Приложение МААМ

Эссе «Моя педагогическая философия»

Светлана Пьяных
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы

Не тот учитель, кто получает воспитание

и образование учителя, а тот, у кого есть

внутренняя уверенность в том, что он

есть, должен быть и не может быть иным.

Эта уверенность встречается редко

и может быть доказана только жертвами,

которые человек приносит своему

призванию.

Л. Н. Толстой

Воспитание детей – наука более древняя, чем может показаться на первый взгляд. О воспитании говорили древние философы, создавая афоризмы, которые в ту пору и являлись «педагогическим» пособием и передавались из уст в уста. Антон Семёнович Макаренко писал, что если от человека не требовать многого, то много от него не получишь.

Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах

Почему я стала воспитателем?. Ещё в детстве, играя с девочками в «Школу», «Детский сад», рассаживая за столом куклы и мягкие игрушки, хотелось подражать воспитателям, учителям. Перед глазами был пример беззаветного служения детям, своей профессии: моя мама – педагог, учитель химии и биологии, учила ребят, отдавая им частичку своего сердца. Я, глядя на маму, мечтала учить и воспитывать детей, но меня тянуло к маленьким деткам – этим неразумным, доверчивым малышам, которые смотрят на тебя преданными и пронзительными глазками. Педагогическое училище, а впоследствии и Мичуринский государственный педагогический институт дали возможность осуществить мою мечту, я получила специальность, а вместе с дипломом не только теоретические, но и первоначальные практические знания.

Теперь, когда уже за сорок, и за плечами какая ни есть школа жизни, я поняла, что мой выбор правильный. Только эта профессия позволяет мне быть всегда в отличном настроении, забывать о болезнях, обо всех проблемах.

Анализируя прошедшие годы, размышляя о том, каким должен быть воспитатель, я, естественно, вспоминаю своих коллег, наставников, воспитанников и их родителей, т. е. всех тех, с кем мне пришлось встретиться на своем жизненном пути.

Началом моей педагогической деятельности была работа воспитателем в Детском доме им. А. В. Луначарского г. Рассказово. Вспоминаю, как страшно было от неизвестности, от неумения, от того, что многого не понимала. Однако, главное, что было осознано – это требование порядочности, трудолюбия, доброжелательности и терпения. Какое счастье было понимать, что ты причастен к великому делу воспитания, что, оставляя лучшую часть своей души, сея по мере своих сил то самое доброе, умное, вечное, видеть, как крошечные ростки твоей заботы и любви приросли и взошли, обещая дать урожай!

Опыт работы в Детском доме укрепил мою уверенность в правильности выбранного пути. Ежедневно в своей работе я встречала разновозрастных детей и понимала, что меня тянет всей душой и всем сердцем к малышам. Детский сад! Вот то, что мне надо! Вот то место, где я могу полностью раскрыться как воспитатель! Вот оно! Доверчивые глаза детей, пристально вглядывающиеся в тебя, ждущие заботы, защиты, опеки и внимания, открывающие в тебе что-то неизвестное.

Для меня быть воспитателем – это призвание. Это значит снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть незаметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка, быть интересным для него постоянно и принимать его таким, какой он есть.

Для меня быть воспитателем – это ответственность. Это значит видеть неповторимость каждого ребенка, понимать, что в твоих руках его душа и его жизнь, беречь их и стараться сделать всё, чтобы его детство было радостным, весёлым, интересным, ведь от того, как пройдёт детство ребёнка, зависит вся его дальнейшая взрослая жизнь.

Для меня быть воспитателем – это счастье. Это значит видеть, как растёт малыш, как с каждым годом он взрослеет, приобретает опыт общения и новые знания, ощущать его привязанность и доверие и бескорыстно отдавать ему свою любовь. Моя любовь к детям – это любовь к каждому: покладистому и трудному, подвижному и медлительному, дерзкому и вежливому, застенчивому и бойкому.

Утро. …Иду на работу в свой любимый детский сад. Я жду прихода детей. Все готово. Транспорт стоит в гараже. Ждет своих «водителей». Ждут своих «строителей» недостроенные дома. Лаборатория Почемучек ждет своих любопытных исследователей, чтобы в очередной раз покорить их новыми открытиями. Скоро начнется здесь кипучая работа. Книжный уголок раскрыл свои объятия для любителей чтения: чудесные сказки, фантастические рассказы о природе, любимые стихи с нетерпением ждут своих читателей. Что готовит мне новый день?

