Получи документы

«Могучая сила сострадания». Литературные диалоги по рассказам В. Астафьева «Бабушка с малиной», «Гуси в полынье»

Елена Попова
«Могучая сила сострадания». Литературные диалоги по рассказам В. Астафьева «Бабушка с малиной», «Гуси в полынье»

Литературные диалоги

«Могучая сила сострадания»

По рассказам В. П. Астафьева «Бабушка с малиной», «Гуси в полынье»

(Для учащихся 3-4-х классов)

Портрет писателя. Цитата: «Первостепенная задача писателя – противостоять злу, утверждая добро» В. П. Астафьев.

Публикация «„Могучая сила сострадания“, Литературные диалоги по рассказам В, Астафьева „Бабушка с малиной“, „Гуси в полынье“» размещена в разделах

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья. Наша сегодняшняя встреча посвящена творчеству замечательного русского писателя Виктора Петровича Астафьева. Астафьев, как и всякий талантливый писатель, умел вглядываться в жизнь, размышлять о человеческих судьбах и сочувствовать человеческой душе. А сочувствовать Астафьев мог не только человеку, но и всему живому на земле: дереву, травинке, животным.

Астафьев - известный российский писатель и сценарист, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, лауреат российской премии «Триумф» за высокие достижения в литературе и искусстве. В 1999 году на 75-летие, награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-ой степени

1. Ведущий: Родился Виктор Петрович Астафьев неподалёку от Красноярска, в селе Овсянка, на берегу Енисея.

Чтец: За селом — проезжая дорога,

Редкие посадки тополей.

На Руси таких местечек много,

Только нет нигде души милей. …

Каждый стебель, кустик придорожный

Хочется обнять мне, как друзей.

А какие на реке затоны

В золоте кувшинок и стрекоз!

Ведущий: Мальчику было 7 лет, когда он потерял мать. Она утонула в Енисее.

Астафьев писал «если бы мне было дано повторить жизнь, я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, восторгами и горестями утрат. И лишь одно я бы попросил у своей судьбы. - оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь, и особенно остро не хватает сейчас.»

В 1941 году Виктор Петрович ушёл на фронт, был шофёром, артразведчиком, связистом. Получил тяжёлое ранение, в 1945 году демобилизовался. 18 лет жил на Урале, в городе Чусовом. В 1961 году окончил высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР. Печататься начал в 1951 году и не оставлял пера вплоть до последнего года жизни. В 1980 вернулся писатель Астафьев на свою родину, село Овсянка Красноярского края, где ему суждено было уйти из жизни в 2001 году. Прежде чем мы перейдем к разговору о произведениях Виктора Петровича, предоставим слово вашему классному руководителю.

Учитель: Дорогие ребята, вы задавали себе вопрос о том, как наши поступки влияют на других людей?

Ответы детей

Учитель: Да, мы с вами живем среди людей, а потому, что бы мы ни делали, так, или иначе мы влияем на других. Слово, взгляд, поступок — все воздействует на тех, кто рядом. Можно принести в мир радость, хорошее настроение, отзывчивость, а можно посеять вражду, неприязнь. Представьте, что вас нечаянно толкнули — можно недовольно сказать: «Осторожнее!», а можно просто подумать: «Ничего, он же не нарочно». Неважно, извинился человек перед вами, или нет. Главное, вы не дали хода плохому настроению или грубости. Ради чего? Ради тех, кто рядом с вами, ради самого себя.

Вопрос в том, почему мы поступаем так или иначе. Ведь поступок — это действие, в котором человек проявляет себя в отношении к другому человеку, себе самому, к обществу, к природе. Это всегда нравственный выбор. А как часто приходится выбирать между тем, что мы должны сделать и тем, что нам самим интересно и привлекательно. И, приняв решение, мы в одном случае облегчим жизнь наших близких, в другом — порадуем только самихсебя. Внутреннее стремление человека к добру, желание помочь другому, готовность отвечать за свои поступки — это то, что делает человека человеком. Живя в обществе, каждый из нас должен стремиться приумножать добро в мире, по мере сил препятствовать злу, любить и беречь людей и все живое на Земле. Вы согласны со мной, или думаете иначе?

Ответы детей

Ведущий: Ребята, давайте послушаем песню Светланы Копыловой «Бабочка»

Звучит песня Светланы Копыловой «Бабочка»

Ведущий: От каждого из нас зависит, каким будет окружающий мир. Думаю, вы понимаете, ребята, что чтение умных, добрых книг очень помогает нам в жизни. Они не только развивают наш ум, но и воспитывают нашу душу, делают наше сердце мужественным и отзывчивым. Чтение книг Астафьева – не развлечение, так как его книги ждут от читателя, прежде всего, внимательного, вдумчивого прочтения (как и любая серьезная книга) и требовательности к самому себе, к своей совести. Ребята, какие произведения В. Астафьева вы читали?

Ответы детей

Гуси в полынье”, “Капалуха”, “Зорькина песня”, “Стрижонок Скрип», “Васюткино озеро”, и др.

Ведущий: Молодцы, ребята. Давайте вспомним прочитанные вами произведения. Ответьте, из каких расказов Астафьева эти строки?

Викторина

1. Бабушка ворота открывала, Ястреба под узду брала, по двору не ходила она, а прямо летала. «Бабушкин праздник

2. Мальчик стоял неподвижно и не спускал глаз с огромной птицы. Вдруг он вспомнил, что глухаря часто берут с собакой «Васюткино озеро»

3. Все стрижи высыпали из норок, глядят– никого нет. «Стрижонок Скрип.

4. - Гнездо! Гнездо! – кричали ребята. Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел. «Капалуха.

5. С неба, с сосен, с берез - отовсюду сыпались на нас искры и такие же яркие, неуловимые, смешавшиеся в единый хор птичьи голоса. «Зорькина песня.

6. И в самом деле, вечером, когда я катался с ребятами на санках, с другой стороны реки послышались тревожные крики. «Гуси в полынье».

7. Ей поспешно освободили место — да и не место, а всю скамейку — притихшие школьники, видимо всем классом выезжавшие по ягоды. «Бабушка с малиной»

Ведущий: Рассказы Астафьева – это воспоминания о своём детстве, этой удивительной, светлой и прекрасной поре, о Сибири. Они проникнуты верой в человека, в его нравственные силы, они заставляют быть добрее друг к другу, разделять беды и радости наших ближних. Ребята, вы прочитали рассказ «Бабушка с малиной». Давайте попробуем проанализировать это небольшое произведение. Разделимся на творческие группы. Каждая из групп дает свои ответы на предложенные вопросы, дополняет уже прозвучавшие ответы. Рассказ Астафьва «Бабушка с малиной» перед вами.

Вопросы на слайде

1. Понравился ли вам рассказ? Почему?

2. О чем этот рассказ? (О том, как важно быть отзывчивым, чутким человеком, стараться помочь, тем, кто в этом нуждается)

3. Кто является главным героем этого рассказа? Как называет ее сам автор? (Старушонка)

4. Какой вы себе ее представляете? Попробуйте до конца нашей встречи нарисовать ее портрет.

5. Что произошло на перроне вокзала? Как сам автор называет, то, что случилось на перроне? (Авария. Да что там авария — трагедия)

6. Найдите в тексте, как Астафьев описывает чувства бабушки после случившейся с ней беды. (Бабка оцепенела, схватилась за сердце; потрясенно смотрела; сухие, сморщенные губы дрожали; руки тряслись)

7. Найдите в тексте, как повели себя ребята, ехавшие в одном вагоне с бабушкой.

(Поспешно освободили место, притихли, хотя и не чувствовали вины - ведь предлагали же помощь)

8. Как вы думаете, зачем писатель обращает внимани на пустой фонарь с открытой дверцей (Чтобы помочь нам представить состояние бабки, одиночество и пустоту в душе)

9. Кто и как помогает горю бабки? («Молодой рыбак в соломенной драной шляпе… Он что-то пошептал им, подмигивая в сторону бабки, и лица у ребят просияли.

В вагоне всё разом оживилось. Школьники засуетились, заговорили. Из-под лавки был извлечён бабкин туес. Рыбак поставил его подле ног и дал команду:

— Налетай! Сыпь каждый по горсти. Не обедняете, а бабусе радость будет!

И потекла малина в туес, по горсти, по две… И когда туес наполнили доверху, рыбак торжественно поставил его бабке на колени.)

10. Как реагирует бабушка? («Чужого не возьму! Сроду чужим не пользовалась»)

11. Как рыбаку удалось ее убедить? («Какое же это чужое? Ребята ж эти всё внуки твои. Хорошие ребята. Только догадка у них ещё слаба. Сыпь, хлопцы, сыпь, не робей!» Доброе слово сказал рыбак, и оно сделало свое дело.)

12. Как вы думаете, почему бабушка заплакала? (От радости. Это уже слезы радости, слезы умиления от поступка отзывчивых детей и рыбака.) Найдите в тексте, как автор описывает этот момент. (Она обняла посудину руками и, пошмыгивая носом, на котором поплясывала слеза…» Горе бабушки развеяли, но почему опять слезы. «Рыбаки снова грянули песню. Школьники тоже подхватили её…

13. Как вы думаете, почему Виктор Астафьев заканчивает рассказ так : «Поезд летел к городу. Электровоз рявкнул озорно, словно бы выкрикивал: «Раздайся, народ! Бабку с малиной везу Колё са вагонов поддакивали: «Бабку! Бабку! С малиной! С малиной! Везу! Везу!» (Чтобы показать, какую радость приносит добрый поступок всем: и тому, кто принимает добро, и тому, кто его творит. Меняется все вокруг, приобретает иной смысл.)

14. Какой урок преподал нам Виктор Петрович? (Нельзя быть равнодушным к чужом, горю, нужно быть отзывчивыми. Стараться помочь человеку, попавшему в беду, добрым словом и делом.)

15. Случались ли с вами подобные ситуации? Приведите примеры. Какие чувства вы испытали, оказав помощь и поддержку другому человеку?

Ответы детей

Учитель: Ребята, а всегда ли вам хочется совершить добрый поступок, например, уступить место в транспорте, или поделиться конфетой?

Ответы детей. Диалог с детьми по творческим группам.

Учитель: Да, действительно, совершать добрые поступки не просто, а иногда и очень не хочется. Но если мы хотим оставаться людьми, мы не имеем права быть равнодушными, проходить мимо чужого горя. Полагаю, что нас должна вдохновлять мысль, что добро, проявленное нами, облагораживает, украшает нашу душу, радует нас самих. Вспомните, с каким восторгом поют песню герои рассказа «Бабушка с малиной», как все они - счастливы!

Ведущий: Ребята, давайте послушаем еще одну песню Светланы Копыловой, она называется «Брошенный камень».

Звучит песня Светланы Копыловой «Брошенный камень»

Ведущий: Ребята, вы не забыли о вашем задании - нарисовать портрет главной героини рассказа Астафьева «Бабушка с малиной»? А сейчас мы послушаем отрывок рассказа В. Астафьева «Гуси в полынье». Для нас его прочитают участники студии «Ступени».

Чтение отрывка

(От начала рассказа до слов : «Много лет мои односельчане занимались нехитрым и тяжелым промыслом — выжигали известку из камня», потом от слов: «Возле большого штабеля бревен, гулко охая, бил деревянной колотушкой Мишка Коршуков.» до конца рассказа)

Ведущий: Спасибо, дорогие ребята, за ваше выступление. Во время чтения этого рассказа мне вспомнились строки из Библии: «Блажен, иже и скоты милует», что означает: «счастлив, тот человек, который и животных милует» А как вы думаете, дети стоит ли делать добро «братьям нашим меньшим»? Какое значение имеет наша помощь животным?

Ответы детей

Ведущий: Милосердие человека должно распространяться не только на людей, но и на животных, на все живое. Наша Земля - наш родной, общий дом. Поэтому нельзя сорить и оставлять за собой грязь, бездумно рвать цветы и ломать ветви деревьев. Как часто люди забывают об этом! А ведь такое бездушное, варварское отношение вредит не только природе. В душе человека оно рождает привычку к безразличию, разрушению, злобе.

Давайте попробуем проанализировать этот рассказ «Гуси в полынье». Посмотрим, насколько внимательно вы слушали чтение. Творческим группам предлагается ответить на вопросы.

Вопросы на слайде

1. Понравился ли вам рассказ? Почему?

2. О чем этот рассказ? (О том, как нужно быть смелым, как важно помогать не только людям но всему живому)

3. Что чувствуют дети, когда слышат крик гусыни, оказавшейся с гусятами в стремительно уменьшающейся полынье? (Душа их рвется, коробит спину)

4. Какие варианты спасения предлагают ребята? (Подобраться к полынье ползком, позвать охотников и пристрелить гусей, чтобы не мучились, подождать пока гуси сами не выйдут на лед из-за мороза)

5. Кто подсказал детям, как можно спасти гусей? Как его называют на селе? (Мишка Коршуков, про него говорили: «отчаянная головушка» после того, как он перешел Енисей во время ледохода)

6. Что предложил Михаил? (Взять всем по доске и по ним подползти по льду к полынье)

7. Почему Михаил сам, один не стал спасать гусей? Ведь не струсил же он? (Нет, потому, что лед не выдержал бы его веса)

8. Почему Михаил выбрал именно рассказчика подползти к самому краю полыньи? (Потому, что после лихорадки он был легче всех мальчишек)

9. Какие чувства испытывал рассказчик? (Ему захотелось закричать, убежать потому, что было очень страшно ползти дальше)

10. Что же заставило его остаться? (Стремление спасти гусей, страх показать себя трусом перед друзьями)

11. Как описан в рассказе самый опасный момент? (Гуси сбились в плотный табунок, тревожно глядя на мальчика. Вдруг что-то зашуршало возле бока лежащего на доске мальчика, он подумал, что лед обломился и хотел уже закричать. Но Михаил приблизился и подал ему доску. Доска доползла до воды, прогнула на край льда.)

12. Как гуси выбрались на берег? (Гусыня повернулась по течению, поплыла быстро-быстро и выскочила на доску. Чуть пройдя от края, она дала команду гусятам. Гуси стремительно разгонялись, выпрыгивали на доску и ковыляли по ней дальше на берег возле полыньи)

13. Что сказала бабушка, когда узнала, как мальчику удалось спасти гусыню? (Бабушка чуть было ума не решилась и сказала, что она «задаст баню» Мишке Коршукову).

14. Как гуси оказались все вместе? Ведь ребята разобрали их по разным домам. (Гусыня добилась этого. Сначала она орала на всю избу и ничего не хотела есть. Потом она кричала во дворе на всю деревню, пока к ней не собрали всех ее гусят.)

15. Как бы вы поступили на месте ребят? Приходилось ли вам спасать животных? Расскажите.

Рассказы детей

Демонстрируется видеоролик Фокиной Л. П. "Сохраним природу"

Ведущий: По мнению В. П. Астафьева, самый великий дар, данный человеку - чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей, проникнуть в их внутренний мир, разделить с ними радость или горе, быть терпеливым и трепетным. Рассказы, которые мы попытались понять, обдумать обращены к совести, сердцу человека. Чему же учат нас эти рассказы?

Ответы детей (примерные)

- воспитывают нас;

- учат быть отзывчивыми, добрыми;

- воспитывают в душе читателя сострадание к чужой беде;

- помогают стать добрее и милосерднее;

- советуют помогать другим, быть внимательными и заботливыми к пожилым людям;

- учат быть сильными и мужественными;

- раскрывают перед нами красоту добрых поступков;

- учат любить природу, защищать животных;

- мне захотелось написать рассказ о том, как мы спасали котенка. (И др. варианты)

Ведущий: Интересные мысли возникли у вас, ребята. Благодарю вас за участие в литературных диалогах. А сейчас давайте посмотрим ваши рисунки к рассказу «Бабушка с малиной». Самые активные участники творческих групп получат в подарок книги Астафьева.

Ведущий: Человек, который прочитал всего несколько произведений Виктора Астафьева становится душевнее, мудрее и добрее. Виктор Петрович писал: «Если мне удастся внушить хотя бы немногим людям, что жизнь дается человеку лишь единожды и никогда, никогда и ни в чем более не повторяется, что сама по себе сознательная и созидательная жизнь столь коротка, что бессмысленно… тратить силы на разрушение, жестокости., и надо прожить жизнь на земле в мире и согласии - то, значит, существование и работа моя и писателей моего поколения были не напрасны».

Думаю, что вы захотите снова и снова обратиться к уже прочитанным произведениям Виктора Петровича Астафьева и познакомиться с новыми для вас рассказами. Послушайте стихотворение Астафьева

Чтец:

Всей радостной силой сознанья,

последним животным теплом —

пытаюсь помочь выживанью

того, что зовётся добром.

Печалясь, надеясь и мучась,

хочу в этом мире крутом

смягчить безнадежную участь

того, что зовётся добром.

Ведущий: Мы верим, и это звучит в произведениях Виктора Петровича Астафьева, что участь добра не безнадежна! И мы с вами каждый день будем стараться доказывать это себе и другим. Сила добра, любви и сострадания способна творить чудеса, она преображает души людей, вселяет радость в их сердца, изменяет мир!

Портрет писателя. Цитата: «Надо прожить жизнь на земле в мире и согласии»

Список литературы :

Астафьев В. П. Последний поклон: Повесть в рассказах. - М. : Дет. лит., 1989. - 351с. :ил.

Астафьев В. П. В тайге, у Енисея. - М. : Малыш, 1982.- 94с. : ил.

НиколаеваЕ. И., Петрова Е. Н. Основы духовно-нравственой культуры народов России. Я в мире людей: учебник для 4 класса: В 2ч. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2013 Часть 1. - 112с. : ил.

Интернет- материалы

Публикации по теме:

Фоторепортаж с «Бабушкиного праздника» в мемориальном комплексе писателя В. П. АстафьеваФоторепортаж с «Бабушкиного праздника» в мемориальном комплексе писателя В. П. Астафьева В мемориальном комплексе писателя В. П. Астафьева в селе Овсянка, прошло краевое мероприятие "Бабушкин праздник",посвященное бабушке писателя.

Фоторепортаж выходных дней «Могучая река «Ангара»Фоторепортаж выходных дней «Могучая река «Ангара» Фоторепортаж выходных дней. «Могучая река «Ангара» Мы проживаем в Сибири. Вот выдались первые выходные деньки, и погода нас очень порадовала,.

Фотоотчет «Как мы открытки делали к Всемирному Дню сострадания (для людей, находящихся в доме сестринского ухода ЦРБ)»Фотоотчет «Как мы открытки делали к Всемирному Дню сострадания (для людей, находящихся в доме сестринского ухода ЦРБ)» Как я уже писала, к 28 ноября - Всемирному дню сострадания, нам с ребятами нужно было сделать 50 открыток для пожилых людей, находящихся.

Фотоотчёт «Как мы играли в «Гуси-гуси» в средней группеФотоотчёт «Как мы играли в «Гуси-гуси» в средней группе Основной проблемой современного общества является формирование здоровья детей, полноценное развитие детского организма. В дошкольном возрасте.

Рецепт компота из ежевики с яблоками и малинойРецепт компота из ежевики с яблоками и малиной Дорогие мои маамовцы хочу вам предложить вкусный и ароматный компот. Красивые и вкусные компоты можно приготовить из смеси различных фруктов.

Конспект наблюдения за малиной для старших дошкольников ко Дню малинового вареньяКонспект наблюдения за малиной для старших дошкольников ко Дню малинового варенья Цель: расширение представлений дошкольников о кустарниках и ягодах. Задачи: образовательные: -закреплять у детей имеющиеся знания о ягодах.

Конспект урока по физике в 7 классе по теме «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести» Конспект урока по физике в 7 классе по теме «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести» Учитель физики Мальцева Елена Васильевна Цели урока:.

Кукла для сострадания и милосердия. Мастер-классКукла для сострадания и милосердия. Мастер-класс Впервые куклу «Убоженька» увидела в конце июня этого года в блоге у Натальи Плахтеевой. До этого момента даже и не знала об ее существовании.

Литературные открытия (продолжение)Литературные открытия (продолжение) В отпуске!Ура! Я в отпуске! И тишину я позову, Зарывшись в плед, Роман прочту! И в руки чемодан возьму, И - в путь! И окунувшись в старину,.

Сценарий праздника на 23 февраля «Армия Российская-самая могучая!» вторая младшая, средняя группы Зал празднично украшен. Под музыку «Наша армия» дети заходят в зал и встают возле стульчиков (четверо детей средней группы стоят возле.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Могучая сила сострадания». Литературные диалоги по рассказам В. Астафьева «Бабушка с малиной», «Гуси в полынье»
Опубликовано: 8 апреля 2020 в 15:10
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД