Приложение МААМ

«Мой район». Дидактическая игра по краеведению для детей старшего дошкольного возраста

Наталья Александровна Кудрина
«Мой район». Дидактическая игра по краеведению для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Мой район» - дидактическая игра для детей старшей группы.

У каждого человека есть малая Родина, место, где он родился, вырос. Потом он пошёл в детский сад, школу, институт, армию. Но, куда – бы не занесла его судьба, никогда не сотрутся из памяти места, где он рос, играл, где познал первые маленькие победы и огорчения.

Публикация «„Мой район“, Дидактическая игра по краеведению для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В данной игре речь пойдёт о значении своего района. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом, в частности с районом, возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру.

Проблема.

Огромное значение для познавательного, социально – личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, районом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребёнок, с известными людьми, которые выросли и жили в этом городе.

Родители имеют недостаточно знаний о своём городе, не уделяют внимания данной проблеме, считая её неважной дети не владеют достаточной информацией. Не имея достаточного количества знаний трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Данная проблема является актуальной для общества в целом. С этой целью мной была разработана дидактическая игра по краеведению «Мой район».

Игра разработана для детей старшей группы.

Цель: расширить и систематизировать знания детей о родном районе, его объектах: детский сад, школа, станция скорой помощи, магазин, аптека, почта, парикмахерская, перекрёсток. Закрепить знания детей по темам: «Детский сад», «Школа», «Станция скорой помощи», «Магазин», «Аптека» «Почта», «Парикмахерская», «Перекрёсток», "Пожарная часть". Активизировать словарь. Учить отвечать на вопросы полным предложением. Развивать умение ориентироваться в своём районе, связную речь, память, мышление, внимание. Воспитывать уважительное отношение и любовь к малой Родине.

Материал: игровое поле с изображением значимых объектов района (детский сад, школа, станция скорой помощи, магазин, аптека, почта, парикмахерская, объёмный дом, карточки с вопросами по темам: «Детский сад», «Школа», «Станция скорой помощи», «Магазин», «Аптека», «Почта», «Парикмахерская», «Перекрёсток», "Пожарная часть" (карточки отличаются между собой цветом кругов, наклеенных на них). Цвет кругов на карточках соответствует цвету дорожек, ведущих к определённому объекту, кубик, фишки.

Материал, из которого выполнена игра: ватман, цветная бумага, картон, фотографии района.

Предварительная работа. Воспитатель вместе с детьми рассматривает игровое поле с фотографиями объектов района. Проводиться краткая беседа.

Описание игры. В игре принимают участие педагог и дети от 2 до 5 человек.

С помощью вопросов или считалки определяется очерёдность участников.

Передвигаться можно только с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их выпадет на кубике.

Для того, чтобы передвинуть фишку, нужно ответить на вопрос (вопрос написан на карточках).

Игрок берёт карточку с таким же цветом круга, как и дорожка, на которой находится фишка, с обратной стороны написан вопрос.

Если участник не отвечает на вопрос, то пропускает ход.

Если фишка попадает на объект, игрок должен составить небольшой рассказ о данном объекте.

Выигрывает тот, кто первым дойдёт до финиша (вернёт фишку в дом).

Вопросы для карточек.

Вопросы по теме "Детский сад":

- Угадай, куда ведут

Малышей с утра?

Тут и завтрак, и уют,

Няня, медсестра. (Детский сад)

- Назови адрес детского сада.

- Для чего нужен детский сад?

- Что дети делают в детском саду?

- Как называется твоя группа?

- На каком этаже находиться твоя группа?

- Какие помещения есть в детском саду? (Группы, музыкальный зал, спортивный зал, прачка, кабинет медсестры.)

- Кто работает в детском саду? (Воспитатели, помощники воспитателей, заведующий, медсестра, музыкальный работник, физрук, повара, сторожа, прачка, завхоз)

- Как зовут твоих воспитателей?

- Что делает воспитатель? (Занимается с детьми, играет, читает.)

- Что тебе нравиться в детском саду?

- Что тебе не нравиться в детском саду?

- С зорьки ясной до темна

В нашем садике она.

Кто обед нам принесёт

И посуду уберёт?

Вы, конечно, помогаете,

На столы вы накрываете.

И учит не крошить,

И песка не наносить.

О ком это стихотворение? (О помощнике воспитателя)

- Детский сад, весёлый, славный!

Ну, а кто здесь самый главный?

В кабинете кто сидит?

Всеми, кто руководит? (Заведующий)

- Добрый доктор Айболит

На посту с утра сидит,

Он и справки раздаёт,

И на пищеблок зайдёт,

И поставит в срок прививки,

И домой больных отправит.

О ком это стихотворение? (О медсестре)

- Что делает медсестра? (Следит за здоровьем детей)

- Что делают повара? (Повара готовят детям вкусную еду)

- В большом красивом зале

Играет на фортепиано,

Учит петь и танцевать,

В игры музыкальные играть.

О ком это стихотворение? (О музыкальном работнике)

- Составь небольшой рассказ о детском садике.

Вопросы по теме "Школа":

- Стоит весёлый, светлый дом.

Ребят проворных много в нём.

Там пишут и считают,

Рисуют и читают. (Школа)

- Для чего дети ходят в школу?

- Чем отличается детский сад от школы? (в детском саду - воспитатель, а в школе - учитель, в детском саду - занятия, а в школе - урок, в детском саду - группа, а в школе - класс.)

- Первокласснику семь лет.

За плечами ранец,

А в руках большой букет,

На щеках румянец.

Что за праздничная дата? (1 сентября, День Знаний)

- Как называют детей, которые ходят в школу? (Школьники)

-Каким должен быть ученик? (Добрым, любознательным, прилежным, отзывчивым, вежливым, усидчивым.)

- Прозвенел звонок,

Начался. (урок)

- Что делает учитель? (Учит детей читать, писать, природу любить, стариков уважать.)

- Как называется специальная одежда для учеников? (Школьная форма)

- Сумка для ученика - это. (портфель, ранец)

- Для чего нужна перемена? (Перемена нужна для того, чтобы дети отдохнули и приготовились к следующему уроку)

- Как назвать одним словом: карандаш, резинка, пенал, книга, тетрадь? (Школьные принадлежности)

- Из перечисленных предметов назови лишний. Скажи, почему ты так думаешь?

Букварь, ручка, машинка, тетрадь. (Машинка - это игрушка, а остальные предметы - это школьные принадлежности)

- В чудесном домике живут

Весёлые друзья.

Их все по имени зовут

от буквы А до Я.

И ты, коль с ними не знаком,

Стучись быстрее в дружный дом! (Букварь)

- Доскажи словечко.

На математике считают,

На перемене. (отдыхают)

- Доскажи словечко.

Если хочешь отвечать,

Надо руку. (поднимать)

- Доскажи словечко.

В школе дружно мы всегда скажем двойкам только. (нет).

А пятёркам, не секрет, говорим всегда мы. (да).

- Составь небольшой рассказ о школе.

Вопросы по теме "Станция скорой помощи":

- Если кто -то заболел,

Срочно нас зовёт на помощь, -

Набери скорей ноль - три.

И приедет. (Скорая помощь)

- И в ясны день, и даже в полночь

Всегда спешит к больным на помощь.

Дорогу ей все уступают

И с уважением пропускают. (Скорая помощь)

- Опиши машину скорой помощи. (Машина скорой помощи белого цвета с красной полосой и красным крестом, у неё есть сирена)

- Вам нужно вызвать скорую помощь. Вы позвонили, что нужно сказать? (Нужно назвать причину вызова (кто заболел и что болит) и адрес)

- В этом домике врачи

Ждут людей, чтоб их лечить.

Всем они помочь готовы-

Отпускают лишь здоровых. (Больница)

- Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (Доктор)

-Я хочу в халате белом,

Занимаются важным делом.

Не болели, чтобы детки,

Им даю глотать таблетки. (Врач, доктор)

- Каких врачей - специалистов ты знаешь? (Окулист, педиатр, ЛОР, хирург.)

- Каким должен быть врач? Что он должен уметь? (Добрым, внимательным, умным, смелым, много знать, ничего не забывать)

- Что нужно врачу для работы? (Вата, бинт, шприц, термометр, таблетки.)