Дети приходят в садик с самыми разными настроениями и с самыми разными впечатлениями от событий раннего утра. Кто-то из них задорно хохочет, крепко прижимая к груди любимую игрушку, а кто-то хнычет, не хочет отпускать из цепких пальчиков родную руку. Я встречаю каждого с улыбкой, говорю: «Я так рада тебя видеть, Маша! Какая ты сегодня красивая! А какая у тебя игрушка! Она хочет познакомиться с нашей группой, детишками. Давай покажем ей, как у нас хорошо!» Маша смотрит на меня своими большими глазами и уже спешит рассказать своей игрушке о нашей группе.

Детей пришло еще совсем ничего, но уже беда! Пришел такой неугомонный, громкоголосый Саша и уже успел отличиться: забрал у Вани машинку, у Максима сбросил книгу на пол, успел толкнуть Злату. Мы с улыбкой миримся, обнимаемся и вспоминаем нашу любимую пословицу: «Как утро начнешь – так и день проведешь».

Большинство детей уже в группе, пора пообщаться…Я вглядываюсь в их лица. Вот они, все похожие друг на друга, но в то же время разные, мои дорогие, любимые малыши, без которых я не могу прожить и дня. Они смотрят на меня своими любопытными глазками, ждут, что же сегодня придумает для них Светлана Анатольевна. Со всех сторон невидимыми волнами, ласковыми, теплыми, как прибой моря, накатывает удивительный мир детства. Запахи. Ощущения. Я растворяюсь в этом мире - мире любви к детям. Я спрашиваю детей, конечно, о здоровье, об их самочувствии, о погоде, о настроении, решаем, чем будем заниматься в течение дня, главное для меня - научить их простому полноценному общению. За короткое утро надо успеть много - индивидуально позаниматься, позаботиться о цветах, в календаре отметить состояние погоды, а потом мы спешим на зарядку. Время подошло уже к завтраку.

Я заинтересовываю детей, говоря им: «Сегодня нам предстоит большой день открытий и путешествие в страну Знаний, а для этого нам необходимо пополнить свои силы. Предлагаю вам съесть всю кашу, ведь она непростая, а волшебная. Эта каша для настоящих богатырей. Она даст нам силы для знакомства с неизвестным». Ах, как приятно наблюдать за детьми, которые с быстротой и охотой поедают эту «волшебную» кашу, как они сидят за столами с прямой спинкой, стараются как можно тише стучать ложками - ведь они уже старшая группа, а это звучит гордо!

Начинается увлекательное путешествие к знаниям. Тревога всегда присутствует: как до каждого ребенка донести то, что знаешь сам, чтобы он тебя понял. Но тревоги напрасны, когда видишь заинтересованный взгляд и слышишь вопросы «А как?», «Почему?», «А зачем?», совместное с детьми дело проходит как одно мгновение. Они у меня такие любопытные, всё хотят знать.

Хорошо поработали, пора и прогуляться. Прогулка – самый увлекательный момент для детей. Я сама очень люблю природу и не упускаю возможности увидеть красоту любого объекта, при этом выражаю свои эмоции вслух, привлекая к обсуждению своих детей: «Посмотри, Карина! А что у нас случилось с берёзкой? Почему она побелела?» Карина вместе с другими детьми с удивлением смотрят на дерево и пытаются думать, рассуждать. Если они все время спрашивают, значит, я их заинтересовала. Довольные и нагулявшиеся мы возвращаемся в группу, беседуем, подводим итог первой половины дня, делимся впечатлениями, эмоциями и довольные и проголодавшиеся идём на обед. Если завтрак был для богатырей, то придумываем вместе с детками, кем будем во время обеда. После небольших дискуссий приходим к единому простому мнению - сделать приятное нашим поварам и сказать им «спасибо». Дружно берем ложки и «уплетаем» суп за обе щеки. Обед закончен, подошло время укладывать деток спать. Ну, с этим у нас все в порядке! Читаем сказку, закрываем глазки и ждем героев сказки во сне. Вроде все засыпают, только Сашеньку сон не одолевает. Никакие уговоры не берут. Придется присесть рядом и немного погладить. Не прошло и пяти минут – уснула.

Но день ещё не закончен, он продолжится после дневного сна и будет наполнен тоже интересными событиями. После сна мы попадаем вместе с детьми в удивительную страну игр, ведь без них не обходится ни один вид деятельности в детском саду.

В процессе игры, захватывающей и отнюдь не бессмысленной, приходят новые идеи. Система ТРИЗ работает, как говорится, без сбоев. Построили огромный дворец, в котором живут герои мультфильмов: Свинка Пеппа со своей семьёй. И вдруг случилось непредвиденное: пожар! К нам не могут проехать пожарные машины? Но мы не сдаемся. Найден выход - вертолеты с запасом воды. Приятный сердцу воспитателя момент: дети спешат на помощь любимым героям, они предлагают множество выходов из создавшейся ситуации, подсказанных каким-то внутренним чутьем или маленьким накопленным опытом. Сейчас важно, что мы самые лучшие в мире спасатели! Пусть ситуация вымышлена, смоделирована, но она обязательно затронет какие-то добрые струны души, и звучать они будут всю жизнь. И это в силах воспитателя, и делается с удовольствием!

Ещё древнегреческий философ Сократ говорил : «Все профессии от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач». Как тесно связаны между собой эти профессии! К каждой из них можно применить девиз: «Не навреди!»

«Не навреди – Педагог». Педагог, не искалечь ранимую, неокрепшую детскую душу! Здесь важно доброе ласковое слово, терпение, взаимопонимание. Уроки доброты, любви и сострадания, полученные в детском саду, останутся в сердце ребёнка, и он будет делиться этим со своими близкими. И в этом будет и моя заслуга.

«Не навреди – Судья». Педагог – Судья, который по справедливости и по совести разберёт любую ситуацию между детьми в группе, своим примером даст детям понять, что он всегда защитит и оградит от опасности.

«Не навреди – Врач». Педагог – Врач, который лечит без микстур, уколов, таблеток. Его целительное лекарство – это ласковое, правильно подобранное слово, улыбка, одобрение, похвала. Если малышу плохо, он может просто взять и приласкать его, почувствовать его тёплые ладошки, сказать ему, что он самый лучший.

Слова Гиппократа «Не навреди!» я считаю очень важными в своей работе.

Для своих воспитанников в детском саду, конечно, я мама: поговорю с каждым, посоветую что-то, придумаю новое, удивительное, научу видеть красоту окружающего мира, заинтересую для изучения неизвестного, огражу от обидчиков, помогу остановить споры, разногласия, пожалею. В своей работе считаю, что главным для ребёнка является забота о его здоровье. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем.

Я очень люблю свою работу, думаю, что профессия «воспитатель» - лучшая для женщины. Главное для женщины – это материнство, и я по-матерински, стараюсь окружить детей заботой, лаской и вниманием, а от детей в ответ получаю много позитивного, творческого, массу положительных эмоций.

Для меня воспитатель – это не просто профессия, это – состояние души, призвание. Мне очень близко восточное изречение: «Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит свет солнца, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину: одно произрастает на песчаной почве, другое – на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своём развитии». Так и в моей работе каждому ребёнку необходимо понимание его индивидуальности и неповторимости. Каждый день, встречаясь со своими детишками, я вижу в их глазах доверие, уважение и чувствую их ответную любовь. А для этого я просто живу детством, живу вместе с детьми: играю, мечтаю и фантазирую.

Для меня нет в жизни большего счастья, чем постоянно ощущать себя нужной детям. Ведь они – моё главное богатство!

Публикации по теме:

Эссе «Моя педагогическая философия» В образовании я нахожусь уже более пяти лет, из них полтора года я находилась в отпуске по уходу за ребенком. И именно рождение ребенка.

Эссе «Моя педагогическая философия» «Горжусь профессией своей, за то, что детство проживаю многократно» Я часто задумываюсь над тем, почему из тысячи профессий я выбрала именно.

Эссе «Моя педагогическая философия»Эссе «Моя педагогическая философия» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня на своей страничке я поместила эссе, подготовленное к конкурсу "Педагог года". Эссе «Моя педагогическая.

Эссе «Моя педагогическая философия» Как там у Евтушенко: «Во сне можно видеть всё то, что захочется, всё то, что бормочется, если не спим». Вот и мне сегодня приснился чудесный.

Эссе «Моя педагогическая философия» «Росток, доверенный нам мамой, Лелеем, любим и растим!» Моя профессия, доставляет радость мне и тем, кого ежедневно вижу на рабочем месте.

Эссе «Моя педагогическая философия» Я пришла в профессию не сразу: сначала хотела стать инженером - строителем, но случилось так, что попала в детский сад, где становлюсь каждый.

Эссе «Моя педагогическая философия» "Моя педагогическая философия" (эссе)«Лучший способ воспитать хороших детей - это сделать их счастливыми» О. Уальд Я воспитатель! Судьба,.

Эссе «Моя педагогическая философия. Моя мечта, моя любовь, мое призвание» О, смертные, мы всем другим наукам Стараемся учиться так усердно, А речь, единую царицу мира, Мы забываем? Вот кому служить Должны мы все,.

Эссе «Моя педагогическая философия» «Личность воспитывается Личностью. Благородный человек воспитывается Благородным человеком. Любовь воспитывается Любовью. Доброта воспитывается.

Эссе «Моя педагогическая философия» Возможно ли, что человеку при рождении начертана его судьба, выбор профессии и весь жизненный путь? Каждый из нас в определенное время задумывается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Моя педагогическая философия»
Опубликовано: 24 апреля 2017 в 18:37
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе «Моя педагогическая философия»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Пьяных (УИ 996255) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД