Вера Куклова
«Мини-музей «Русская изба» как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Публикация «„Мини-музей „Русская изба“ как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Опыт работы, практика
- Русская изба
- Русская изба. Мини-музей
- Старшая группа
- Темочки
Средством начального соприкосновения с культурными ценностями народа; средством обогащения эмоционального, познавательного, социально-нравственного начал является музей.
Принципы создания детского музея сформулировал в 20-е годы XX столетия русский педагог А. У. Зеленко. Он считал, что детский музей должен «подойти к детям», чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками.
В нашем ДОУ для приобщения детей к русской народной культуре создан мини-музей «Русская изба». Экспонаты, собранные сотрудниками и родителями воспитанников, помогают детям ознакомиться с бытом, предметами старины, нравами и традициями русского народа. Сколько восторга и радости вызывает у детей посещение музея, проведение досугов и развлечений.
Предлагаю вашему вниманию конспект развлечения «Посиделки у самовара» для детей старшего дошкольного возраста из опыта работы по данной теме.
«Посиделки у самовара»
Цель: познакомить детей с историей появления самовара на Руси;
- учить чтить и уважать традиции русского народа.
- развивать умение рассуждать доказательно, делать умозаключения из причинно- следственных связей;
- формировать активный познавательный интерес к окружающему миру;
- формировать культуру общения.
Материалы и оборудование: самовары различной величины, щепки, еловые шишки, слайды самоваров, разрезные картинки, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
Дорогие наши гости! Сегодня мы собрались на посиделки! Сяду рядышком на лавку с вами вместе посижу, загадаю вам загадку, кто смышленей погляжу!
1. «Он пыхтит как паровоз 2. У носотого у Фоки
Важно кверху держит нос постоянно руки в боки.
Пошумит остепенится, Фока воду кипятит
Пригласит чайку напиться!» и как зеркало блестит.
В: Как вы догадались, о чем эта загадка?
А почему вы решили, что эта загадка про самовар?
А может быть это кастрюля или чайник?
Докажите: конечно, в загадке есть подсказки, какие?
1- «он пыхтит как паровоз»
2- «пригласит чайку напиться»
Про чайник мы не можем сказать, что он пыхтит как паровоз.
В. - О самоваре сочиняли песни, писали стихи, художники рисовали картины, народ создавал пословицы и поговорки, придумывал загадки. Самовар это часть жизни нашего народа. Сейчас это история.
Ребенок: Старый медный самовар.
Сверху на буфете.
Для чего нам самовар? –
Нелегко ответить.
Из него не день, не год, -
Много лет никто не пьет.
В. : Ребята, в старину не было электричества, как наши предки кипятили воду в самоварах? (рассуждения детей.) Давайте посмотрим как это делала Муха из мультфильма «Муха - Цокотуха». (просмотр видеоролика).
В. : В самоварах, которыми пользовались наши бабушки и дедушки, нагревали воду с помощью щепок и еловых шишек, которые горели внутри жаровой трубы. В стенку самовара наливали воду. Разжигали самовар обычно лучиной: тонкой щепой из смолистой сосновой или еловой древесины.
В. - А теперь давайте попробуем подготовить старинные самовары к чаепитию (дети берут шишки, щепки и готовят самовары).
В. – А сейчас Полина нам расскажет об истории появления самовара на Руси.
Ребенок: Самовар на Руси появился не так уж давно – триста лет назад. Тогда еще не было чая и россияне пили другие напитки. Давайте попробуем, что же они пили. (дети угощаются квасом, сбитнем и угадывают).
Чай появился у нас при царе Петре 1, а вместе с ним и наши самовары. (слайды различных самоваров).
В. : самовары готовили из зеленой или красной меди, иногда их золотили или серебрили. Самовары бывают разной формы – Банки, Рюмки, Шарики и разных видов Арбуз, Дыня, Груша. Самые красивые самовары Ваза и Цветок лотоса, Паровоз, Петух, Бочонок (слайды этих самоваров на экране, дети дают свои названия самоварам).
В. : А вы знаете, ребята, у нас есть картинки самоваров, но они разрезаны. Давайте разобьемся на пары и посмотрим, у кого какой самовар получился. (дети собирают разрезные картинки самоваров).
Вот какие красивые самовары получились! Молодцы!
Ребенок: Для нас россиян – самовар очень важен, он всегда стоял в центре стола. Под его тихое сопение рассказывали разные истории. Если в семье был самовар, значит семья богатая. Самоваром гордились, его всем показывали. Из уважения на Руси его называли «Самовар-батюшка».
В. : А еще, когда наши прадеды были детьми, они любили глядеться в сверкающие самоварные бока, как в кривые зеркала.
Этот старый самовар- чудо для ребенка.
Дети смотрятся в него и смеются звонко!
В самоваре, как в кино: кухня, с облаком окно.
Пусть сейчас не вьется пар, и не слышно пения,
Но как прежде, самовар дарит настроение!
Давайте и мы полюбуемся своим смешным отражением.
(Дети смотрятся в самоварные бока, звучит музыка про самовар «У самовара я и моя Маша»)
Понравились вам самоварные зеркала?
- Сегодня мы с вами узнали много интересного о самоваре. Но, как говорится, сделал дело – гуляй смело.
Позанимались мы на славу, пора и отдохнуть. Давайте наберем воды в самовар и вскипятим чаек. Пока греется чай, звучит песня «Пых-пых…», дети поют и танцуют).
Идет чаепитие с сушками и пряничками.
Дети вспоминают пословицы про чай:
-Сижу, чай пью-и ты заходи, чай пей!
-За чаем не скучаем-по семь чашек выпиваем.
-Где есть чай, там и под елью рай.
-Чай крепче, если он с добрым другом разделен.
-Пей чай, не вдавайся в печаль.
-Выпей чайку - забудешь тоску.
-Самовар кипит, уходить не велит.
-Чай пить-не дрова рубить.