- Кто такой пациент? (Человек, которого лечит врач)

- Рекомендуется ли принимать лекарства без назначения врача? Почему? (Не рекомендуется. Можно принять не то лекарство и отравиться)

- Составь небольшой рассказ о станции скорой помощи.

Вопросы по теме "Магазин":

- Надо хлеба нам купить,

Иль подарок подарить, -

Сумку мы с тобой берём,

И на улицу идём,

Там проходим вдоль витрин

И заходим в. (магазин)

- Что такое магазин? (Магазин - специально оборудованное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям)

- Названия каких магазинов вы знаете?

- Как надо детям вести себя в магазине? (Ничего не трогать руками, не баловаться.)

- Где в магазине расплачиваются за покупку? (На кассе)

- На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец

Предлагает. (Продавец)

- Каким должен быть продавец? (Внимательным, вежливым, честным.)

- За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт. (Кассир)

- Кто такой кассир? (Кассир - это продавец, но он не ходит по торговым залам. Его место за кассой, он "Пробивает" чек и берёт с покупателя деньги за товар)

- Кроме продавцов, кто ещё работает в магазине? (Уборщица, водитель, грузчик, директор магазина)

- Как называют тех, кто покупает товары? (Покупатели)

- Что такое товар? Товар - любой продукт, который произвели для продажи)

- Что мы можем купить в продуктовом магазине? (Продукты)

- Что такое ассортимент? (Ассортимент - это выбор товара, перечень различных видов товара)

- Составь небольшой рассказ о магазине.

Вопросы по теме "Перекрёсток":

- Это место пересечения,

Для дальнейшего движения.

Примыкания дорог,

Чтобы ты проехать мог.

Или может разветвленье

Посмотри, без промедления. (Перекрёсток)

- Регулировщик - машин руководитель.

Там, где он, легко и просто,

Он для всех - путеводитель.

Работает, где сложный. (Перекрёсток)

- Командуя жезлом, он всех направляет,

И всем перекрёстком один управляет.

Он словно волшебник, машин дрессировщик,

А имя ему -. (Регулировщик)

- Для чего нужен светофор? (Светофор регулирует движение)

- Какой свет нам говорит:

"Проходите - путь открыт" (Зелёный)

- Какой свет нам говорит:

"Вы постойте - путь закрыт!" (Красный)

- Если для машин горит зелёный свет, то какой горит для тебя? (Красный)

- Это место каждый знает -

Здесь люди ходят и гуляют.

Только это не бульвар -

Это просто. (Тротуар)

- Всем знакомые полоски,

Знают дети, знает взрослый.

На ту сторону ведёт

Пешеходный. (Переход)

- Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю

И тебе хочу помочь. (Светофор)

- Какое животное помогает нам переходить улицу? (Зебра)

- Как нужно вести себя, если ты переходишь проезжую часть?

- Как правильно перейти перекрёсток, на котором нет светофора? (Остановиться на краю тротуара. Посмотреть налево и назад, чтобы увидеть поворачивающее транспортное средство, направо, затем снова налево. Если нет транспортных средств, совершить переход, контролируя движение транспорта с обеих сторон.

- Как правильно переходить перекрёсток, на котором есть светофор? (Остановиться на краю тротуара. Посмотреть на светофор на противоположной стороне дороги. Дождаться разрешающего сигнала светофора. Убедиться в остановке транспортных средств. Посмотреть налево и назад, чтобы увидеть поворачивающее транспортное средство, направо, затем снова налево. Совершить переход, контролируя движение транспорта с обеих сторон.

- Составь небольшой рассказ о перекрёстке.

Вопросы по теме "Аптека":

- Если кашель или грипп,

Или голос ваш охрип,

Если плохо человеку -

Мы торопимся в. (аптеку)

- Продавцы в её отделах

За стеклом в халатах белых,

Заболевшие всегда

От врача идут сюда. (Аптека)

- Для чего нужна аптека? (Чтобы продавать/покупать лекарства)

- Кто работает в аптеке? (Аптекарь)

- Здесь особенное царство:

В нём живут лекарства,

Мимо ваты, йода, шприцев

Коли мама ходит, как царица.

Кем работает мама Василисы? (Аптекарь, провизор, фармацевт)

- Важна ли профессия аптекаря? Почему? (Важна, потому что аптекарь помогает заболевшим людям выбрать нужное лекарство или посоветовать какие - то витамины, или приготовить лекарство по рецепту врача)

- Каким должен быть аптекарь? (Внимательным, вежливым, грамотным, образованным.)

- Какая одежда у аптекаря? (Специальная одежда: белый халат)

- Как назвать человека, который пришёл в аптеку за лекарством? (Покупатель)

- Там лежат на полках вряд

Не зефир, не шоколад,

Не печенье, не конфетки,

А различные. (таблетки).

- Названия каких лекарств ты знаешь?

- В овощах и фруктах есть.

Детям нужно много есть.

Есть ещё таблетки

Вкусом как конфетки.

Принимают для здоровья

Их холодною порою.

Для Дашули и Полины

Что полезно? -. (Витамины)

- Что, кроме лекарств и таблеток, можно купить в аптеке? (Бинты, вату, градусники.)

- Нужно ли покупать лекарства без назначения врача? Почему? (Нет. Можно не вылечиться, а навредить своему здоровью)

- Для чего нужен термометр? (Измерять температуру)

- Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Соблюдать правила гигиены, кушать фрукты, овощи.)

- Составь небольшой рассказ об аптеке.

Вопросы по теме "Парикмахерская":

- Ножницы, шампунь, расчёска,

Всем я делаю причёски,

Стригу и взрослых, и детей.

Отгадай меня скорей! (Парикмахер)

- Как называется профессия человека, который подстригает, делает причёски? (Парикмахер)

- Что такое парикмахерская? (Это место, где человек может подстричься, сделать причёску, покрасить волосы)

- Нужна ли профессия парикмахер? Почему?

- Каким должен быть парикмахер? (Внимательным, добрым, вежливым.)

- Что делает парикмахер? (Подстригает волосы, делает причёски, красит волосы)

- Что нужно парикмахеру для работы? (Ножницы, расчёска, фен, полотенца.)

- Какая одежда у парикмахера? (Спецодежда)

- Тебе нужно подстричься, ты пришёл в парикмахерскую, твои действия (Что ты скажешь)

- Скажи: причёска может быть какая? (Красивая, аккуратная, модная, стильная.)

- В женском зале кого подстригают? (Женщин)

- В мужском зале кого подстригают? (Мужчин)

- Ножницы, фен, нож, расчёска - что лишнее? Почему?

- Что одевает парикмахер человеку, которого стрижёт? Зачем? (Накидку)

- Послушай легенду.

В одном городе было две парикмахерских, в одной всё блестело, и сам парикмахер был гладко выбрит с отличной причёской, а в другой парикмахерской было грязно и не уютно, и сам парикмахер ходил "лесенкой" подстриженный. К одному парикмахеру ходили толпы народа, а к другому ходили редкие случайные посетители. Объясни, почему у парикмахеров было разное количество посетителей?

- Составь небольшой рассказ о парикмахерской.

Вопросы по теме "Пожарная часть":

- С огнём бороться мы должны.

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы? (Пожарные)

- Смел огонь, они смелее,

Он силён, они сильнее,

Их огнём не испугать,

Им к огню не привыкать! (Пожарные)

- Победит огонь коварный

Тот, кого зовут. (пожарные)

- По какому номеру нужно звонить при пожаре? (По номеру 01)

- В чём заключается работа пожарных? (Пожарные занимаются не только тушением пожаров, но и их предупреждением)

- Каким должен быть пожарный? (Храбрым, выносливым, ловким, сильным, дисциплинированным, внимательным, быстро принимать решения)

- Беда! Беда! Беда!

Бегите все скорей сюда!

Кругом и огонь, и дым, и угар.

В соседней квартире случился. (пожар)

- Чем тушат пожарные огонь? (Заливают водой из специальных шлангов - рукавов специальной пеной (огнетушители)

- Загудела, прилетела

И взялась скорей за дело.

Поливала, поливала.

Всё! Опасность миновала. (Пожарная машина)

- Какого цвета пожарная машина? Почему? (Пожарная машина красного цвета. Её все узнают и пропускают)

- У машины синий глаз

Вдруг включился ярко.

Как заревёт, завизжит,

Пропустить вперёд велит.

Кто б из вас сейчас сказал,

Как зовётся тот сигнал? (Сирена)

- Для чего пожарной машине сирена? (Когда едет пожарная машина, то все другие машины уступают ей дорогу, услышав звук пожарной сирены)

- Из - за чего может случиться пожар? (Из - за невнимательности людей, из - за неосторожные обращения с огнём)

- В мире есть она повсюду,

Без неё так трудно люду!

С огнём справиться всегда.

Друзья, что это? (Вода)

- Она о тесный домик свой

Лишь почесалась головой.

И сразу - словно не жила -

Сгорела, бедная, дотла. (Спичка)

- Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова,

Может час, а может два.

Ты его рукой не тронь:

Искусает всю ладонь. (Огонь)

-Как ты понимаешь пословицу: "ОТ искры пожар рождается".

- Как ты понимаешь пословицу: "Маленькая спичка сжигает большой лес".

- Как ты понимаешь выражение: "Спички детям не игрушка".

- Составь небольшой рассказ о пожарной части.

Вопросы по теме "Мой район":

- Как называется город, в котором ты живёшь? (Нижний Новгород)

- Нижний Новгород какой? (Красивый, чистый, ухоженный, современный.)

- Какие интересные места ты посетил в Нижнем Новгороде? (Краеведческий музей, цирк, кукольный театр, Кремль.)

- Люди, которые живут в Нижнем Новгороде, они кто? (Нижегородцы)

- Как называется твой район? (Нижегородский)

- Нравится ли тебе район, в котором ты живёшь? Чем он тебе нравиться?

- Что есть в твоём районе? (Детский сад, школа, аптека.)

- Как называется улица, на которой ты живёшь?

- Назови свой адрес.

- Опиши свой двор.

- Дом, в котором ты живёшь, он какой? (Многоэтажный - одноэтажный, большой - маленький.)

- Где ты больше всего любишь гулять?

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию пространственных представлений «Чудо-дерево» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра по формированию пространственных представлений «Чудо-дерево» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Чудо дерево» (для детей старшего дошкольного возраста). Иногда у детей старшего дошкольного возраста возникают трудности.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Ловкие пальчики»Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Ловкие пальчики» Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Ловкие пальчики» Цель: Использование специальных физических упражнений для профилактики.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Расскажи сказку»Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Расскажи сказку» Д/И «Расскажи сказку» Описание игры Для игры прилагается игровой конверт с картинками к русским народным и авторским сказкам: «Волк и лиса»,.

Дидактическая игра «Лото-тематический натюрморт» для детей старшего дошкольного возраста ПАСПОРТ дидактической игры лото «Тематический натюрморт» Возрастная направленность: дети старшего дошкольного возраста. Количество участники:.

Дидактическая игра «Нелепицы, или Что не так нарисовал художник?» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Нелепицы, или Что не так нарисовал художник?» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Нелепицы» или «Что не так нарисовал художник?»Подготовила: Седова Наталья Владимировна, воспитатель. Цель: формирование.

Дидактическая игра «Опасные ситуации» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Опасные ситуации» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра: «Опасные ситуации» (для детей старшего дошкольного возраста) Цель: Помочь детям закрепить представление об опасных.

Дидактическая игра по ОБЖ «Знакомые незнакомцы» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра по ОБЖ «Знакомые незнакомцы» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра по ОБЖ «Знакомые незнакомцы» для детей старшего дошкольного возраста. Изготовила: Седова Наталья Владимировна, воспитатель.

Дидактическая игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста[/b] «Отважный пожарный» ГУО «Ясли-сад №7 г. Береза».

Дидактическая игра по развитию речи «Мой, моя, мои, моё» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи «Мой, моя, мои, моё» для детей старшего дошкольного возраста Развивающая игра для развития речи – обучение правильному употреблению местоимений Мой, Моя, Моё, Мои в повседневной речи, согласованию.

Дидактическая игра «Весёлая математика» для детей старшего дошкольного возраста «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Мой район». Дидактическая игра по краеведению для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 марта 2019 в 13:17
+40Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Мой район». Дидактическая игра по краеведению для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Александровна Кудрина (УИ 1885275) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД