по пути на Кавказ А. С. Пушкин и сделал крюк в 200 верст, чтобы поклониться, пожать руку генералу. Это был знак глубокого уважения к полководческому таланту и человеческому достоинству А. П. Ермолова.
На этом и закончилась наша экскурсия в один из литературных сквериков нашего города.
(Дети возвращаются в группу и делятся своими впечатлениями.)