Получи документы

Математическое образование как основа высокотехнологичной экономики России

Алеева Елена Владимировна
Математическое образование как основа высокотехнологичной экономики России

Модернизация российской системы образования является одним из главных направлений развития российского общества и одним из главных условий формирования инновационной экономики России. Согласно национальной образовательной инициативе, главной задачей современной системы образования является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Публикация «Математическое образование как основа высокотехнологичной экономики России» размещена в разделах

Утвержденная Правительством России государственная программа развития образования до 2020 года направлена на реализацию мероприятий по обеспечению функционирования и развития всех уровней сферы образования. При этом, как отметил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, основной акцент в программе развития российского школьного образования до 2020 года будет сделан на математике

(«Особый акцент будет сделан на развитии математического образования как основы для создания высокотехнологичной экономики. Надо признаться, что это наше конкурентное преимущество. Эта тема у нас развита в отличие от других направлений, и нам ее нужно сохранять», - Д. А. Медведев)

Распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 2506-р утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации, в которой отведена роль и дошкольному образованию.

Если мы обратимся к основному документу дошкольного образования – ФГОС ДО, то заметим, что в ОО «Познавательное развитие» одним из направлений является «Формирование математических представлений».

Целевые ориентиры по ФГОС ДО:

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

При этом если мы сопоставим Концепцию математического образования и ФГОС ДО, а именно - условия их реализации, то заметим единый подход:

1) Приоритетным направлением реализации Концепции является - создание условий для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни (прежде всего это предметно-пространственная и информационная среда, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка).

2) Во ФГОС ДО в качестве требований, необходимых для успешной реализации Программы, определяется обеспечение психолого-педагогических условий:

- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

Т. е. математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться только развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию.

Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполнения действий.

В связи с этим мы с вами понимаем, что содержание, методы и формы работы с детьми должны быть несколько иными. Так, в педагогических исследованиях заметно акцентируется необходимость применения гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка, привлекательные для детей формы работы.

В предлагаемой модели все эти элементы (формы, методы, средства) тесно взаимосвязаны. Многие из них реализуются в наших д/садах.

Всем известны традиционные методы: практические, игровые, словесные, наглядные. В практике нашего д/сада они добавляются, например, решением проблемных ситуаций, логических задач, прогнозированием (т. е. умением рассматривать предметы во временном аспекте – прошлое, настоящее, будущее, широко используется моделирование и конструирование.

Также претерпевают изменения и формы работы с детьми – это активное включение математики в повседневные бытовые и игровые ситуации (навести порядок в группе, разложив игрушки по величине; приготовить материал к занятию по количеству детей; угостить кукол, чтобы всем хватило торта и пр.). Очень интересны и увлекательны для детей викторины, КВН, олимпиады, математические мастерские, клубы.

В настоящее время разнообразны и средства математического развития детей, которые могут быть как материальными (дидактический, развивающий материал, так и идеальными (новые приемы, подходы, технологии).

Наш многолетний опыт работы в рамках приоритетного направления «Познавательное развитие», а именно «математическое развитие и логика» показал, что наиболее эффективным средством для освоения дошкольниками первичных математических представлений являются информационные технологии.

Наш детский сад всегда отличался тем, что любые новшества, связанные с информационными технологиями, приветствовались и внедрялись. Так, например, с 2001 года в детском саду функционирует компьютерный класс, оборудованный современной техникой; с 2011 в образовательный процесс внедрена интерактивная доска; с 2014 года на группы приобретены телевизоры с USB портами, позволяющими воспитателям использовать в образовательной деятельности мультимедийные презентации.

Подробнее остановимся на том, каким образом в нашем детском саду используются информационные технологии для реализации направлений ФЭМП.

Интерактивная доска

В нашем детском саду интерактивная доска используется в образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений, нами наработан большой опыт в этом направлении, который мы обобщили и опубликовали в учебно-методическом пособии «Информационные технологии в детском саду». В это пособие вошли конспекты занятий по развитию элементарных математических представлений.

Занятие с использованием интерактивной доски имеет ту же структуру, что и традиционное занятие:

• Вводная (мотивация, постановка цели, введение в новую тему или задание - может повторяться несколько раз в течение занятия, так как является его основой)

Основная (непосредственная работа детей по выполнению заданий)

• Заключительная (обсуждение в конце занятия того, что было пройдено, анализ и самоанализ.

Но вместе с тем интерактивная доска как эффективное средство повышения мотивации, познавательной активности, мыслительной деятельности может использоваться в любой из частей занятия. На этих занятиях дети овладевают функциями интерактивной доски, такими как работа стилусом, использование шторки, фокуса и т. д.

Персональные компьютеры.

Одна из форм практического мышления – это игра. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника – компьютера, как игрового средства.

В практике своей работы мы используем игры «Веселые моторы». Эти игры для тренировки памяти, упражнения на внимание, математические задачи, упражнения для развития пространственного воображения и логические игрушки.

«Батискаф - танец»

Посмотри, как замечательно танцует рыбка-клоун! Сможешь запомнить её движения и найти фигуру, которую она изобразила?

«Каток – дорожная мозаика»

Катку нужно отремонтировать дорогу. Поможешь ему в этом? Закрой кусочками асфальта яму, а каток потом раскатает асфальт и закроет яму.

«Баржа - созвездия»

В море баржи находят дорогу к островам по звездам. Выбери баржу, проследи её путь и отметь остров флажком. Чтобы найти правильный путь, ты можешь перетаскивать звезды.

«Пароход – дорога домой»

Помоги пингвинам-капитанам добраться до своих кораблей. Вначале выбери пингвина, а затем нажми на кораблик, к которому ведёт ледяная дорожка.

Компьютерные математические игры, помогая закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно. Компьютерные математические игры не навязывают детям темп игры, в них учитываются ответы детей при формировании новых заданий, тем самым, обеспечивая индивидуальный подход к обучению.

Телевизоры с USB портом

Как я уже говорила выше, в группах у нас установлены телевизоры с USB портом для демонстрации мультимедийных презентаций, которые широко используются воспитателями в образовательной деятельности, в том числе и на занятиях по развитию элементарных математически представлений. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Использование мультимедийных презентаций на занятиях по развитию элементарных математических представлений обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

Необходимо заметить, что в процессе создания новых заданий для занятий с использованием информационных технологий, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе педагогического воздействия.

Робототехника

Робототехника - это новое направление в нашей образовательной деятельности. Сегодня на мастер-классе вам продемонстрируют конструктор, который мы используем для работы с детьми. Несколько слов о причине возникновения такого направления в образовательных организациях. В современной России существует проблема недостаточной обеспеченности инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Поэтому возникла необходимость вести популяризацию профессии инженера, ведь использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами.

Кроме этого назрела необходимость, как можно раньше начинать прививать интерес и закладывать базовые знания и навыки в области робототехники с целью формирования у старших дошкольников интереса к техническим видам творчества и развития конструктивного мышления средствами робототехники.

Надо сказать, что популяризация профессии инженера в России на сегодняшний день идет полным ходом, так, например, в городах открываются кружки робототехники; проводятся олимпиады, фестивали, соревнования на различном уровне.

В 2016 году мы впервые приняли участие в соревновании ИКаРенок (Инженерные Кадры России, одержали победу на городском и региональном уровнях, представляли Самарскую область в Москве.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. • Современная ситуация в системе образования, в которой.

Формирование речевого дыхания как основа звукопроизношения «Формирование речевого дыхания - как основа звукопроизношения» Обращали ли Вы внимание на то, как дышат ваши дети? Правильное дыхание –.

Творческое музицирование как основа музыкального развития дошкольников Слайд 1. Творческое музицирование -это возможность приобрести многообразный опыт с музыкой - опыта движения и речи, опыта слушателя, композитора,.

Формирование нравственных ценностей у дошкольников как основа здоровья нации Формирование нравственных ценностей у дошкольников как основа здоровья нации Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется.

Математическое образование в современном ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО Одной из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста является развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Режим дня как основа крепкого здоровья У большинства людей слово «режим» вызывает негативную реакцию. Основано это на противоречии между банальной человеческой ленью и усилиях.

Ознакомление с родословной как основа нравственно-патриотического воспитания дошкольниковОзнакомление с родословной как основа нравственно-патриотического воспитания дошкольников Мы большое внимание уделяем работе с семьей. Каждый год проводим традиционную тематическую неделю «Моя родословная»: изучаем истории семей,.

Современные инновационные технологии как основа улучшения образовательного процессаСовременные инновационные технологии как основа улучшения образовательного процесса Музыкальный руководитель Хамтоху Ф. А. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего.

Экологическое воспитание и образование детей чрезвычайно важно в настоящее время. 2017 год в России объявлен годом экологии. Формы и методы экологического воспитания дошкольников Воспитатель ФБГДОУ "Центр развития ребенка д/с "Сосны": Петухова В. Н. Родная.

Эссе «Образование как источник общественного богатства» Размышляя над темой «Образование как источник общественного богатства» невольно задаешься вопросом, что такое образование, и как его понимать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Математическое образование как основа высокотехнологичной экономики России
Опубликовано: 8 февраля 2018 в 11:33
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД