Получи документы

Мастер-класс на тему «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей посредством театрализованной деятельности» (5 фото)

Элла Альбертовна Чухонцева
Мастер-класс на тему «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей посредством театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

"Мастер-класс на тему:

«Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»"

Публикация «Мастер-класс на тему „Развитие эмоциональной отзывчивости у детей посредством театрализованной деятельности“» размещена в разделах

На всех этапах становления педагогики, проблема развития эмоциональной отзывчивости и детского творчества не теряла своей актуальности. Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить. Театр радует детей, развлекает и развивает их, им нравится общаться, они учатся творчески мыслить, анализировать, ощущать себя в ином мире.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Театральная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь.

Я уже много лет работаю музыкальным руководителем и всегда во время проведения образовательной деятельности, праздников и развлечений использую элементы театрализованной деятельности в работе с детьми и считаю, что роль музыкального руководителя в театрализованной деятельности детей огромна. Каждый ребенок талантлив изначально, и театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве.

Я считаю, что основная цель музыкального руководителя при организации театрализованной деятельности – это не ограничиваться сценарной, режиссерской, постановочной работой с детьми-актерами, а через все виды деятельности способствовать формированию в детях творческого начала. При этом музыкальному руководителю самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т. е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры.

Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.

Музыкальный руководитель должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.

Таким образом, мой опыт работы на тему «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности», будет способствовать всестороннему развитию личности, умеющей творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и находить выход из сложившихся ситуаций; проявлению таланта, формированию нравственных позиций по отношению к сверстникам и старшим, а значит, облегчает вхождение ребенка в сложный социальный мир.

Цель: развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, формирование творческих навыков у дошкольников средствами театрального искусства.

Задачи:

- повысить профессиональный уровень педагогов;

- систематизировать опыт работы с детьми в постановке инсценировок, музыкальных представлений;

- создать условия для совместной музыкально-театральной деятельность детей и взрослых;

- приобщать родителей к подготовке спектаклей для повышения компетентности в жизни детей в ДОУ;

- формировать в ДОУ художественно-эстетической развивающей среды.

На первом этапе работы я поставила следующие задачи: выявить склонности и способности каждого ребенка, нацелить его на самостоятельное творчество, увлечь театральной игрой, как только ребенок приходит в детский сад. С этой целью планировала и организовывала театр картинок, театр игрушки, театр пяти пальцев, настольный театр, теневой театр, би-ба-бо.

Опыт работы с дошкольниками показывает, что приступать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста (в средней группе).

Дети в этом возрасте воспринимают необходимые понятия, их словарный запас дополняется словами, обозначающими эмоции, однако само слово «эмоция» не вводится, оно подменяется более доступным для детей данного возраста понятием «настроение». И, конечно же, они с большим удовольствием выполняют практические упражнения, играют. Работа в данном направлении по театрализованной деятельности состоит в применении определенных этюдов, упражнений, игр, нацеленных на развитие мимики и пантомимики. В ходе выполнения таких заданий осуществляется знакомство с основными эмоциональными настроениями и способами их жестового выражения.

Важность этой работы усугубляется тем, что без глубокого осознания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления невыполнима выразительность речи. Ненавязчиво и непринужденно дети учатся вербальному перевоплощению, стремятся, чтобы характер героя, его голос легко узнавались всеми. Вместе с тем, особое внимание детей направляется на взаимосвязь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями)

Художественные произведения для репертуара подбирала с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Особенное внимание уделяется импровизации с использованием доступных детям средств выразительности (мимики, жестов, движений и пр.). Для себя отметила, что дети чаще всего предпочитают кукольный театр, т. к. они еще не уверенны в себе и пытаются спрятаться за ширму от зрителя. Дошкольники, преодолевшие робость, стали участвовать в инсценировках, как актеры драматического театра. При этом, наблюдая друг за другом, они обогащали свой опыт. Чтобы развить воображение, фантазию, речь детей, предлагала им выбрать кукол из разных сказок и придумать с их участием новую сказку. Здесь важна роль взрослого, так как речь детей в этом возрасте все еще недостаточно сформирована, и ребенок нуждается в помощи и поддержке. Незаметно для детей подводила их к драматизации сказок, привлекая их самостоятельно передавать образ определенного героя или сказочного персонажа без куклы и не прячась за ширму.

В ходе работы с детьми старалась не заучивать с детьми текст, а создавала такие ситуации, чтобы они могли проявить творчество, сами придумывали диалоги, самостоятельно искали выразительные интонации.

Сценки из сказок разучивала маленькими фрагментами, чтобы каждый ребенок мог попробовать себя во всех ролях.

Мастер-класс на тему «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей посредством театрализованной деятельности»

Театрализованная деятельность позволила мне объединить детей в небольшие творческие группы, помогла детям узнать и запомнить то или иное литературное произведение.

Чтобы научить детей входить в образ, передавать его характерные особенности, использовала различные театральные этюды, цель которых научить ребенка посредством жестов, мимики, пластики, ритмики передавать настроение персонажа, его характер, темперамент и пр.

Свою работу с детьми проводила целенаправленно, планомерно и поэтапно.

1 этап – организационный. Цель этого этапа – формирование обогащенного активного мышления на принципах сотрудничества.

Фото «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей посредством театрализованной деятельности»

Здесь ставила задачу разбудить детей, снять имеющиеся у них комплексы, используя и применяя законы и средства театрального искусства: основные (этюды, упражнения, игры и пр.) и вспомогательные (музыка, рисование).

На специальных технических занятиях:

осуществляла подачу информации, необходимой для дальнейшей работы;

формировала артистические навыки и умения;

учила выражать основные эмоции, качества характера персонажей, чувства через мимику и пантомимику;

формировала умение детей принимать на себя ролевые позиции, развернутые эмоциональными и двигательными проявлениями.

2 этап – подготовительный. Работа на данном этапе направлена на углубление восприятия литературно-художественного текста (содержание, смысловой и эмоциональный подтекст и образность). Начинала с пересказа произведения, которое запланировано для постановки в текущем году.

Мастер-класс на тему - фото

Рассказывала детям произведение на память, очень выразительно, передавая характерные черты персонажей, образность и выразительность их диалогов и монологов. Во время рассказывания смотрела детям в глаза, тем самым побуждая их видеть мою мимику при передаче образа того или иного персонажа. Наряду с пересказом текста проводила работу по углублению восприятия произведения: беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, просмотр художественного фильма или мультфильма, поставленного по мотивам произведения, дидактические игры, лексические упражнения и пр. Посредством такой работы у детей происходит обогащение познавательного и эмоционального опыта по теме и идее самого произведения для последующей театрализации.

Дальнейшая цель состояла в том, чтобы научить детей передавать характерные особенности героя, развивать у них умение входить в образ персонажа, т. е. развивать артистические и творческие способности детей через театральные этюды. Мною были определены этапы работы с детьми:

последовательное знакомство детей с видами театра;

поэтапное освоение детьми видов творчества по возрасту;

совершенствование артистических навыков детей;

раскрепощение ребенка;

работа над образом и интонацией;

коллективные действия и взаимодействия;

пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать и переживать.

Фото №1 Мастер класс на тему

Для себя отметила: чем полнее и эмоциональнее восприятие литературных произведений, тем выше уровень театрального воплощения.

Значительное место в этой работе отводилось формированию умению читать стихи под музыку, которая помогает им проникнуть в характер текста, в его настроение. Дети становятся более эмоциональными, а где эмоции, там и жесты, пластика, пантомима, мимика. Для детского самовыражения проводила занятия на развитие пластической выразительности при создании образа, на развитие выразительной мимики. Использовала такой вид работы, как театральные этюды типа «Сердитый дедушка», «Удивились», «Испугались», «Соленый чай» и т. д.

Посредством театральной деятельности и с помощью некоторых приёмов я решаю следующие задачи:

- Развитие эмоционального реагирования;

- Развитие эмоциональной выразительности

- Развитие эмпатии (т. е. эмоциональной отзывчивости - сочувствия);

- Формирование словаря эмоциональной лексики.

Результат работы с дошкольниками в театрализованной деятельности виден в праздниках и развлечениях, драматизациях различных сказок. Каждый год в нашем городе проходит фестиваль «Липецкая звездочка», готовим детей в разных номинациях: «Серебристый голосок» - вокальный конкурс, «Веселый каблучок» - хореографический, «Я б артистом стать хотел» - муз. -театрализованная деятельность, «Мир поэзии» - художественное слово. Каждый год мы с детьми готовим разные сказки на фестиваль «Липецкая звездочка». Дети были артистами в сказках: «Как избушка стала дворцом» (Приз за оригинальность сценического жанра, экологическая сказка «Лесная история» (2 место, сказка «Зеркальце» (Приз зрительских симпатий, «Царевна - Лягушка» (2 место, экологическая сказка на новый лад «Красная Шапочка» (3 место, «Мешок яблок» (1 место, «Белоснежка и семь гномов» (1 место)

В развитии творческих способностей существенную роль оказали коллективные просмотры видеофильмов. Дети смотрели фильмы и зрительно учились у профессиональных актеров передаче образа, характера героев, характеризовали их поступки, внешний вид.

3 этап – основной. Его цель – создание сценического образа. В ходе этого этапа нацеливала детей на восприятие ими индивидуальных качеств персонажа, отражение характерных особенностей и направляла ребят на их передачу в действии. Особое внимание уделяла развитию творчества и интереса к импровизации в процессе воплощения образа с помощью разных средств выразительности.

Детей подводила к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по своему. Поощряла желание придумывать свои способы реализации, действовать не на основе копирования музыкального руководителя или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста. Эту работу проводила также постепенно.

Произведения фольклорного жанра вызывали определенные трудности в передаче специфической лексики персонажей, ее колорита, деревенского диалекта. Но после предварительного просмотра экранизаций литературных произведений (художественные фильмы или мультипликационные постановки, в ходе занятий дети на глазах становились настоящими артистами.

Усвоив текст, предлагала детям охарактеризовать персонажей и выбрать роль, кто какую сможет сыграть.

Мы с вами рассмотрели такие средства образной выразительности, как мимика, интонация, но есть еще такое средство как пантомимика, то есть передача наиболее ярких движений, которые сделают образ героя сказки, более характерным. И сегодня я предлагаю Вам это сделать.

4 этап – заключительный. Работа здесь направлена на постановку спектакля, на вживание в образ, на эмоциональную окраску персонажей.

Спектакль ставила небольшими фрагментами и над каждой ролью работала сначала индивидуально, затем только объединяла всех, когда каждый ребенок – артист знает с какой стороны он выйдет и куда уйдет, как сядет, как встанет, повернется, где будут его руки и пр.

В ходе работы было поставлено несколько спектаклей по мотивам русских народных сказок («Круть и Верть», «Петушок – золотой гребешок», «Зарядка для хвоста», «Кот – котофей», «Медведь и все-все-все», «Пожар в лесу» и др.).

Мною накоплен большой методический материал: составлен план работы с детьми по развитию эмоциональной отзывчивости у дошкольников посредством театрализованной деятельности (7 лет, создана картотека эмоций, подобраны этюды для развития мимики и эмоций, изготовлены атрибуты к спектаклям, сшиты костюмы, приобретены декорации, изготовлен и приобретен инвентарь для театрализованной деятельности и др. Своим опытом работы я делюсь с коллегами: провожу консультации для педагогов и родителей, осуществляю показ образовательной деятельности, мастер-классы.

Посредством такой многогранной работы с детьми в направлении театрализованной деятельности, использования многообразия форм, методов и приемов я с детьми создала разнообразные сценические образы.

Приобретенные детьми навыки и умения позволяют им реализовывать себя в процессе постановки спектаклей, где они достаточно успешно вживаются в свои роли. Вот таким образом через театрализованную деятельность мною осуществляется такая нелегкая, но интересная и плодотворная работа не только по созданию эмоционального сценического образа и воплощения этого образа в спектакле, но и работа по развитию личности ребенка – дошкольника в целом, формированию его нравственных и личностных качеств.

Дети свободно владеют мимикой, пантомимикой, жестами, художественным словом, интонационной выразительностью речи. Создавая определенный образ или исполняя какую – либо роль, дети могут перевоплощаться, показывать характер героя или персонажа, его настроение и индивидуальные особенности.

Таким образом, налицо эффективность проводимой мною углубленной работы с детьми по театрализованной деятельности. На перспективу есть новые идеи в плане постановки спектаклей и развития творческих способностей посредством театрализованной деятельности.

Хочу отметить результативность работы:

- значительное повышение интереса детей к театрализованной деятельности;

- развитие у детей памяти, мышления, воображения, выразительности речи, расширение словарного запаса, формирование правильного звукопроизношения;

- снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через театрализованную деятельность;

- заинтересованность родителей в изготовлении театральных костюмов;

- развитие стремления быть отзывчивым, проявлять внимание к душевному состоянию, радоваться успехам сверстников;

- раскрепощение детей, желание выступать перед сверстниками и взрослыми.

Фото №2 Развитие ребенка

Работа по развитию эмоциональной отзывчивости у дошкольников посредством театрализованной деятельности была эффективна, что подтверждают результаты участия детей в областных и городских конкурсах:

2016-2023 годы:

• VII Международный конкурс «Гордость страны» Самедова Станислава победитель I степени. Номинация: Звуки весны, Песня "Веснушки", муз. А Варламова

• Всероссийский конкурс «Вехи великой победы – 23», Лауреат I степени. Номинация «Танцевальная композиция» танец с полотнами «Небо», дети подг. гр.

• Фестиваль «Липецкая звездочка», номинация «Веселый каблучок», 2022г. - танец «Лебедушка» (1 место)

2023г. - танец «Поварята» (2 место)

2024г. – танец «Селфи» (1 место)

• III Всероссийский конкурс «Будущее страны» Баловнева София, Бугакова Ася победители I степени Номинация: Театральный конкурс "Со сцены для мамы" Название работы: Сценка "Две мамы"

• Международный конкурс «Новые идеи» патриотической направленности «Родина моя». Назарчук Николь, Антипов Степан дети под. гр. Победители I степени. Номинация: Родина в стихах Название работы: Стихотворение «Липецк – мой город»

• Международный конкурс «АРТ – ТАЛАНТ» детско-юношеского творчества «В мире сказок», дети подг. гр. "Рябинка" Победители I место. Номинация «Иллюстрация к сказке» Конкурсная работа: Театрализованное представление по ПДД "На лесном перекрестке"

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Фотоотчет «Развитие активного и пассивного словаря у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»Фотоотчет «Развитие активного и пассивного словаря у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности» ФОТООТЧЕТ Тема: «Развитие активного и пассивного словаря у детей раннего возраста через театрализованную деятельность» Воспитатель: Пескова.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Роль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в подготовительной группеРоль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в подготовительной группе Презентация на тему: «Роль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку». Подготовительная группа. Подготовила воспитатель.

Развитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчетРазвитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчет Дети младшего дошкольного возраста в семье и в детском саду читают русские народные сказки, например, «Курочка ряба», «Репка», «Колобок»,.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс на тему «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей посредством театрализованной деятельности»
Опубликовано: 28 июля 2024 в 20:58
+420Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс на тему «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей посредством театрализованной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Элла Альбертовна Чухонцева (УИ 2608697) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 76.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД