Лучший педагог года

Наглядное моделирование в коррекционной работе учителя-логопеда.

Наталья Шилина
Наглядное моделирование в коррекционной работе учителя-логопеда.

Сегодня совершенно определенно можно выявить назревшие противоречия между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями детей. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе. Особенно характерны трудности обучения для детей с ОНР.

Публикация «Наглядное моделирование в коррекционной работе учителя-логопеда,» размещена в разделах

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Что такое наглядное моделирование?

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. (слайд 1). Применительно к детскому саду, моделирование – это наглядно-практический метод обучения, позволяющий обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях и скрытых характеристиках предметов, объектов окружающего мира, о связях и отношениях, имеющихся между ними.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Предлагаю варианты использования наглядного моделирования в различных разделах коррекционно-логопедической работе, которые позволяют активизировать детей и помогают решить поставленные задачи.

1. Развитие артикуляционного аппарата.

Первое, где я начинаю использовать наглядные модели - это артикуляционная гимнастика (слайд 1). При знакомстве с названиями упражнений я сначала использую картинки-символы, которые соответствуют данному упражнению, а когда дети знакомы со всеми упражнениями можно показать при помощи картинок-символов, над какими упражнениями будем сегодня работать.

Также использую в своей работе «Веселый артстадион» (слайд 2)- это фронтальное поле для системного моделирования артикуляционных упражнений, действующее как сигнал к произвольному и непроизвольному воспроизведению определенных поз. Данный артикуляционный тренажер состоит из шести разноцветных полос, расположенных друг над другом. Нижняя голубая полоса символизирует мир стихий, серая – мир минералов, зеленая – растений, желтая – животных, оранжевая – «дом» человеческого языка, верхняя красная – изделии человеческих рук. Каждый цвет обозначается символом-картинкой. Каждое упражнение обыгрывается картинкой «Язычком» и картинкой-символом, размещенных на разноцветных дорожках стадиона. Такое расположение позволило обеспечить развитие новых свойств на основе предыдущих. Так, ощущения от движений-подражаний языку стихий (ток воздуха, регуляция слюноотделения, тепло и прохлада, напряжение и расслабление и т. д.) сохраняются во всей последующей гимнастике, а элементарные артикулярные позы (поднятие, опускание, высовывание и втягивание языка и т. д.) усложняются и совершенствуются в упражнениях новых уровней.

2. Использование элементов моделирования при проведении дыхательной гимнастики.

Схематические изображения используются для разграничения ротового и носового вдоха и выдоха (Слайд 4)

3. Работа со звуком.

Начиная работу над звуками, я так же использую модели-символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Модели легко классифицируются по всем видам нарушенного произношения звуков, поэтому хорошо узнаваемы. Это дает возможность легко их запоминать.

Давайте вместе постараемся по-новому взглянуть на выбор методов и приемов при работе со звуком.

Вспомним, что такое звук речи (членораздельный элемент произносимой речи, образуемый с помощью речевых органов.

Какие органы участвуют в образовании звуков? (рассматривание анатомических моделей, артикуляционного профиля).

Символы фонем логически связаны со звуковым аналогом звуков и отражают положение губ при их артикулировании. (слайд 5.6). При построении модели согласных звуков учитывается участие или неучастие губ, вибрация голосовых связок и пр. Значение этих моделей в том, что они наглядно отражают положение органов речевого аппарата в момент произнесения звука, соответствуют характеристике конкретного звука.

Согласные звуки противопоставляются по следующим признакам:

По типу резонаторов (ротовой или носовой звук) (слайд 7) :

По месту образования преграды, на которую наталкивается выдыхаемый воздух (слайд 8) :

По участию голоса и шума (звонкие и глухие звуки) (слайд 9) :

По наличию смягчения (твердые и мягкие звуки) (слайд 10) :

На данном этапе работы я подвожу ребенка к мысли, что о звуке можно составить целый рассказ, можно даже сочинить сказку или загадку, а помогут в этом символы, живущие в конвертике (слайд 11). Такой подход повышает эффективность усвоения навыков звукового анализа и облегчает процесс подготовки к обучению грамоте.

На использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова (слайд 12).

Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте (слайд 13). Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка.

4. При использовании различных схем, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.

Для этой работы я использую различные дидактические игры и пособия, например:

1. Пособие “Где звук?” (слайд 14). Цель пособия – упражнять детей в определении места заданного звука в слове и соотнесение данного слова и подходящей схемы.

Игры “Феи Звуков”, «Озорные язычки» (слайд 15,16). Цель пособия: упражнять в дифференциации понятий “гласный” -“согласный твердый/мягкий” звук.

Для этой игры на начальных этапах обучения я предлагаю детям схему ответа, опираясь на которую детям легче построить речевое высказывание.

Например, характеристика первого звука в слове: ребенок

называет предложенную картинку

называет первый звук в названии изображенного предмета

определяет первый звук гласный или согласный

“отдает” картинку Фее или Язычку (гласный звук – Красная Фея, согласный твердый – Синяя Фея и т. д.)

5. Пособия «Поезд», «Новоселье» (слайд 17) используется для закрепления знаний детей о слоговой структуре слов. В первом вагоне находятся предметные картинки, в названии которых один слог, во втором – два слога и т. д.

6. В подготовительной к школе логопедической группе, с целью профилактики дисграфии я использую ребусы, изографы (слайд 18) (изографы – слова, записанные буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь, полубуковку, изображение предметов с помощью букв.

7. Грамматический строй. Метод наглядного моделирования позволяет уточнить понятие о роде

предметов, упражнять в согласовании местоимений (он, она, оно и др.) с существительными (слайд 19).

Особое внимание я хочу обратить на пиктограммы для развития навыков словообразования у детей с ОНР.

“Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова (слайд 20). Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Работа с пиктограммами поможет развить у ребенка ощущение системного устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между языковыми единицами одного семантического поля. Таким образом, в сознании слова начнут существовать не разобщено, а “семьями”, объединенными “родственными отношениями”.

Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, на мой взгляд, является то, что речь педагога сводится к минимуму – он показывает пиктограмму, а ребенок образовывает нужное слово.

Дети учатся употреблять в речи предлоги, правильно строить предложение и соотносить предлоги со схемой (слайд 21).

8. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями.

Построение наглядных моделей для всех видов связных высказываний:

пересказа, составления рассказов по картине и серии картин, описательного

рассказа, творческого рассказа, позволяет более эффективно осуществлять

логопедическую коррекцию связной речи детей с ОНР.

Во время занятий по развитию связной речи используются схемы для

составления описательных и сравнительных рассказов, придумывания загадок. Например, Ткаченко Т. А.

При работе над всеми видами связного высказывания: пересказе, составлении описательных рассказов, рассказывании по картине и серии картин широко используются мнемотаблицы, в которых с помощью условных

значков кодируется содержание текста. Дети декодируя информацию по

мнемотаблице, вспоминают и рассказывают содержание сказки, рассказа или

стихотворения.

Разновидность схематической модели – мнемодорожки, часть мнемотаблицы, состоящая из 3-4 изображений.

Мнемодорожки помогают понимать, запоминать и воспроизводить

скороговорки, крылатые выражения, пословицы и поговорки.

ВЫВОДЫ: Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_q71dj.ppt | 9559 Кб
 
Публикации по теме:

Использование дидактических игр в работе учителя-логопеда «Использование дидактических игр в коррекционной работе учителя-логопеда». Цель: Создать благоприятные условия, стимулирующие процесс коррекции.

Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда Выступление на ППО. Тема: "Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда" Подготовила: учитель-логопед Адаричева Ф. Б. МБ ДОУ.

Опыт работы логопеда «Применение компьютерной программы и Су-Джок терапии в коррекционной работе логопеда» «Опыт в работе логопеда. «Применение компьютерной программы и Су-Джок терапии в коррекционной работе логопеда» Подготовила учитель - логопед.

Использование конструктора в работе учителя-логопедаИспользование конструктора в работе учителя-логопеда .

О возможности мелкой моторики в коррекционной работе логопеда. (Из опыта работы) Серебрякова Е. С. Учитель логопед МБДОУ №140 г. Воронеж. Аннотация: развивать мелкую моторику пальцев рук, связную речь,.

Опыт работы учителя-логопеда «Инновационные методы и приемы в работе учителя-логопеда ДОУ»Опыт работы учителя-логопеда «Инновационные методы и приемы в работе учителя-логопеда ДОУ» Слайд № 1 Попова Наталья Валерьевна, учитель – логопед, детский сад № 40 «Бригантина», г. о. Балашиха. Слайд № 2 Уважаемое жюри, уважаемые.

Преемственность деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога в работе с детьми с задержкой психического развития Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной.

Проект Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе коррекционной работы .

Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми в коррекционной группе «Животные наших лесов» Тема:Животные наших лесов. Цель: способствовать расширению, активизации и обобщению словаря детей (названиями диких животных наших лесов.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя — логопеда Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Наглядное моделирование в коррекционной работе учителя-логопеда.
Опубликовано: 20 февраля 2017 в 09:54
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД