Получи документы

Конспект занятия «Мир этикета. Этикет культуры питания: столовая посуда и её назначение. Сервировка стола»

Шемчук Ольга
Конспект занятия «Мир этикета. Этикет культуры питания: столовая посуда и её назначение. Сервировка стола»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Столовая посуда и её назначения. Сервировка стола.

Описание: Данный материал будет полезным воспитателям детских домов, школ-интернатов, для проведения воспитательских часов. Проводя, данное занятие у детей формируется понятие столовая посуда, как она используется, знакомятся с правилами сервировки, предметами сервировки, историей их появления.

Цель: закрепление знаний детей о видах и назначении посуды.

Публикация «Конспект занятия „Мир этикета, Этикет культуры питания: столовая посуда и её назначение, Сервировка стола“» размещена в разделах

Задачи:

• Ознакомить воспитанников с видами посуды и её назначением.

• Сформировать навыки по сервировке стола к обеду, правила этикета за столом;

• Воспитывать аккуратность, опрятность, развивать эстетический вкус.

Оборудование: виды гончарной (фарфоровая, фаянсовая, глиняная) посуды, столовая посуда (глубокие и мелкие тарелки, стакан, столовые приборы, скатерть, салфетки, предметные картинки. Мультимедийное оборудование.

Формы проведения: рассказ, беседа, игра, практическая работа.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня я хочу вас познакомить с посудой и её предназначением и разнообразностью. Мы с вами попробуем накрыть стол к обеду и обсудим правила этикета за столом. Обратите внимание на свои столы, там лежат предметы, которые нам пригодятся в процессе занятия.

II. Основная часть.

I этап

Слайд 1. Тема занятия.

Слайд 2. Загадки.

- О каких предметах говорится в загадках?

Закипит – исходит паром,

И свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит.

- Эй, сними меня! – кричит. (Чайник)

Она бывает глубокая,

Она бывает мелкая.

Однако, это не река,

Ведь из неё едят всегда. (Тарелка)

- Как называются эти предметы? (посуда)

Слайд 3. Посуда.

История возникновения посуды.

Слайд 4-5.

Слайд 6-7.

Каменный век древнейший культурно-исторический период в развитии человечества, когда основные орудия труда и оружие изготовлялись главным образом из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глиняной посуды. Глина обладает способностью размокать от воды. Это заставило первобытных людей научиться её использовать по- иному. Глиняная посуда каменного века имеет свои особенности:

1. Сосуды на плетённой из прутьев основе.

2. Накладывание друг на друга свёрнутых в кольца жгутов сырой глины.

3. Производство посуды развивалось в тех регионах, где хорошей «посудной» глины было в достаточном количестве.

4. Глиняную посуду делали женщины.

Слайд 8.

Технология изготовления. Процесс производства глиняной посуды состоял из четырех последовательных операций:

1. Подготовка сырья для производства изделий, т. е. приготовление специальной глиняной массы.

2. Формовка, т. е. изготовление формы самого изделия.

3. Разнообразная обработка поверхности, имеющая как техническое, так и декоративное назначение.

4. Для придания большей прочности готовому изделию, а отчасти в целях внешней привлекательности древние мастера производили химико-термическую обработку поверхности обожженной посуды. Виды обработки: каление обваривание чернение.

Слайд 9.

Материалы для изготовления. Постепенно накапливая опыт в производстве гончарной посуды, древние мастера пришли к выводу. Что для придания прочности и практичности посуде в глину необходимо добавлять различные примеси: песок, дробленый камень, слюду - для того, чтобы они были прочными; траву, солому, мякину - для того, чтобы во время сушки и обжига сосуды сохраняли свою форму и не трескались. Такая глина получила название «керамика» (греческое слово keramos- глиняная посуда). Производственные навыки людей передавались из поколения в поколение, и сейчас существует возможность реконструировать все этапы производства посуды по этнографическим данным.

Слайд 10-11.

Значение. Важным занятием становится гончарство – изготовление глиняной посуды. Оно оказало влияние не только на жизнь население в конце каменного века, но и вместе с развитием горного дела подготовило базу для появления металлургии. Впервые в массовый технологический процесс была включена энергия огня, а в результате термической обработки получен материал, свойствами резко отличающийся от исходного.

Слайд 12.

Особенности посуды. Изготовлять глиняную посуду было легко и просто, производить ее могли люди любого сословия. Правда, блюда не отличались долговечностью, так как глину легко было разбить. В Средневековье лучшей считалась серебряная посуда. Все те, у кого она была, могли похвастаться своим высоким положением в обществе. Однако

в моду вошла так же стеклянная посуда.

Слайд 13.

Технология изготовления глиняной посуды в средние века практически не отличалась от эпохи каменного века. Минус – портилась, трескалась, теряла прочность. Посуда из драгоценных металлов серебра и золота обладала своими плюсами - прочность безопасность богатство. Однако в моду вошла стеклянная посуда. Плюсы – особые технологии изготовления (соду заменили на поташ, приятна в использовании украшение стола.

Слайд 14.

Серебро. Золото. Стекло. Глина.

Слайд 15.

Безопасность рыцарей. Положение в обществе. Простота Необходимость.

Слайд 16.

Вилка и тарелка индивидуального пользования в Средневековье были конечно же известны, но пользовались ими только в исключительных случаях. Вилка же долгое время была «жертвой» предрассудков. Для христиан формой она напоминала дьявольское творение, а её византийское происхождение добавляло еще больше подозрительности. И широкое распространение в Европе вилка получила лишь к XVI веку, придя на замену острому шилу, на которое до этого накалывали мясо. В Европе в семьях простолюдинов чаще всего в доме была всего одна ложка, которую передавали по кругу. Кроме этого на столах можно было увидеть и другую посуду – солонки, стаканы из горного хрусталя, питьевые сосуды, которые также не были индивидуальными.

Слайд 17.

Жаровня - печка в виде сосуда, наполненного горячими углями. Конопке - глиняный сосуд, выполняющий функции кружки. Кашник - маленький горшочек с одной ручкой. Предназначался для жарки и подачи на стол густых блюд и каш. Кисельница - кувшин для подачи киселя на стол. Крынка - глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Кубышка - то же, что и ковш, солонка, круглой формы, с крышкой. Латка - древняя глиняная продолговатая сковорода для жарки овощей. Черепушка - керамическая миска малого размера. Предназначалась для второстепенных блюд - салатов, соленья и приправ. Рыльник - сосуд для пахтанья и перетапливания коровьего масла.

Слайд 18.

Посуда нашего времени. Тарелка Нож Вилка Кастрюля

Слайд 19.

Особенности посуды. Красота, изящество, благородство, стиль Посуда Повседневная. Праздничная. Элитная. Коллекционная.

Слайд 20.

Материалы изготовления. Благодаря современным технологиям, сегодняшний рынок сбыта насыщен разновидностью посуды. Современными способами изготовления посуды является ручной и на производственной линии. «Материалом века» называют нержавеющую сталь, которая широко применяется для изготовления посуды. Фарфоровая и фаянсовая. Титановая. Чугунная. Глиняная. Нержавеющая сталь. Керамическая.

Слайд 21.

Тарелка. Существуют множество видов тарелок, их разделяют по предназначению : есть глубокие суповые тарелки, для вторых блюд, мелкие закусочные и пирожковые. Тарелки различаются по материалу, из которого они сделаны. Сегодняшняя посуда очень красива, хороша для сортировки.

Слайд 22.

Нож, вилка, ложка. Видов современных ножей множество. Выделяют ножи: для мяса, масла, сыра. Так же есть столовые и кухонные. Своей современной изогнутостью. В зубцовой части вилка должна немцам. В 18 веке в Германии появились первые образцы трех зубной вилки, после этого у вилки добавился один зубец. Ложка, вилка, нож – это столовые приборы. Сегодня приём пищи нельзя представить без использования столовых приборов. А ведь в древнем мире люди ели руками. Самым древним прибором является нож – он был ещё у первобытных людей, правда он был не железный, а каменный. Ложка появилась позднее, более 1000 лет назад, её делали из дерева. Вилкой стали пользоваться 500 лет назад, её можно было встретить только в очень богатом доме. Причиной появления вилки послужила мода на огромные кружевные воротники (иллюстрация). Они то и дело пачкались во время приёма пищи, а, кроме того, не позволяли наклонить голову к тарелке. Вилкой есть оказалось гораздо удобнее – наколов пищу вилкой, её легко было донести до рта.

Слайд 23.

Кастрюля, сковорода. Сегодня можно увидеть на кухнях чугунные, алюминиевые, Кастрюли из нержавеющей стали, эмалированные, и с антипригарным покрытием. Форма кастрюли может зависеть от того, для приготовления какого блюда она, прежде всего, предназначена. Сковорода– родственница кастрюле. Сковорода может быть без ручек или с двумя, также с крышкой металлической или стеклянной.

II этап

Теоретическая часть.

- Для чего люди используют посуду?

(посуду используют для приготовления пищи и для подачи её на стол)

- Как называется посуда для приготовления пищи? (кухонная посуда)

- Перечислите кухонную посуду (кастрюля, сковорода, чайник, кофейник, дуршлаг, вафельница)

- Назовите посуду, которую используют для подачи пищи на стол (тарелки, салатницы, супницы, бокалы)

Посуда, предназначенная для приёма пищи называется столовая посуда.

- Подумайте, почему она так называется.

- Столовую посуду используют для подачи еды к завтраку, обеду, ужину.

III Этап

Практическое задание.

Ребятам предлагается вспомнить, из чего делают посуду и рассортировать посуду : кухонная, столовая.

- Из чего делают столовую посуду? (стекло, глина, пластмасс, дерево)

- Назовите отличительные признаки различных видов посуды (толщина, вес, звучание, оформление)

Самой дорогой, ценной посудой считается? (фарфоровой)

- Что означает сервировать стол?

Сервировка – это подготовка стола к завтраку, обеду и ужину.

Красиво накрытый стол вызывает аппетит, поднимает настроение.

- Из скольких блюд состоит обед?

- Какая столовая посуда нам потребуется для обеда? (глубокая и мелкая тарелки, стаканы)

- Для каких блюд используют глубокие (мелкие) тарелки?

- Какие ещё предметы необходимы для приёма пищи? (ложка, вилка, нож).

Слайды 24-25.

Порядок сервировки стола к обеду.

Ребята давайте вспомним порядок сервировки стола к обеду.

1) Подготавливая стол к обеду, его накрывают скатертью. В центре стола ставят тарелку с хлебом, приборы со специями (солью, горчицей, перцем) .

2) Тарелки ставят на край стола, мелкую тарелку вниз, а глубокую сверху.

3) Столовые приборы выкладывают в определённом порядке. С правой стороны кладут нож и ложку. Ближе к тарелке нож, лезвием к тарелке, а после него ложку (выпуклой стороной вниз). С левой стороны кладут вилку зубцами вверх. Стаканы для третьего блюда ставят за тарелкой с правой стороны.

4) Во время обеда принято пользоваться салфеткой. Салфетки бывают из ткани или из бумаги.

- Для чего используют салфетки?

Сервируя стол, салфетку можно положить под тарелку, поставить декоративно сложенную в тарелку, выставить в салфетницу.

Воспитанники самостоятельно выполняют сервировку обеденного места.

Молодцы ребята вы отлично справились с поставленной задачей.

Слайд 26.

Схема.

Обратите внимание на проектор. Там изображена схема пользования столовыми приборами. Давайте с вами обсудим эти правила.

Ответы обсуждение детей.

Слайд 27

Схема пользования столовыми приборами.

Ложку берут правой рукой. Её следует подносить ко рту боковой стороной ближе к острому концу. Вилку и нож держат наклонно к тарелке. Вилку держат левой рукой, а нож – правой. Мягкую пищу (изделия из творога, омлет, яичница и др.) отделяют вилкой небольшими кусочками. Нож употребляют для нарезки твёрдой пищи (отбивная, сосиска и др.) отрезая небольшими кусочками по мере необходимости. Если разрезать на части весь кусок, то пища быстро остынет, будет менее вкусной. Во время приёма пищи столовые приборы нельзя класть на стол. Их кладут на край тарелки. После приёма пищи столовые приборы кладут в тарелку.

III. Заключительная часть.

Итог занятия.

- Что значит столовая посуда и её назначения?

- Какую посуду мы используем для сервировки стола к обеду?

- Какие столовые приборы необходимы для приёма пищи и правила их использования?

Рефлексия

Ребята, мне очень хотелось бы узнать ваше мнение о проведённом занятии. Понравилось вам занятие, взяли вы что-нибудь полезное для себя, какие общие впечатления у вас сложились?

Если вам понравилось – ложку,

если наоборот – вилку. На этом занятие закончено, всем большое спасибо.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия с воспитанниками детского дома «Праздничная сервировка стола» Конспект занятия "Праздничная сервировка стола" Цель. Формирование знаний о сервировке стола. Задачи: • Учить подготовке стола к приему.

Конспект занятия «Сервировка стола» Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края «Березанская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся.

Сервировка стола в дошкольном образовательном учреждении. Столовый этикет Актуальность: Данная тема актуальна в современном мире, т. к. успех сервировки стола является завершающим элементом перед непосредственной.

Фотоотчет «Сервировка стола»Фотоотчет «Сервировка стола» Подготовительная группа. "Золушка" Посильная и интересная работа доставляет детям радость. А это – основа для воспитания в дальнейшем.

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Посуда всякая нужна, посуда разная важна» Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Посуда всякая нужна, посуда разная.

Конспект урока технологии «Сервировка праздничного стола. Правила поведения за столом» в 7 классе Конспект урока по теме:«Сервировка праздничного стола. Правила поведения за столом»7 класс учитель - Болотникова Лариса Михайловна Цель.

«Столовая посуда». Конспект занятия по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» «Развитие речи и культура речевого общения» «Столовая посуда» Возрастная адресованность: средняя группа Программное содержание: • Систематизировать,.

Консультация для младших воспитателей «Сервировка стола и питание в детском саду» Настоящие методические рекомендации по организации процесса питания и сервировки столов в группах носят рекомендательный характер и помогут.

Консультация для родителей по закреплению знаний детей «Посуда. Этикет и культура поведения за столом» Просмотров7Комментарии0Скачиваний0Размер файла759.78Кб Предназначение: консультация подготовлена для привлечения родителей к совместной.

Родительское собрание в форме круглого стола. «Воспитание культуры поведения у дошкольников» «Воспитание культуры поведения у дошкольников» Цель: Привлечение внимания родителей к вопросу воспитания культуры поведения у дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Мир этикета. Этикет культуры питания: столовая посуда и её назначение. Сервировка стола»
Опубликовано: 11 февраля 2019 в 02:47
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Мир этикета. Этикет культуры питания: столовая посуда и её назначение. Сервировка стола»» (включая файлы) размещена пользователем Шемчук Ольга (УИ 1807217) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД